Введение
ТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Многодетная семья как объект консультирования
правовые акты консультирования многодетных семей
Консультирование многодетных семей в Иркутской области
ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ В ЦОМ
Общая характеристика проекта
Экономическая база проекта
Ожидаемые результаты проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. Многодетность в большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии в семье трех и более детей (в ряде субъектов Федерации – пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей. На данный период уже при существующих формах социальной поддержки многодетные семьи просто обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально-экономических трудностей.
Значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи, можно утверждать, что ситуация осложнена и требует решения [1].
Если же смотреть на это с другой стороны, то, несмотря ни на что, именно многодетные семьи обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Если приложить большую часть усилий для стабилизации уровня рождаемости, а также постепенно формировать общественный стереотип семьи с более чем одним ребенком, всё это может способствовать поддержанию рациональной возрастной структуры общества и обеспечить вступление в эту жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, которые имеют возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным семьям, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.
Объект: многодетные семьи.
Предмет исследования: организация социальной работы с многодетными семьями.
Цель курсовой работы: определить теоретические основы, практические пути и способы организации социальной работы с многодетными семьями.
Задачи курсовой работы:
1)раскрыть понятие и категории многодетной семьи
2)изучить социальные проблемы многодетных семей
3)изучить меры социальной поддержки многодетных семей в РФ
4)проследить динамику многодетности в России
5)изучить особенности социальной работы с многодетными семьями РФ.
Методы получения данных: анализ литературы, сравнение, синтез, теоретический анализ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, исследования, заключения, библиографического списка.
1 ТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Многодетная семья как объект консультирования
Следует отметить, что проблема развития адаптации личности вызывала интерес не только у зарубежных авторов, но и у отечественных ученых. Большой вклад в решение этой проблемы внесла Н.К. Крупская, которая придавала большое значение игре. В своей работе «Игрушки для дошколят» она пишет: «Игра для них – труд, игра для них – учеба, игра для них – серьезная форма воспитания». Таким образом, игра является одним из эффективных средств адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации, так как она объединяет мир взрослых и мир детей, обеспечивая создание условий для психического развития и его адаптации [12].
Вопросам воспитания дошкольников и их адаптации к новым условиям внесла Л.Х. Шлегер – известный деятель дошкольного воспитания. Под ее руководством воспитатели использовали эмпирический метод изучения детей, их интересов. Детям была предоставлена полная свобода в играх и занятиях. В книге «Практическая работа в детском саду» были даны рекомендации о том, как работать с детьми, как задавать им вопросы, как развивать их наблюдательность, как рассказывать детям [13].
Мы считаем, что идеи педагога можно использовать и в наше время, так как идеи эти не утратили своей актуальности. А.С. Макаренко, также как и многие педагоги, придавал большое значение игре ребенка и игрушкам. Игра, по его мнению, доставляет ребенку радость творчества, радость победы, эстетическую радость. По нашему мнению, радость – это то чувство, которое способствует успешной адаптации ребенка к условиям детского учреждения [17].
Внимание к проблеме адаптации ребенка к дошкольному учреждению, осознание ее социального значения актуализируется в конце 1940-х – начале 50-х гг. Ш.А. Амонашвили разработал несколько рекомендаций, которые по нашему мнению помогут воспитателю создать благоприятные условия для успешной адаптации ребенка к детскому садику. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. Втретьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания.
В-четвертых, учителю или воспитателю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Мы также считаем, что многое в процессе адаптации ребенка зависит от личностных качеств воспитателя [13].
Н.Д. Ватутина для успешной адаптации рассматривает оптимизацию условий в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, рассматривает роль семьи в подготовке детей к детскому саду [19]. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности психического развития ребенка в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с родителями [20]. 10 В современной психологии адаптация изучается в тесной связи как с процессом развития интеллекта, так и со становлением личности ребенка в разные возрастные периоды. А.В. Петровский рассматривает адаптацию как один из этапов «восхождения личности к социальной зрелости». Адаптация, по его мнению, характерна, прежде всего, для эпохи детства.
Под адаптацией автор понимает усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Адаптация в сочетании с индивидуализацией и интеграцией обеспечивает ребенку успешный переход на новый этап общественного воспитания – в школу [15].