Введение
Глава 1. Теоретические основы методики обучения пунктуации в начальных классах
1.1 Лингвистические основы методики обучения пунктуации в начальных классах
1.2 Проблема формирования пунктуационных умений младших школьников в методической литературе
Глава 2. Проблемы формирования пунктуационных умений младших школьников в практике современной школы
2.1. Возможности учебников русского языка для организации работы над знаками препинания
2.2. Способы и приемы использования моделирования на уроках русского языка при формировании пунктуационных умений
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Один из важных моментов в начальной школе является обучение пунктуационной грамотности. Пунктуация считается составной частью общей языковой культуры школьников, обеспечивающей наиболее точное выражение мысли, а также взаимопонимание в письменном общении. Данную задачу реализуют в процессе обучения пунктуации. Ученик осваивает пунктуацию, как средство общения.
Пунктуация, как направление исследований в начальной школе непосредственно имеет связь с пунктуационной грамотностью, гарантирующей наиболее точное выражение мысли, понимания в письменном общении людей.
Базой, формирующей пунктуационные знания и умения, является обращение внимания обучающихся к знакам препинания, что собственно содействует осознанию и усвоению роли знаков препинания в процессе общения.
Пунктуационные умения отображают речемыслительную деятельность обучающихся.
Особое внимание теоретическим сведениям пунктуации уделяется в трудах таких учёных-лингвистов, как В.В. Бабайцева, Н.С. Валгина, П.А. Лекант. В трудах выше указанных учёных описаны принципы русской пунктуации, взаимосвязь, функции знаков препинания, определена роль пунктуации в письменной речи.
В трудах Л.Т. Григорян, В.А. Квирикашвили, Л.С. Трегубовой, Т.И Зиновьевой, Н.Е.Сломянской и др. в наибольшей степени освещена проблема обучения пунктуации младших школьников. Определяется роль принципов русской пунктуации для формирования устойчивых пунктуационных знаний и умений, осуществляется отработка основных пунктуационных понятий, определены пути формирования пунктуационных умений младших школьников.
В современных исследовательских работах подчеркивается важность учета коммуникативного назначения русской пунктуации при работе над знаками препинания (Л.С.Трегубова). Вопросам обучения пунктуации связного текста посвящено исследование А.И.Фигуровского.
Особое внимание в школьном курсе русского языка следует обратить на то, что пунктуация рассматривается только лишь в связи с изучением синтаксиса.
Программа для начального образовательного учреждения не определяет четко и не определяет точно уровни умений по пунктуации от класса к классу. В учебниках русского языка содержится значительное количество текстов. Однако данные тексты не имеют специальных заданий, которые могут быть направленны на организацию работы над знаками препинания. В учебниках представлены задания, которые предполагают обучение младших школьников созданию текстов разных типов и жанров, представляющих разнообразные синтаксические конструкции. Следует обратить внимание на отсутствие методических рекомендаций по организации работы над знаками препинания, которые используются в различного рода синтаксических конструкциях, в процессе изучения детьми создания текста.
Большим потенциалом в формировании пунктуационных умений у младших школьников обладает метод моделирования. На уроках русского языка метод моделирования традиционно применяется при работе с типовыми языковыми явлениями, имеющими структурную организацию: словообразовательные, грамматические, синтаксические модели и схемы. Применение схем в процессе обучения позволяет сделать его более наглядным.
Цель исследования: изучение возможностей моделирования в качестве средства формирования пунктуационных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования пунктуационных умений у младших школьников.
2. Изучить состав пунктуационных умений младших школьников в начальном курсе русского языка.
3. Рассмотреть способы и приемы использования моделирования на уроках русского языка при формировании пунктуационных умений.
4. Проанализировать различные УМК
Объект исследования – процесс формирования пунктуационных умений и знаний младших школьников.
Предмет исследования – моделирование как средство формирования пунктуационных умений и знаний младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы методики обучения пунктуации в начальных классах
1.1 Лингвистические основы методики обучения пунктуации в начальных классах
В процессе обучения пунктуации в начальных классах необходимо учитывать теорию принципов русской пунктуации и основные положения теории синтаксиса.
