ВВЕДЕНИЕ
1. СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Значение семейного досуга в воспитании детей
1.2 Семейный досуг: сущность проблемы и состояние
2. ИЗУЧЕНИЕ ДОСУГА СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА №140 («МОРЖОНОК») ГОРОДА БРЯНСКА
2.1 Изучение организации семейного досуга воспитанников старшей группы
2.2 Рекомендации для родителей по формированию культуры досуга в семейном воспитании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Активное нравственное, физическое развитие ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми происходит не только во время занятий, но и в свободное от основной учебы время. Во время общего досуга ребенок взаимодействует с другими учащимися, со взрослыми в неформальной обстановке. Правильно организованный досуг помогает ребенку проводить с пользой для себя и окружающих свое свободное время. Досуговая деятельность для ребенка младшего школьного возраста является важнейшим фактором его физического, нравственного, интеллектуального развития. Занятия любимым делом поддерживают эмоциональное состояние ребенка, а творческое выражение эмоций способствует выходу из стресса, снятию тревожности и беспокойства. Это те переживания, которые часто сопровождают детей младшего школьного возраста в связи с изменением его социального статуса.
Цель курсовой работы – теоретически рассмотреть формирование культуры досуга в семейном воспитании.
Объектом исследования является культура досуга в семейном воспитании.
В качестве предмета исследования выступает изучение педагогических основ культуры досуга.
Задачи работы:
1. рассмотреть значение семейного досуга в воспитании и формировании правильного поведения детей;
2. изучить культурно-досуговую деятельность в семье;
3. провести анализ досуга семей воспитанников детского сада №140 («Моржонок») г. Брянска.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Значение семейного досуга в воспитании детей
Концепция досуга как фактора, интегрирующего рекреацию с физическим и духовным развитием личности, оказывающего существенное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в семье представлена в трудах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, Б.А. Титова, В.Е. Триодина и др.
Среди основных отраслевых проблем, препятствующих развитию культурной жизни, снижающих социально-культурный и личностный потенциал сферы культуры и досуга, по мнению Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова47, можно выделить такие проблемы как: снижение интереса населения к традиционным направлениям и формам работы учреждений; рост предпочтений населения «домашним» формам потребления культурных ценностей и в то же время неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных на оптимизацию именно семейного досуга. Данные проблемы совершенно очевидно выявляют огромную роль организации семейного досуга.
Организация досуга - одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени [2].
Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи – динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.
Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме.
Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что в основном главной является ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит недостаточно [5].
Основным принципом организации семейного досуга является ориентация на всех членов семьи, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей.
Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, вариативности поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготением к нестандартным досуговым занятиям.
Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.
1. Аллахвердян Ж.В. Роль семейного досуга в социализации дошкольника // Вестник научных конференций. – 2016. – № 5-2 (9). – С. 14-16. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26273444 (дата обращения: 10.11.2023). – Доступ после регистрации.
2. Гейнц Н.М. Организация семейного досуга в детском образовательном учреждении как фактор социализации дошкольников / Н.М. Гейнц, Т.Н. Якубова, Н.Н. Аксенова // Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: традиции, инновации, перспективы : сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. – Абакан, 2017. – С. 106-108. – Электрон. копия доступна на пед. портале А2B2. URL: http://a2b2.ru/storage/files/methodologicals/34099/40030_Chudaeva_Realizatsiya%20kompetentnostnogo%20podhoda%20v%20obrazovatelnom%20protsesse(2017).pdf#page=106 (дата обращения: 10.11.2023).
3. Глотова Е.Д. Роль семейных праздников в социализации личности // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : сб. ст. – Екатеринбург, 2013. – С. 2093-2098. – Электрон. копия доступна в репозитории УрФУ. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/51904/1/klo_2013_281.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
4. Гурьянова О.А. Роль семейного досуга в социализации ребенка // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. – № 3. – С. 109-112.
5. Дедюшина Е.В. Роль досуговых занятий семьи в социализации и воспитании подростков // Педагогическое образование на Алтае : электрон. журнал. – 2018. – № 2. – URL: https://journals-altspu.ru/pedagogical-education/article/view/1167 (дата обращения: 10.11.2023).
6. Зуева Т.В. Социализация подростков: роль интеграции социально-культурной деятельности школы и семьи // Вестник культуры и искусств. – 2015. – № 3 (43). – С. 155-160. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-podrostkov-rol-integratsii-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-shkoly-i-semi/viewer (дата обращения: 10.11.2023).
7. Индык М.Ю. Семейный клуб как один из институтов социализации детей и подростков // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2017. – С. 1615-1621. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32487399 (дата обращения: 10.11.2023). – Доступ после регистрации.
8. Рослякова Н.И. Возможности семейного досуга в социализации ребенка-дошкольника // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 11. – С. 69-72. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25127790 (дата обращения: 10.11.2023). – Доступ после регистрации.
9. Рослякова Н.И. Семейный досуг как первое социальное окружение дошкольника / Н.И. Рослякова, Д.А. Кураева // ЦИТИСЭ. – 2019. – № 1 (18). – С. 24. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292597 (дата обращения: 10.11.2023). – Доступ после регистрации.