Введение
Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря дошкольников синонимами и антонимами в условиях детского сада
1.1. Характеристика понятия «обогащение словаря»
1.2. Синонимы и антонимы как явления языковой системы
Выводы по главе 1
Глава 2. Методические основы обогащения словаря дошкольников синонимами и антонимами в условиях детского сада
2.1. Специфика обогащения словаря детей дошкольного возраста синонимами и антонимами
2.2. Комплекс упражнений по обогащению словаря дошкольников синонимами и антонимами
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
В дошкольном детстве закладывается фундамент общего развития ребенка. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности дошкольника. Роль дошкольного детства огромна в накоплении знаний и формировании словарного запаса. Ребенок, познавая окружающий мир, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Словарный запас детей формируется за счет познания окружающей действительности, предметного мира. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, лингвисты, педагоги как А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, А.В.Запорожец, А.А. Леонтьев, Е.И. Сохин, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин С.Н. Цейтлин и др.
Актуальность исследования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования говорится о том, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества как предпосылки обучения грамоте. То есть ФГОС ДО уделяет большое внимание развитию речи дошкольников, где одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса синонимами и антонимами.
Объект исследования: процесс формирования словаря синонимами и антонимами детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приёмы формирования словаря синонимами и антонимами у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование словаря синонимами и антонимами детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи:
1.Охарактеоизовать понятие «обогащение словаря».
2. Изучить синонимы и антонимы как явления языковой системы.
3. Проанализировать специфику обогащения словаря детей дошкольного возраста синонимами и антонимами.
4. Разработать комплекс занятий по обогащению словаря дошкольников синонимами и антонимами.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
– опытно-практическая работа по формированию словаря синонимами и антонимами дошкольников.
Методологическую основу настоящего исследования составили труды таких авторов как: Ю. Д. Апресян, А.В. Богатырева, Н. Ю. Борякова, Л.А. Введенская, Д.Х. Гафурова, А.И. Ковалева, Р.И. Лалаева, И.В. Серебрякова, А.Р. Лурия, Г.И. Лукина, Б.Б. Собирова, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин, С.Н. Шаховская, Л.П. Федоренко Л.П., Д.Б. Эльконин.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря дошкольников синонимами и антонимами в условиях детского сада
1.1. Характеристика понятия «обогащение словаря»
Дошкольный возраст - это период активного обучения и развития речи, а обогащение словарного запаса - признак опережающего речевого развития ребенка. Обогащение словарного запаса - необходимое условие для развития коммуникативных навыков детей [12]. Детям дошкольного возраста необходимо овладеть словарным запасом, который позволит им общаться со сверстниками и взрослыми и хорошо учиться в школе.
Обогащение словарного запаса - это процесс, направленный на расширение и совершенствование лексического состава языка. Это важное упражнение для обогащения языковых ресурсов, расширения словарного запаса и более точного и детального выражения чувств и мыслей.
Понятие обогащения словарного запаса охватывает широкий спектр деятельности. Оно включает в себя как индивидуальные усилия людей по изучению новых слов и расширению своего репертуара, так и систематические исследования и разработки, проводимые специалистами по языку и лингвистами [14].
Проблема словарной работы с детьми на этапе дошкольного детства исследовалась рядом ученых. Различные аспекты словарного развития дошкольников находят отражение в трудах педагогов, психологов, лингводидактов (О. Аматьева, А. Богуш, Н. Гавриш, В. Коник, К. Крутий, Н. Кудикина, И. Непомнящая, Ю. Руденко, Е. Тихеева, А. Шахнарович, М. Черкасов, К. Чуковский, О. Ушакова, В. Ядешко и др.). Обогащению словаря детей раннего возраста посвящены работы Ю. Аркина, В. Гербовой, Г. Ляминой. В научных трудах А. Иваненко, М. Кониной, В. Коник, Н. Кудикиной, Н. Луцан, Ю. Ляховской, Ю. Руденко, Н. Савельевой определяются особенности становления и развития словаря детей дошкольного возраста. Ученые исследовали также особенности усвоения семантики слов, уточнение и расширение значений уже известных в определенном контексте; использование тематического принципа введения лексики, ассоциативного сочетание слов (А. Арушанова, Л. Бирюк, Н. Гавриш, А. Илькова, О. Максаков, А. Лаврентьева, Е. Савушкина, Е. Струнина, О. Ушакова,). О. Дьяченко, О. Струнина, О. Смага рассматривают проблему интеллектуализации речи. Проблема выразительности детской речи находит отражение в исследованиях О. Аматьевои, М. Черкасова. Работы В. Ветрова, М. Яшиной, Я. Ядешко посвященные количественному накоплению словаря дошкольников. Особенности понимания детьми слов и понятий освещены в работе А. Логиновой [24].
Процесс обогащения словарного запаса включает в себя использование новых слов и выражений, как заимствованных из других языков, так и созданных в самом языке. Этот процесс отражает динамичную природу языка и его способность адаптироваться к меняющимся социальным реалиям и потребностям.
Например, заимствуя слова из других языков, язык приобретает новые понятия и способы выражения, становится более точным и эмоциональным. Языковое экспрессивное разнообразие развивается, когда слова и выражения из разных культур смешиваются и образуют новые комбинации.
Внутреннее обогащение словарного запаса также происходит, когда новые слова и значения создаются в самом языке. Это происходит за счет создания симиляров, изменения суффиксов, новых словосочетаний и кавычек [23]. Такие языковые изменения дают возможность более точно и ярко выразить различные ситуации, эмоции и понятия.
Обогащение словарного запаса имеет глубокие последствия как для исследований, так и для практики. Обогащение словарного запаса позволяет языковым сообществам сохранять динамичную и живую природу своего языка, общаться на более высоком уровне и точнее передавать свои чувства и мысли.
Однако не следует забывать, что обогащение словарного запаса должно сопровождаться контролем за сохранением вновь образованных слов и выражений. Осознанное использование новых слов и следование языковым нормам и правилам помогает сохранить языковую стабильность, обеспечивает понимание и взаимодействие между разными носителями языка.
Гафурова Д.Х. Роль устного народного творчества в развитии речи // Zbiór artykułów naukowych recenzowanych, 2020. С. 45
Гафурова Д.Х., Курбанова М.Ф. Формирование беглой речи у дошкольников путём чтения художественных произведений // Проблемы науки, 2021. С. 81.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения [Текст] : сб. метод. рекомендаций / сост. Н.В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 232 с.
Ковалева, А. И. Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. И. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53844/ (дата обращения: 06.12.2023).
Каплан М.С. Взаимосвязанное стилистическое употребление антонимов и синонимов // Учен. зап. Казан. гос. пед. ин-та. Казань, 1971. Сб. 3. С. 73–81.
Лалаева Р. И., Серебрякова И. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Союз, 2001. 224 с
Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1987. 240 с.
Лукина Г.И. Синонимы и антонимы в пределах лексико-семантической группы слов // Лексикографический сборник. 1963. Вып. 6. С. 105– 116
Новиков, Л. А. Антонимия в русском языке [Текст] : (Семант. анализ противоположности в лексике). - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 289 с.
Новиков Л.А. Учебная лексикография и ее задачи // Вопросы учебной лексикографии / Под. ред. П.Н. Денисова, Л.А. Новикова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. С. 3–15
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 223 с
Словарь синонимов: Справочное пособие / Ред. А.П. Евгеньева. Л.: Наука, 1975. 648 с.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2011. 144 с.
Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Владос, 2013. 287 с.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5-6 лет. 2-е изд., дораб. М.: Вентана – Граф, 2016. 272 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155// Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс].Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn (дата обращения: 06.12.2023)
Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М.: Просвещение, 2015. 240 с.
Федосов Ю.В. Принципы построения идеографического антонимо-синонимического словаря русского языка. Волгоград: Перемена, 2001. - 190 с.
Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М. : Просвещение, 2000. – 240 с.
Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997. С. 240–250.
Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2012. - 168 с.