Введение
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста на примере применения в учебном процессе метода проектов
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения»
1.2. Метод проектов,
1.3. Развития исследовательских умений у младших школьников посредством проектной деятельности при изучении математики
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогический процесс развития исследовательских умений у младших школьников на уроках математики
2.1. Диагностика уровня развития исследовательских умений у младших школьников
2.2. Разработка комплекса проектов по математике направленных на развитие исследовательской умений младших школьников
2.3. Динамика уровня развития исследовательских умений у младших школьников
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. Федеральные государственные стандарты начального образования ориентированы на вхождение России в мировое образовательное пространство, а современное российское общество характеризуется становлением новой системы образования, когда ребенок представляется в роли активной и творческой личности, постоянно готовой к различным видам познавательной активности. Актуальная проблема современной начальной школы – это научить детей «учиться» и повысить качество их обучения, ведь современный ученик начальной школы уже должен уметь ориентироваться в огромном потоке учебной информации, уметь перерабатывать ее, находить наиболее эффективные способы работы с ней.
Исследовательские умения – это результат и мера исследовательской деятельности, способность к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемые в процессе решения различного рода исследовательских задач. Младшие школьники являются прирожденными исследователями, с постоянным стремлением к эксперименту, любознательностью и желанием находить ответы.
Одним из способов привлечения младших школьников к изучению математики и к развитию у них исследовательских умений, является проектная деятельность. Метод проектов впервые как образовательная технология возник в 20-х годах ХХ века в США. Его называли методом проблем. Этот метод характеризовался индивидуальной работой по совместно составленному плану. Сегодня метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой школьники приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических задач - проектов. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, соответственно оформленным практическим результатом, ведь результатом работы над проектом является какой-то определенный конечный продукт.
Педагоги редко используют проектную деятельность как средство формирования исследовательских умений на уроках математики, хоть технология проектирования предусматривает решение субъектом обучения или их группой определенной проблемы, в результате чего они получают определенную сумму знаний, в том числе и математических. Актуальность метода проектов также заключается в том, что заложенный в начальной школе уровень развития исследовательских умений, полученных в том числе с помощью проектной деятельности, будет активно влиять на последующее обучение в школе, ведь именно таким образом младший школьник научится процессу поиска, накопления и систематизации знаний в современном информационном мире.
На основе выше изложенного мы избрали тему выпускной квалификационной работы «Метод проектов как средство развития исследовательских умений младших школьников в процессе изучения математики».
Объектом исследования выступает процесс развития исследовательских умений младших школьников.
Предметом исследования является метод проектов как способ развития исследовательских умений.
Цель исследования: выявить условия эффективности использования метода проектов в развитии исследовательских умений младших школьников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, раскрывающую сущностные характеристики исследовательских умений.
Охарактеризовать метод проектов, его значение и место в процессе обучения.
Раскрыть организацию проектной деятельности младших школьников при обучении математики в начальной школе.
Выявить уровень сформированности исследовательских умений младших школьников и интерпретировать полученные результаты.
Разработать и реализовать комплекс проектов по математике для учащихся начальной школы.
Теоретическими основами исследования являются:
- психолого-педагогические теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л В Занков, Л М Матюшкин, Н. А. Менчинская, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эль-конин),
- концепция развития исследовательской деятельности детей (Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Н. А. Семенова);
- концептуальные основы проектной деятельности младших школьников (Е.В. Бондаревская, C.JI. Выготский, В.В. Давыдов, А. У. Зеленко, Ю.М. Лотман, И.С. Каган, В.Д. Симоненко, Е.С. Полат, С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- беседы с учителями, моделирование;
- педагогический эксперимент, статическая обработка и анализ результатов эксперимента;
- изучение продуктов исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что позволяет использовать материалы исследования в работе учителя начальных классов и при подготовке будущих педагогов начального образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем выпускной квалификационной работы составляет … страницы.
