Курсовая работа|Русский язык

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 41

Введение

Глава 1. Обогащение словарного запаса как одно из условий совершенствования речи

1.1 Понятие словарного запаса и его обогащение

1.2 Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Глава 2. Эмпирические исследования обогащения словарного

у учащихся 5 класса

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Анализ результатов исследования обогащения словарного запаса у учащихся

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Актуальность исследования обусловлена ​​тем, что на уроках русского языка мы часто встречаем скудные в лексическом плане ответы, речь современных школьников невыразительна, однообразна, забита нелитературными словами, изобилует орфоэпически и грамматически некорректным словом. Ответы детей на уроках, а также письменное творчество говорят о бедности словарного запаса, неумении владеть близкими и противоположными по смыслу словами, чувствовать и понимать переносные значения слов, правильно сочетать слова с точки зрения грамматики.

В век высоких технологий и стремительно меняющейся реальности в обиход входит все больше новых слов, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первоочередной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем больше слов произносит человек, тем точнее осуществляется общение между людьми, как устно, так и письменно. В решении этой задачи ученику в первую очередь помогают словари различной направленности, в частности лингвистической.

Объект исследования – процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы.

Предмет исследования – методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников.

Цель исследования - изучение аспектов обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение процесса обогащения словарного запаса как одного из условий совершенствования речи, в том числе изучение понятия «словарный запас» и его обогащения; выявление целей и источников обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

2. Эмпирические исследования методов обогащения словарного запаса у учащихся второго класса, в том числе: описание организации и методики исследования; проведение анализа результатов исследования.

Гипотеза исследования: благодаря систематическому использованию различных типов словарей на уроках русского языка, дидактических играх с использованием словарного запаса можно существенно обогатить словарный запас учащихся, повысить уровень их речевого развития и расширить словарный запас активного ученика.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по выбранной теме и экспериментальная эмпирическая работа с использованием дидактических письменных и устных игр.

Практическая значимость работы: разработанные дидактические игры можно рекомендовать учителям для работы над расширением и активизацией словарного запаса школьников 5-х классов. Эти дидактические игры могут быть основой для различных изучаемых тем.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

- применительно к школьному возрасту определена необходимость обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка:

- обоснована необходимость проведения словарной работы по закреплению знаний, умений и навыков учащихся.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Обогащение словарного запаса как одно из условий совершенствования речи

1.1 Понятие словарного запаса и его обогащение

Словарный запас - это набор слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми обладает человек, формирующий его словарный запас. Есть два типа лексики: активная и пассивная.

В психологии и в методах обучения языку (носителям и иностранцам) словарный запас носителя языка делится на две части: активный и пассивный. Разница между активной частью личного словарного запаса школьника и пассивной частью заключается в уровне владения словами. Владеть словом означает соотносить его с реальностью или концепцией, зная его семантику, совместимость и сферу использования. Если в сознании ученика слово имеет все указанные признаки, то оно включается в активную часть личного словарного запаса. Если слово в его сознании соотносится с реальностью или концепцией и понимает его, по крайней мере, в самой общей форме (он знает общие характеристики реальности или концепции), это слово включается в пассивную часть его личного словаря. Вероятность его использования в школьной речи невелика. Функция этих слов в личном словаре - дать понимание того, что читается или слышится [14, c. 184-189].

Разделение личного словарного запаса школьника на активный и пассивный обусловлено рядом причин: социальных, психологических и методологических. Все эти причины в той или иной степени либо увеличивают, либо уменьшают вероятность использования слов в речи школьников.

Табу - социальный, запрет на использование определенных слов. Это касается пошлостей, сленговых словечек, хотя в ситуациях общения друг с другом школьники довольно активно их используют.

Психологические причины включают в себя застенчивость детей использовать некоторые известные слова (особенно слова с качественным и оценочным значением) и подсознательное желание сэкономить языковые усилия.

Методологическая причина - недостаточная образованность школьников по сочетанию слов, выбору слов в зависимости от области общения.

