ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В современном мире владение иностранными языками является одним из базовых требований к образованному человеку. Задачи, которые ставит перед нами глобализированный мир, можно решить только в условиях взаимопонимания и взаимоуважения. Владение иностранными языками может способствовать снятию международного напряжения.
Лингвисты убеждены, что «иноязычное образование должно обеспечить определённый уровень владения языком, позволяющий участвовать в межкультурной коммуникации. В Европе на протяжении нескольких веков господствовал грамматико-переводной метод».
Французский язык является разговорным и государственным языком не только для Франции, но и для большого количества франкоговорящих стран, с которыми нам необходимо выстраивать коммуникативные связи. Сегодня нам важно понять, какие цели должен ставить перед собой педагог, обучая французскому языку. Именно поэтому изучение методик преподавания актуально на данный момент.
Актуальность исследования коммуникативного метода обучения обусловлена еще и тем, что на сегодняшний день он широко применяется, как в специализированных школах, так и на языковых факультетах высших учебных заведений.
Целью данного исследования является выявление сильных и слабых сторон коммуникативного метода обучения иностранному языку на современном этапе.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
Дать определение коммуникативному методу обучения;
Проанализировать сущность коммуникативного метода;
Проследить историю использования коммуникативного метода обучения в мире;
Проанализировать положительные и отрицательные стороны современной практики применения коммуникативного метода обучения, основываясь на статьях педагогов, практикующих данный метод обучения на примере методического пособия для начальных классов автора Collette Samson «Alex et Zoé».
Объектом исследования является коммуникативный подход в обучении иностранному языку на современном этапе. Предметом исследования является коммуникативный подход в обучении французскому языку (технология обучения речевой деятельности: чтению, аудированию, письму, устной речи).
В данной работе мы будем опираться на научные труды Е. И. Пассова, И. А. Зимней, М. Вебера и других лингвистов. В качестве эмпирического материала нами будет рассмотрена коммуникативная программа Collette Samson «Alex et Zoé».
Данная работа состоит из Введения, трех глав и Заключения.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дадим определение коммуникативному подходу обучения. Коммуникативный подход в обучении – это подход, который «направлен на формирование коммуникативной компетенции и заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации»[1].
Существуют разные определения понятия «компетенция».
В толковом словаре С. И. Ожегова «Компетенция – это 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-н. полномочий, прав. К. суда. Дело не входит в чью-н. компетенцию»[2].
Сейчас данное понятие чаше используется «с когнитивистских позиций»[3]. Термин «языковая компетенция» был введен в обиход лингвистом Н. Хомским и обозначал «применение языка в практике общения и деятельности человека»[4], то есть «реальное использование языка»[5].
«В начале ХХ века с развитием компетентностного подхода в отечественной науке термины «компетенция» и «компетентность» стали применяться к оценке результата образования, а затем были зафиксированы в нормативных документах государственных стандартов третьего поколения. Обстоятельный анализ данной проблематики в ряде исследований в области педагогики и психологии образования и профессиональной деятельности (А. А. Вербицкий; Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; В. И. Загвязинский; И. А. Зимняя; Ю. Г. Татур; М. А. Холодная; А. В. Хуторской и др.) позволил их авторам разграничить данные понятия и наполнить их содержанием, отвечающим новой образовательной политики»[6].
В педагогика понятие «компетенции» обозначает «некоторые внутренние, потенциальные новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действия, систем ценностей, которые потом выявляются в компетентностях человека»[7].
При таком подходе обучения, предполагается, что учащиеся будут глубоко вовлечены в процесс обучения иностранным языком. Их «активная творческая деятельность»[8] будет мотивированна постоянным обращением к языку, «как к средству общения»[9].
На данный момент очень важным является развитие коммуникативной компетенции. Под коммуникативной компетенцией понимается «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах»[10].
Согласно «Центру современных методик преподавания», коммуникативная компетенция включает в себя: лингвистическую, речевую, социолингвистическую, социокультурную, социальную и стратегическую компетенции»[11].
Иностранный язык используется как средство в «проблемных ситуациях»[12], смоделированных педагогом. Учащиеся вовлекаются в «коллективные формы работы»[13]. Такими формами могут быть дискуссии, диалоги. Огромную роль в таком обучении играет «Мотивированность»[14], под которой понимается «потребность общаться на языке»[15].
«Ключевая задача коммуникативной методики состоит в том, чтобы студенты смогли в первую очередь свободно говорить на французском, а в итоге и думать на языке»[16]. Данный исследователь говорит о популярности данного подхода на современном этапе: «лидирующую позицию занимает коммуникативный подход, который направлен непосредственно на развитие общения»[17].
Вебер М. Избранные произведения.– М: Прогресс,1990. – 808 с.
Гусевская Наталья Юрьевна Эволюция методов обучения иностранному языку // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. №6.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. №2.
Кашина Е. Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка. Самара: Изд-во Универс-групп, 2006. 75 с.
Коммуникативная компетенция. [Электронный ресурс]: http://www.dioo.ru/harakteristiki.html. Дата обращения: 23.03.2019.
Коммуникативный метод обучения французскому языку. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/. Дата обращения: 25.03. Матвеева Т.С. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам. ПГУ, 2014. Ч.3.
Непочатых Е. П. Развитие представлений о понятиях «Компетенция» и «Компетентность» // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №20 (163). С. 3.
Всего 21 источник