Актуальность. В современном мире важнейшими качествами личности становятся инициативность, коммуникативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти умения формируются с детства, и школа является чрезвычайно важным элементом в этом процессе.
Главная задача современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Главная цель изучения истории в современной школе – дать школьнику возможность проявить себя как образованную, развитую и воспитанную личность, способную к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом; активно и творчески использующую исторические знания в дальнейшей учебной и социальной деятельности.
Коммуникативные умения являются социально значимым качеством личности, а их формирование осуществляется у школьников в учебной деятельности. Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, тем более что их реализация происходит как раз в той или иной форме деятельности. Практика ежедневно доказывает, что на эффективность процесса обучения большое влияние оказывают коммуникативные умения самого учащегося.
Ключевым элементом современной модернизации российской школы является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного стандартом, стало обеспечение системно-деятельностного подхода. Один из возможных способов достижения указанных целей – использование в педагогической практике новых образовательных технологий. К их числу относится применение на уроках кейс технологии.
Проблемы деятельности были предметом исследования отечественных психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Ученые считают, что психика человека складывается в процессе деятельности, которая выступает как главное условие формирования психических свойств личности. В книге Л.П. Баданиной изложены основы психологии познавательных процессов. Автор рассматривает законы и особенности протекания познавательных процессов.
В курсе лекций по педагогической физиологии приводятся возрастные особенности развития детей школьного возраста, происходящие под влиянием обучения, физиологические основы организации и нормирования учебных и физических нагрузок. Возрастные особенности подростков и особенности развития познавательной сферы рассмотрены в книге для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли».
Проблемой активизации познавательной деятельности учащихся занимались многие методисты, психологи и историки. Так, в монографии «Методы активизации познавательной деятельности» авторов В.Н. Кругликова, Е.В. Платонова и Ю.А. Шаранова, представлены теоретическая база, методология и практика использования подходов к активизации личности в познавательной и профессиональной деятельности.
В настоящее время теоретические исследования В. Гаспарского, И.И. Ляхова, Н.Н. Нечаева, Л. Тодла, И.И. Пейша определяют кейс технологию как самостоятельный вид деятельности, овладевать которой можно не стихийно, на бытовом, житейском уровне, а целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Как отмечают известные современные ученые И.А. Зимняя, В.В. Рубцов, И.А. Сосова, В. Ф. Сидоренко, обучение с помощью кейс технологии, есть способ формирования коммуникативного взаимодействия с миром, снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом и образования в частности.
Модернизация содержания школьного образования открывает широкие возможности для реализации инновационного подхода. Кейс технология позволяет формировать человека, необходимого обществу будущего и уже сегодняшнего дня, формируется в процессе выполнения учебных заданий.
Таким образом, тема исследования, рассматривающая особенности использования кейс технологии как способа формирования коммуникативных умений, является актуальной. Эта тема изучена достаточно хорошо, но, частный вопрос, а именно: кейс технология как способ формирования коммуникативных умений на уроках истории в основной школе изучены недостаточно. В основном это обмен опытом педагогов истории.
Объект исследования. Формирование коммуникативных умений.
Предмет исследования. Кейс технология как способ формирования коммуникативных умений на уроках истории в основной школе.
Гипотеза исследования. Если на уроках истории систематически использовать кейс технологии, то коммуникативные умения учащихся повысятся.
Цель исследования. Выявит потенциал в использовании кейс-технологии для формирования коммуникативных умений на уроках истории в основной школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность кейс технологии, ее содержание;
- определить подходы к пониманию коммуникативных умений и выявить способы их формирования
- разработать и провести диагностику сформированности коммуникативных умений;
- разработать серию уроков направленных на формирование коммуникативных умений с использованием кейс-технологии.
Методы исследования. В процессе подготовки курсовой работы использовались общенаучные методы:
- анализ и синтез научной и учебной литературы по проблеме исследования;
- анкетирование для выявления коммуникативных возможностей учащихся;
- наблюдение за познавательной деятельностью учащихся основной школы на уроках истории во время проведения педагогического эксперимента;
- педагогический эксперимент с целью выявление методических условий формирования коммуникативных умений школьников на основе использования кейс технологии.
- математические и статистические методы обработки материала для выявления динамики результатов до эксперимента и после него.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы учителями истории и студентами исторического факультета на педагогической практике.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, каждая из которых заканчивается выводом, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных умений посредством кейса технологий
-
Сущность кейс – технологии
Одной из эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение и использование учебных кейсов в практику казахстанского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Метод кейс-стади впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе в 20-х годах XX века. Преподаватели школы очень быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того, чтобы ознакомиться с проблемой, найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. Существует несколько точек зрения относительно определений кейса. Его можно рассматривать как описание реальной ситуации, как «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии true life). Более общее определение звучит как события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, подтолкнуть студентов к обсуждению и анализу ситуации, принятию решения
Изучением и разработкой данного метода в России занимались Ю.Д. Красовский, Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапопорт, О.Г. Смолянинова и др.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как «case» означает:
1 – описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case-study»;
2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатные, аудио-, видео и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейс-стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.