Человек в своем развитии совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной период имеет свои особенности в речевом развитии, но наиболее важными ступенями в освоении речи являются дошкольный и младший школьный возраст.
Речь – социальное явление, средство общения и познания окружающего мира, планирования действий. В процессе развития у ребенка обогащается словарь, происходит овладение закономерностями словообразования, грамматики, синтаксическими конструкциями, усваивается фразеология. Эти средства языка используются для передачи знаний, в общении с окружающими людьми в процессе деятельности. Однако для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей необходимо создание определенных условий: потребность общения, создание речевой среды. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих, поэтому речевое развитие является одним из главных направлений работы в начальных классах.
Однако в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: у младшего школьника недостаточно развиты мыслительные процессы, необходимые для овладения грамотной речью, уровень речевого развития снижается, поскольку дети мало читают книг, не получают качественного, полноценного общения в семье, а стихийно усвоенная речь характеризуется примитивностью и не всегда правильна.
Для ребенка хорошая, грамотная речь – залог дальнейшего успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Согласно К.Д. Ушинскому, в усвоении языка роль имитации значительна и не является слепым подражанием, поскольку содержание речи ребенка вытекает из его жизненного опыта, из жизненных потребностей, выражения его мысли. В овладении ребенком языком одно лишь слушанье речи взрослых не может стать решающим фактором: для этого необходима речевая активность – усвоение речи только в процессе речевой деятельности, и данная закономерность речевого развития действует на всех возрастных этапах [39].
При целенаправленной работе по развитию и обогащению речи младших школьников предполагается введение в активный и пассивный словарный запас фразеологических оборотов. Использование фразеологизмов на уроках развития речи – залог активной познавательной деятельности обучающихся. Такие уроки пробуждают интерес к занятиям и сочетают в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Изучение фразеологических единиц на уроках литературного чтения и русского языка значительно пополняет знания школьников о лексике родного языка, а также создает базу для работы по развитию речи обучающихся:
- обогащение их фразеологического запаса;
- овладение лексико-стилистическими нормами;
- формирование монологической речи;
- обеспечение условий для ознакомления детей с языковыми особенностями литературных произведений;
- формирование базы для лингвистического анализа художественного текста.
Актуальность речевого развития младших школьников подтверждается и государственными документами. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия народа. В пояснительной записке примерной программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта внедрения Федерального государственного стандарта начального общего образования, прописаны задачи обучения. В достижении познавательной и социокультурной цели в числе практических задач изучения русского языка в начальной школе на первом месте стоит задача развития речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения [39].
Несмотря на теоретические и практические исследования по развитию речи детей младшего школьного возраста, проблема усвоения фразеологизмов обучающимися начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения не нашла на сегодня должного решения:
- не разработаны принципы отбора фразеологического материала;
- нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками;
- отсутствуют методические пособия по развитию речи посредством ознакомления с фразеологизмами младших школьников.
Практически работа над фразеологизмами сводится в основном к выяснению значения оборотов и выражений, которые встречаются при чтении художественных текстов.
Цель исследования: изучить методические приемы работы с фразеологизмами в начальной школе
Объект исследования: процесс обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: деятельность, направленная на обогащение речи младших школьников фразеологизмами.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую, психологическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести анализ программ и учебно-методического аппарата учебников с точки зрения возможности обогащения речи младших школьников фразеологизмами.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования: анализ, обобщение педагогического опыта.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.1. Лингвистические основы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения
Как научная дисциплина культура речи была разработана в рамках исследований в 20-х годах XX в. и по настоящее время была связана с риторикой, являлась частью основного цикла гуманитарных и лингвистических знаний учебного профиля в России. Изначально понятие «культура речи» носило персонифицированный оттенок, имело антропологическую направленность, рассматривалась как основа для развития общей культуры человека. Согласно Г.О. Винокуру, «культурностью говорящего» являются все требования, в том числе наличие лингвистического вкуса. В основу новой лингвистической дисциплины положены такие понятия, как норма и соответствующие использованию языковых средств требования. Норма языка представляет собой воплощенную и воплощаемую реальность; «социальный регулятор речевой деятельности» [3].
Литературная норма характеризуется следующими признаками:
– устойчивость;
– степень употребительности языкового явления;
– соответствие авторитетным источникам.
То есть литературная норма определяется внутренними законами развития языка и при этом обусловлена культурными традициями общества. Языковая норма – это комплекс установленных и общепринятых правил, таких как:
- правила произношения;
- правила словоупотребления;
- правила использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических, орфоэпических и других языковых средств. Однако культура речи помимо правильности включает в себя, согласно Г.О. Винокуру, другие аспекты.
Согласно его исследованиям, понятие культуры речи имеет смысл в аспектах правильности речи или умелой, искусной речи. В данном понимании находит отражение коммуникативный аспект культуры речи, природа которого тесно связана с закономерностями языка в целом.
Культура речи при своей характеристике совокупности представлений, навыков, речевых умений определяется как выбор и организация языковых средств, позволяющих в достижении поставленных коммуникативных задач личности обеспечить наибольший эффект при соблюдении современных языковых норм и этики общения в определенной ситуации общения [4].
В данном определении раскрывается этический аспект культуры речи, который является конкретизацией нормативности и коммуникативности в речевом поведении при конкретной ситуации общения.
В рамках данного исследования будем опираться на понятие «культура речи», согласно которому оно определяется как совокупность определенных качеств речи, при соблюдении норм литературного языка, оказывающих оптимальное воздействие на адресата. Рассмотрим объектное значение выделенного понятия «культура речи», опираясь на идеи и положения современной риторики и лингвистики (Л.К. Граудина, Н.В. Богданова, Л.А. Вербицкая, Е.Н. Ширяев, Т.А. Ладыженская, Ю.В. Рождественский, Д.Э. Розенталь и др.). Одним из главных коммуникативных качеств речи является ее богатство [8].
Выделяют обеспечивающие богатство речи структурно-языковые условия:
- достаточный объем активного словаря;
- разнообразие морфологических форм и синтаксических конструкций, используемых в речи.
Это обусловлено тем, что чем богаче словарь и больше развит грамматический строй речи говорящего, тем для работы над точностью и выразительностью благоприятнее условия.
Базовым признаком речи является точное употребление слов в полном соответствии с их лексическим значением, строгое соответствие слов обозначаемым явлениям действительности. Точность речи на уровне коммуникативно-целесообразной ее составляющей осмысливается шире:
- это правильное и оптимальное употребление слова;
- это выбор языковых средств, выражающих наилучшим образом содержание высказывания, раскрывающих тему и основную мысль, адекватная передача описываемой ситуации.
Для того чтобы была достигнута речевая точность, необходима развитая речь, обогащенная синонимикой. Вторым важным обстоятельством является то, что при оценке целесообразности выбора языкового средства необходимо ясное представление коммуникативной задачи, которой подчинен данный языковой отбор.
Точность речи обслуживает содержание речи, поэтому субъекту коммуникации важно понимать кроме самой темы основную мысль высказывания. В смысл слова включается весь объем образов и понятий, рождаемых в самом слове и между слов и строк высказывания [16].
В музыкальную сущность речи входят звуковые ритмы, благозвучие речи, тембр, динамика, длительность звука и др. Также сюда включается вся звуковая выразительность речи, к которой относится интонация.