Введение
Глава 1. Обогащение словарного запаса как одно из условий совершенствования речи
1.1 Понятие словарного запаса и его обогащение
1.2 Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Глава 2. Эмпирические исследования обогащения словарного
у учащихся 5 класса
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов исследования обогащения словарного запаса у учащихся
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность исследования обусловлена тем, что на уроках русского языка мы часто встречаем скудные в лексическом плане ответы, речь современных школьников невыразительна, однообразна, забита нелитературными словами, изобилует орфоэпически и грамматически некорректным словом. Ответы детей на уроках, а также письменное творчество говорят о бедности словарного запаса, неумении владеть близкими и противоположными по смыслу словами, чувствовать и понимать переносные значения слов, правильно сочетать слова с точки зрения грамматики.
В век высоких технологий и стремительно меняющейся реальности в обиход входит все больше новых слов, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первоочередной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем больше слов произносит человек, тем точнее осуществляется общение между людьми, как устно, так и письменно. В решении этой задачи ученику в первую очередь помогают словари различной направленности, в частности лингвистической.
Объект исследования – процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы.
Предмет исследования – методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников.
Цель исследования - изучение аспектов обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение процесса обогащения словарного запаса как одного из условий совершенствования речи, в том числе изучение понятия «словарный запас» и его обогащения; выявление целей и источников обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
2. Эмпирические исследования методов обогащения словарного запаса у учащихся второго класса, в том числе: описание организации и методики исследования; проведение анализа результатов исследования.
Гипотеза исследования: благодаря систематическому использованию различных типов словарей на уроках русского языка, дидактических играх с использованием словарного запаса можно существенно обогатить словарный запас учащихся, повысить уровень их речевого развития и расширить словарный запас активного ученика.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по выбранной теме и экспериментальная эмпирическая работа с использованием дидактических письменных и устных игр.
Практическая значимость работы: разработанные дидактические игры можно рекомендовать учителям для работы над расширением и активизацией словарного запаса школьников 5-х классов. Эти дидактические игры могут быть основой для различных изучаемых тем.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- применительно к школьному возрасту определена необходимость обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка:
- обоснована необходимость проведения словарной работы по закреплению знаний, умений и навыков учащихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Обогащение словарного запаса как одно из условий совершенствования речи
1.1 Понятие словарного запаса и его обогащение
Словарный запас - это набор слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми обладает человек, формирующий его словарный запас. Есть два типа лексики: активная и пассивная.
В психологии и в методах обучения языку (носителям и иностранцам) словарный запас носителя языка делится на две части: активный и пассивный. Разница между активной частью личного словарного запаса школьника и пассивной частью заключается в уровне владения словами. Владеть словом означает соотносить его с реальностью или концепцией, зная его семантику, совместимость и сферу использования. Если в сознании ученика слово имеет все указанные признаки, то оно включается в активную часть личного словарного запаса. Если слово в его сознании соотносится с реальностью или концепцией и понимает его, по крайней мере, в самой общей форме (он знает общие характеристики реальности или концепции), это слово включается в пассивную часть его личного словаря. Вероятность его использования в школьной речи невелика. Функция этих слов в личном словаре - дать понимание того, что читается или слышится [14, c. 184-189].
Разделение личного словарного запаса школьника на активный и пассивный обусловлено рядом причин: социальных, психологических и методологических. Все эти причины в той или иной степени либо увеличивают, либо уменьшают вероятность использования слов в речи школьников.
Табу - социальный, запрет на использование определенных слов. Это касается пошлостей, сленговых словечек, хотя в ситуациях общения друг с другом школьники довольно активно их используют.
Психологические причины включают в себя застенчивость детей использовать некоторые известные слова (особенно слова с качественным и оценочным значением) и подсознательное желание сэкономить языковые усилия.
Методологическая причина - недостаточная образованность школьников по сочетанию слов, выбору слов в зависимости от области общения.
Граница между пассивной и активной частями личного словарного запаса школьника достаточно подвижна: активный словарный запас увеличивается как за счет новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной части личного словарного запаса в активную. Задача учителя русского языка - помочь ученикам овладеть совместимостью и объемом пассивных слов с целью перевода их в активный словарный запас ученика, то есть решить обе задачи пополнения словарного запаса школьников, целенаправленно используя методические приемы, педагогические приемы, технологии и источники слов[8, c. 156].
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она структурирована. Направляя внимание детей на сознательное и длительное усвоение сложных, но жизненно важных для них слов, входящих в тексты учебных и художественных книг, можно легко связать различные виды лексической работы с содержанием занятий.
Работа со словом должна быть обязательной частью учебной структуры по любому предмету, а не только по русскому языку.
Основными обязанностями учителя в этом случае являются следующие положения:
- максимальное увеличение активного словарного запаса учащихся с учетом их возрастных навыков;
- научить употреблять слова в наиболее точном их значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованиями жанров и стилей;
- чтобы помочь школьникам стереть нелитературные, сленговые, архаичные и устаревшие слова из языка.
С пополнением словарного запаса на уроках русского языка также связан ряд методических проблем:
- подбор словарного запаса для изучения первого порядка;
- порядок, в котором разные группы слов включены в школьное употребление;
- приемы раскрытия значения слов;