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста на примере применения в учебном процессе метода проектов
- Сущность понятия «исследовательские умения»
Исследовательские умения – это результат и мера исследовательской деятельности, способность к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемые в процессе решения различного рода исследовательских задач. «По Л. В. Занкову, исследовательские умения - это «стремление учащихся к познавательной активности, способности сравнивать, анализировать, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи»[1]. Младшие школьники являются прирожденными исследователями, с постоянным стремлением к эксперименту, любознательностью и желанием находить самостоятельное решение проблемы.
По словам Семеновой «исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знании и способов деятельности, она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческою потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения[2].
Психолого-педагогическая наука накопила ряд ценных методик по развитию исследовательских умений младших школьников, такие как экспериментирование, проектная деятельность, кейс-технологии, игровые технологии, умение работать с дополнительными источниками знаний и многие другие.
Основными формами развития исследовательских умений в соответствии с ФГОС НОО будут:
- Экскурсия
- Наблюдение
- Экспериментирование
- Коллекционирование
- Решение проблемных задач и ситуаций различной направленности
- Моделирование
- Игра по специальным правилам и в специальных условиях
- Реализация проектной деятельности
- Другие, узкоспециализированные формы, деятельности, развитые только в определенных образовательных учреждениях.
Один из вышеназванных видов исследовательских умений – это наблюдение за объектами окружающего мира, исследование их и экспериментирование с ними. Так, экспериментирование всегда рассматривается как практическая деятельность поискового характера и является актуальным методом познавательного развития младших школьников. Оно направлено на познание свойств, связей, качества предметов и различных материалов, ведь в экспериментировании школьник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Формированию исследовательских умений способствует исследовательский принцип в обучении, приобщающий учащихся к исследовательской культуре и предполагающий такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими науках, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания путем исследования явлений природы и общества[3]
Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков // Школьные технологии. - 2008. - № 4. - С. 47-50.
Сандалова Н. Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сандалова Наталья Николаевна; [Место защиты: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы]. - Уфа, 2016. - 230 с.
Середенко, П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения [Текст]: монография / П. В. Середенко; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Сахалинский гос. ун-т". - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. - 207 с.
Сергеев С.Ф. Обучающие свойства среды: смена парадигмы // Школьные технологии - 2008. - № 2. - С. 25–33.
Серых Л.В. Формирование исследовательских умений школьников в процессе практико-ориентированного обучения: учебно-методическое пособие / Л. В. Серых; Г. А. Белова; О. М. Понедельченко; Белгор. региональный ин-т повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. - Белгород: Константа, 2006 (Белгород: Тип. изд-ва «КОНСТАНТА»). - 135 с.
Семенова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Томск, 2007. - 203 с.
Современные образовательные технологии в школьном обучении математике [Текст]: монография / А. В. Молокова, Е. А. Рудакова, Т. В. Смолеусова, А. В. Тихвинская; Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования". - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2018. - 163 с.
Степанова О. В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 851-853.
Сластенин В. А. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / В. А. Сластенин. - М.: «Ось-89. - 2006. - 164 с.
Туркенов Т. К., Жапанова Р. Н. Формирование исследовательских умений школьников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 76-78. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9465/ (дата обращения: 01.12.2020).
Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Улан-Удэ, 5-7 ноября 2014 г.) / Министерство образования и науки Республики Бурятия, Бурятский государственный университет. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2014. - 247 с.
Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. - Волгоград.: Учитель, 2015. - 154 с.
Фролова, Е. Ю. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект) / Е. Ю. Фролова, Ю. Е. Фролова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 355-358. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51005/ (дата обращения: 07.12.2020).
Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 6. - С. 24–29.
Шумаков Н. Б. Развитие исследовательских умений личности / Н. Б. Шумаков. - М.: Просвещение, 2011. - 157 с.
Школа проектной и исследовательской деятельности: материалы региональной методической конференции, 31 марта 2017 г., г. Воронеж / ГБОУ ДПО ВО Институт развития образования; [ответственный редактор Н. В. Шишкина]. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017. - 287 с.