Граница между пассивной и активной частями личного словарного запаса школьника достаточно подвижна: активный словарный запас увеличивается как за счет новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной части личного словарного запаса в активную. Задача учителя русского языка - помочь ученикам овладеть совместимостью и объемом пассивных слов с целью перевода их в активный словарный запас ученика, то есть решить обе задачи пополнения словарного запаса школьников, целенаправленно используя методические приемы, педагогические приемы, технологии и источники слов[8, c. 156].

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она структурирована. Направляя внимание детей на сознательное и длительное усвоение сложных, но жизненно важных для них слов, входящих в тексты учебных и художественных книг, можно легко связать различные виды лексической работы с содержанием занятий.

Работа со словом должна быть обязательной частью учебной структуры по любому предмету, а не только по русскому языку.

Основными обязанностями учителя в этом случае являются следующие положения:

- максимальное увеличение активного словарного запаса учащихся с учетом их возрастных навыков;

- научить употреблять слова в наиболее точном их значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованиями жанров и стилей;

- чтобы помочь школьникам стереть нелитературные, сленговые, архаичные и устаревшие слова из языка.

С пополнением словарного запаса на уроках русского языка также связан ряд методических проблем:

- подбор словарного запаса для изучения первого порядка;

- порядок, в котором разные группы слов включены в школьное употребление;

- приемы раскрытия значения слов;

Книги

  1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2013. – 368 с.
  2. Богуславская Н.Е., Капинос В.И. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.
  3. Гужва Ф.К. Основы развития речи / Ф.К. Гужва. – Оренбург, 2015. – 165 с.
  4. Денисова П.Н. Лексические минимумы русского языка / П.Н. Денисова. – М., 2014. – 36 с.
  5. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. – М.: Октава-К, 2017. – 288 с.
  6. Кочерга У.В. О проблеме обогащения лексического запаса младших школьников / У.В. Кочерга, Е.В. Ушакова. – Новосибирск: Изд. ООО «БАК», 2016. – 680 с.
  7. Кустарева В.А. Методика русского языка / В.А. Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. – М.: Фолиант, 2015. – 139 с.
  8. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская, Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.
  9. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 464 с.
  10. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку / Н.С.Рождественский, В.А. Кустарева. – М.: Просвещение, 2014. – 348 с.
  11. Соловейчик М.С., Жедек П.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. – М.: Дрофа, 2017. – 383 с.
  12. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. – Тверь: Наука, 2015. – 206 с.

Статьи

  1. Жарикова А.В. Многоаспектная работа над словом на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса учащихся / А.В. Жарикова // Вестник Вятского гос. гуманитарного университета. – 2014. - № 3. – С. 118-120.
  2. Корнеева Т.А. К вопросу о развитии словарного запаса учащихся на уроках русского языка / Т.А. Корнеева // Филология и культура. – 2016. - № 3 (45). – С. 184-189.
  3. Полякова С.В., Метликина Л.С. Работа со словарями как основной способ обогащения словарного запаса обучающихся / С.В. Полякова, Л.С. Метликина // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности. – 2016. – С. 208-216.
  4. Солошенко Н.А., Полякова М.А. Обогащение словаря учащихся лексемами различных тематических групп / Н.А. Солошенко, М.А. Полякова // Достижения науки и образования. – 2018. - № 12 (34). – С. 48-51.
  5. Хромова Е.В. Роль учебника в работе по развитию речи школьника / Е.В. Хромова // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 76-79.
  6. Чемекова А.Н. Обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка / А.Н. Чемекова // Студенческая наука и XXI век. – 2017. - № 14. – С. 358-360.
  7. Эмилбек К.С. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка / К.С. Эмилбек // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2018. - № 1 (43). – С. 182-184.
  8. Юрских А.Н., Попов Н.К. Методы обогащения словарного запаса учащихся / А.Н. Юрских // Наука и педагогика. – 2016. - № 4. – С. 112-117.
  9. Янборисов А.Ю., Маклакова Л.Д. Обогащение словарного запаса учащихся младших классов / А.Ю. Янборисов, Л.Д. Маклакова // Вестник Волгоградского гос. университета. – 2014. - № 3 (23). – С. 96-99.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Русский язык
2014 год 28 стр.
Курсовая Работа над сочинением-повествованием в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2013 год 26 стр.
Курсовая Работа над изложением в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2019 год 26 стр.
Территориальная дифференциация русского языка
Solnze

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское