Введение
Глава 1 Теоретические основы обучения чтению как виду речевой деятельности
1.1. Сущность чтения и его роль в обучении иностранному языку
1.2. Подходы к обучению чтению в начальной школе
Глава 2 Обучение чтению на уроках английского языка на уровне начального общего образования
2.1. Особенности формирования техники чтения на начальном этапе обучения английскому языку и проблемы возникновения трудностей
2.2. Методы работы с англоязычном текстом и формирование технологий извлечения информации из текста на уровне начального общего образования
Заключение
Список использованной литературы
Чтение на иностранном языке — это вид речевой деятельности, форма общения, которая является самым востребованным для подавляющего большинства людей. Чтение является ключом к пониманию и использованию английского языка. Оно позволяет получать информацию из различных источников, расширять свой словарный запас и повышать свои языковые навыки.
Актуальность данного исследования заключается в том, что чтение как вид речевой деятельности является наиболее необходимым и важным умением для учащихся начальной школы. Именно в начальной школе важно заложить прочный фундамент навыков чтения. По мере роста ребенка, умение читать становиться всё более необходимым для того, чтобы успешно учиться в школе.
Чтение, как одна из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку в школе, является залогом успешного приобретения новых знаний и всестороннего развития учащихся начальной школы. Чтение на иностранном языке на начальном этапе знакомит младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Таким образом оно способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке, способствует формированию положительной мотивации к дальнейшему изучению иностранных языков.
Степень изученности проблемы. Методологической основой исследования явились научные работы педагогов и психологов, таких как И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко, Е.И. Пассова, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова, в которых описывается процесс обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе.
Цель исследования: охарактеризовать особенности обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1) описать сущность чтения и его роль в обучении иностранному языку
2) проанализировать разные подходы к обучению чтению в начальной школе
3) выделить особенности формирования техники чтения на начальном этапе обучения английскому языку и проблемы возникновения трудностей
4) рассмотреть методы работы с англоязычном текстом и формирование технологий извлечения информации из текста на уровне начального общего образования
Объект исследования: чтение как вид речевой деятельности
Предмет исследования: обучение чтению в начальной школе
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение лингвистической литературы по теме исследования
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы
Глава 1 Теоретические основы обучения чтению как виду речевой деятельности
1.1. Сущность чтения и его роль в обучении иностранному языку
Чтение является сложным видом речевой деятельности, предполагающим интенсивное использование мыслительных процессов, обеспечивающих переработку поступающей информации, ее осмысление и интерпретацию. Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез, ссылаясь на определение З. И. Клычниковой, отмечают, что чтение как «процесс восприятия и активной переработки ин формации, графически закодированной по системе того или иного языка» [8, с. 102].
Согласно мнению Е.Н. Солововой чтение на иностранном языке как один из видов речевой деятельности наряду с говорением, аудированием и письмом, является важной частью иноязычной коммуникативной компетенции в качестве вида речевой деятельности, а также косвенной модели общения. Достичь естественного взаимодействия с носителями языка могут, в большинстве случаев, относительно немногие, тогда как, читать на иностранном языке могут почти все. Именно поэтому обучение чтению является целевой доминантой [20, c. 141]. Чтение, подразумевающее глубокие мыслительные процессы (анализ, синтез, умозаключение и др.), и его следствие – получение информации – играют большую роль в коммуникативной деятельности общества. Такой вид письменного взаимодействия гарантирует передачу накопленного человечеством опыта, совершенствует интеллект, усиливает чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает.
З.И. Клычникова считает, что чтение является процессом восприятия и обработки полученной информации, графически зашифрованной по системе того или иного языка в форме письменных и печатных текстов. Чтение ставит перед собой цели:
а) взаимодействия с их автором;
) расшифровывания имеющейся в тексте информации;
в) обучения родному и иностранному языку;
) развития личности читателя;
д) приобретения им эстетического удовлетворения и информативного воздействия;
е) усовершенствования образного мышления и выразительной речи;
ж) стимулирования психической деятельности читателя [10, c. 5].
1. Бим, И. Л. Теория и практика обучения английскому языку в младшей школе: Проблемы и перспективы / И. Л. Бим. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
2. Баранников, А.В. Об обучении иностранным языкам в III классе общеобразовательных учреждений России / А.В. Баранников // Иностранные языки в школе. - 2003 - № 4. - С. 3 - 6.)
3. Васильева, Т.Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №76-2. – C. 47–54.
4. Винокурцева, И.Г. Приемы организации интерактивного чтения в философии Whole Language («Язык как целое») // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 69–72.)
5 Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун - тов фак. ин. яз. высш. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3 - е изд., стер. – М. : Академия, 2015. – 336 с
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – М., 2019. – 300 с.
7. Гальскова, Н.Д., Никитенко, З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – М., 2015. – 150 с
Всего 20 источников