Слово пунктуация от лат. punctum означает - «точка». В лингвистическом словаре термин «пунктуация» рассматривается с одной стороны как система знаков препинания, с другой стороны как раздел грамматики, который изучает данные правила. Важной частью графической системы языка являются - знаки препинания. Знаки препинания - это условно принятые обозначения, которые помогают читающему, понять смысл написанного. Знаки препинания - это часть графической системы языка, которые помогают читающему понять смысл написанного.
Так, например, П.А. Лекант считает, что именно пунктуация является необходимым компонентом письменной речи. Автор писал, что «пунктуация имеет обязательный и общественный характер. По его мнению, значение и употребление знаков препинания определяется нормой, которая является одинаковой как для пишущего, так и для читающего. Именно с помощью пунктуации индивид может передать не только целенаправленность текста, но также структуру текста и что является немаловажным - особенности интонации. Одним из важных компонентов русской пунктуации является учение о принципах русской пунктуации. Главными принципами пунктуации являются следующие: смысловой, интонационный и грамматический» [11, c.70]..
Данные принципы пунктуации рассматриваются в русском языке, как взаимосвязанные, так как употребление знаков препинания зависит не только от смысла, но и от структуры предложения.
Одним из важных компонентов в теории русской пунктуации является учение о принципах русской пунктуации. Из многообразия принципов можно выделить следующие: грамматический, смысловой и интонационные.
- Грамматический принцип. Согласно грамматическому принципу, пунктуационные знаки являются показателями синтаксического строя речи.
- Смысловой принцип. В данном случае пунктуационные знаки выступают средством передачи определенного смыслового содержания на письме.
- Интонационный принцип. Данный принцип определяет необходимость внимания говорящего и пишущего к интонационной стороне высказывания.
В современной литературе данные принципы русской пунктуации рассматриваются во взаимосвязи. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что употребление знаков препинания зависит не только смысла, но также и от структуры предложения, и от интонации. Данную точку зрения можно проследить в работах таких учёных как: В.В. Бабайцевой, Н.С. Валгиной, П.А. Леканта.
Н.С. Валгина считает, что «основным назначением пунктуации является её указание на смысловое членение речи» [6, c.21]. И здесь, следует отметить, высказывания автора, относительно взаимосвязи пунктуаций и интонаций.
Интонация рассматривается Н.С. Валгиной как средство передачи смысловых значений, а также как показатель эмоциональной окраски речи.
Отмечая роль и значение интонации при расстановке знаков препинания, Н.С. Валгина останавливается на вопросе о различных функциях интонации в нашей речи. По словам автора, интонация хоть и может выступать как средство передачи смысловых значений, но передаёт только эмоциональные качества речи. В том случае, когда интонация передает смысловую значимость речи, интонационный принцип в расстановке знаков используется как сопутствующий смысловому. Интоннационный принцип действует в «чистом виде» только в тех случаях, когда интонация является показателем лишь эмоциональной окраски речи. Интонационнообусловленные знаки передают эмоциональную напряженность, речи, другими словами они отражают экспрессивность и особую выразительность речи [6, c.21].
В.В. Бабайцева пишет, что «основным критерием при постановке знаков препинания в тексте является смысловое членение речи» [2, c.100]. По мнению автора, именно смысловое членение речи совпадает не только с грамматическими, но и с интонационными членениями.
Известный учёный П.А. Лекант в своих трудах отмечает, что «современная пунктуация опирается в первую очередь на ритмико-интонационное членение» [11, c.70]. Автор, пишет, что нельзя построить все правила пунктуаций только лишь на каком-то одном принципе.
П.А. Лекант в своих трудах выдвигал мнение о том, что все принципы русской пунктуации являются основами современных пунктуационных правил. Автор считает, что главным назначением знаков препинания является особенность переноса звучащей речи на письмо таким образом, чтобы её можно было понять и воспроизвести. П.А. Лекант считал, что современная пунктуация опирается на три главных принципа, а именно:
- Структурный принцип.
- Семантический принцип.
- Ритмико-интонационный принцип [11, c.70].
Далее мы обратимся к характеристике функций знаков препинания, которые представлены в лингвистической литературе. Как известно, в русской пунктуации существуют стандартные знаки препинания, такие как:
- точка;
- запятая;
- многоточие;
- двоеточие;
- вопросительный знак;