ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
1.1. Сущность понятия «лечебная физическая культура»
1.2 Использование лечебной физической культуры в работе с детьми подверженных заболеваниям верхних дыхательных путей
ГЛАВА II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЮ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
2.1. Организация и методы исследования
2.2 Программа формирующего эксперимента
2.3 Анализ результатов контрольного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Бронхит – заболевание, в ходе которого из-за воспаления бронхов в их просвете скапливается большое количество слизи и воспалительного секрета. Естественная физиологическая реакция организма на такую ситуацию – сильный кашель, необходимый для очистки забитых мокротой бронхов и восстановления их проходимости для воздуха. При постоянных обострениях бронхитов на протяжении короткого времени (3-5 раз за 1 год), человеку ставится диагноз – хронический бронхит, который может развиться даже у детей.
Для борьбы с заболеванием верхних дыхательных путей врачи часто назначают комплекс специальных упражнений. ЛФК особенно актуально при хронической форме заболевания. Среди положительного действия на организм отмечается следующее: значительно улучшается газообмен в органах дыхания и всего организма в целом; мускулатура дыхательных центров укрепляется, и тонус всего организма повышается; ткани органов дыхания становятся более эластичными и упругими. ЛФК при ВДП не только помогает побороть недуг, он способствует повышению иммунитета. Организм начинает более активно бороться с недугом и препятствует развитию всевозможных осложнений, в том числе и появление сопутствующих заболеваний.
Объект исследования – процесс лечебной физической культуры детей с заболеваниями верхних дыхательных путей.
Предмет исследования - эффективность лечебной физической культуры у детей, подверженных заболеваниям верхних дыхательных путей.
Цель исследования: разобрать комплекс упражнений ЛФК, направленный на улучшение функции верхних дыхательных путей и оценить его эффективность.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретико - методологические основы лечебной физической культуры у детей с заболеваниями верхних дыхательных- путей.
Подобрать методики оценки состояния кардиореспираторной системы у детей.
Разработать комплекс упражнений ЛФК, направленный на улучшение функции верхних дыхательных путей.
Провести экспериментальное исследование по оценке эффективности разработанного комплекса лечебной физической культуры у детей с заболеваниями верхних дыхательных путей.
Методы исследования: теоретические: анализ литературных источников по проблеме исследования метода оценки состояния кардиореспираторной системы у детей, метод эксперимента.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
1.1. Сущность понятия «лечебная физическая культура»
Лечебная физическая культура является научно-практической, медико-педагогической дисциплиной, занимающейся изучением теоретических основ и методов использования средств физической культуры для лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также для профилактики различных заболеваний. Характерная особенность ЛФК, в сравнении с другими методами лечения и реабилитации, заключается в том, что она применяет в качестве главного лечебного средства физические упражнения - мощный стимулятор жизненных функций организма [1, с. 242].
ЛФК представляется не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным средством, способствующим воспитанию у больного сознательного отношения к использованию физических упражнений, а также активное участие в лечебном и реабилитационном процессах, в основе которого заложено обучение физическим упражнениям. В этой связи лечебная физкультура представляется не только лечебным, но и педагогическим процессом. Объектом воздействия ЛФК выступает больной со всеми особенностями реактивности и функционального состояния организма. Этим обуславливаются индивидуальные особенности применяемых средств и методов ЛФК, а также дозировка физических нагрузок в практике ЛФК.
ЛФК - метод естественно-биологического содержания, так как в его основе заложено использование биологической функции организма - движения, являющейся основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. Движения, стимулируя деятельность всех систем, способствуют повышению общей работоспособности организма [5, с. 318].
ЛФК - метод неспецифической терапии, а используемые в ней физические упражнения представляются неспецифическими раздражителями, которые вовлекают в ответную реакцию все звенья нервной системы. Физические упражнения способны оказывать избирательное влияние на различные функции организма, что приобретает особую важность при патологических проявлениях в отдельных системах и органах.
ЛФК - метод патогенетической терапии. Систематическое применение физических упражнений способно влиять на реактивность организма больного и патогенез заболевания, изменяет как общую реакцию организма, так и местное ее проявление [14, с. 118].
ЛФК - метод активной функциональной терапии. Регулярная и дозированная физическая тренировка стимулирует функциональную деятельность всех главных систем организма, способствуя функциональной адаптации больного к возрастающим физическим нагрузкам.
При использовании ЛФК расширяется непосредственная связь больного с природными и социальными факторами, что способствует его адаптации к внешней среде.
Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2016 – 777 c.
Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, 2016. - 424 c.
Генш Н.А. Справочник по реабилитации / Н.А. Генш. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 260 с.
Дейли Д. Лечебная гимнастика. Энциклопедия / Д. Дейли. - М.: Эксмо, 2015. - 224 c.
Епифанов В.А. Лечебная физическая культура / В.А. Епифанов. – М.: «ГЭОТАРМедиа», 2015. - 557 с.
Журавлева А.Н., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. Руководство для врачей / А.Н. Журавлева. - М.: Медицина, 2015. - 433 с.
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия/ Г.И. Каплан. — М.: Медицина, 2015. - С. 206-230.
Козырева О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия: Учебный словарь-справочник / О.В. Козырева. - М.: Книга по требованию, 2017. - 280 c.
Всего 13 источников