Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей волевой регуляции у обучающихся с различной учебной успешностью
1.1 Понятие о воле и волевой регуляции в психологических исследованиях
1.2 Особенности развития волевых качеств у детей младшего школьного возраста
1.3 Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей волевой регуляции у обучающихся с различной учебной успешностью
2.1 Организация исследования. Описание методик
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность. Волевые качества являются одними из важнейших характеристик личности. Они входят в психологическую структуру человека и играют решающую роль в достижении жизненных целей. Без волевых качеств невозможна успешная деятельность, особенно когда речь идет о преодолении внутренних и внешних препятствий.
Дети, занимаясь разнообразными видами деятельности, приобретают и развивают в себе волевые качества. Они развивают инициативу, решительность, самостоятельность, выдержку, мужество и дисциплинированность. Именно эти качества позволяют им стать уверенными, настойчивыми и целеустремленными людьми.
Воля является основной характеристикой личностного развития. Поэтому родители, педагоги и психологи должны уделять много внимания развитию волевой сферы у детей. Они должны помогать им развиваться, стимулировать их инициативу и учить преодолевать трудности. Только таким образом можно обеспечить эффективное развитие и успешное достижение жизненных целей.
Волевые качества – это неотъемлемая часть нашей личности. Они помогают нам преодолевать препятствия, преодолевать себя, идти к поставленным целям и достигать успеха. Поэтому ценность развития волевых качеств не может быть переоценена. Развитие волевой сферы становится уместной задачей для каждого человека, стремящегося к реализации своего потенциала и жизненных планов.
Изучение волевой регуляции поведения является актуальной темой в психологии, за которой пристально наблюдают отечественные и зарубежные исследователи. В поиске решения данной проблемы участие приняла ряд выдающихся психологов и представителей различных теорий и направлений. Среди отечественных ученых, занимающихся волей и волевой регуляцией поведения, заслуживают особого внимания А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, Н.Д. Левитов, А.И. Высоцкий, Е.П. Ильин, В.А. Иванников. Примечательно, что исследование воли как самостоятельного психического процесса и сложного многокомпонентного образования получило начало именно в научной школе В.И. Селиванова. Эта направленность исследований позволяют постепенно расширять знания о волевых процессах, их механизмах и влиянии на поведение.
Цель исследования: выяснить особенности волевой регуляции у обучающихся с различной учебной успешностью.
Объект исследования: волевая сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности волевой регуляции у обучающихся младшего школьного возраста с различной учебной успешностью.
Задачи:
Проанализировать теоретические основы изучения особенностей волевой регуляции у обучающихся с различной учебной успешностью.
- Провести эмпирическое исследование с целью выявления особенностей волевой регуляции у обучающихся с различной учебной успешностью.
Гипотеза исследования: обучающиеся с различной учебной успешностью имеют разные особенности волевой регуляции.
Методы исследования:
Опросник «Самооценка терпеливости» (Е.П. Ильин и Е.К. Фешенко). Тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозов
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан.
База исследования: МОУ СОШ.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей волевой регуляции у обучающихся с различной учебной успешностью
1.1 Понятие о воле и волевой регуляции в психологических исследования
Воля - удивительная способность человека преодолевать себя, ставить цели и достигать их. Воля как понятие зародилась в философии. Еще Платон определял ее как способность души управлять собой. Аристотель считал, что воля позволяет человеку контролировать свои желания и поступки. В эпоху Средневековья Фома Аквинский называл волю "разумным желанием". В психологии волю впервые начал изучать В. Вундт. Он определил ее как активное усилие сознания, направленное на достижение цели. Другой психолог, называл волю самостоятельной психической функцией [1].
Л.С. Выготский считал, что воля формируется в процессе социализации и является произвольным контролем поведения. Таким образом, в философии и психологии существуют разные подходы к пониманию воли, но объединяет их представление о воле как об источнике активности человека.
Воля в психологии - это определение способности человека сознательно контролировать свое поведение и преодолевать препятствия на пути к цели. Это активный процесс принятия решений и их реализации. Воля позволяет действовать осмысленно, а не под влиянием импульсивных желаний.
Воля - это проявление определенной социальной активности человека в различных областях его жизни, таких как труд, учебная деятельность и общение. Именно волевые качества личности позволяют человеку контролировать и управлять своими мотивами, учитывая, как его собственные потребности, так и потребности общества [3].
Волевые действия, по анализу А.Г. Ковалева, характеризуются наличием осознанно поставленных целей, наличием мотивации для достижения этих целей и преодолением препятствий на пути к их достижению. К волевым действиям относятся не только действия, направленные на преодоление препятствий, но и действия, связанные с организацией внутренней психической жизни человека, процессом мышления и контролем над своими эмоциями и чувствами [13].
В.И. Селиванов рассматривал волю как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в способности преодолевать внутренние и внешние препятствия при выполнении намеченных действий и поступков. Одним из основных свойств развитой воли, согласно В.И. Селиванову, является эффективное использование энергии [12].
Исследования А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Л.Ф. Лазурского, Н.Д. Левитова, С.Л. Рубинштейна, И.В. Страхова и Д.Н. Узнадзе показывают, что характер является основой воли, где собраны самые важные и устойчивые черты поведения, отражающие индивидуальность волевых качеств [5].
М. Брихцин считает, что волевые качества определяют способность личности к самосознательной саморегуляции, управлению собственной активностью, действиями и коммуникацией. Волевые качества относительно стабильны и индивидуальны, проявляясь при целенаправленном воздействии на внешнюю среду, внутренние процессы и состояния, а также на саму личность. Следовательно, волевые качества не являются свойствами воли как таковой, а представляют собой индивидуальные черты личности [15].
А.А. Крылов нашел важными черты волевой регуляции, которые становятся частью личности и проявляются в определенных ситуациях, связанных с преодолением трудностей [6].
Согласно Б.Н. Смирнову, волевые качества личности - это особые выражения воли, которые возникают в результате преодоления препятствий. Волевые качества отражают не только свободное управление, но и способность регулировать свою волю путем напряжения усилий. Некоторые проявления воли могут указывать не только на качество, но и на интенсивность усилий. Их значение не определяет сущность каждого волевого качества и его содержание [1].
Е.П. Ильин рассматривает волевые черты личности как особые способы осуществления волевых актов, которые являются характерными и стабильными для каждого человека [12].
Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 359 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9795-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513565 (дата обращения: 15.12.2023)
Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 267 с. - ISBN 978-5-4499-0796-7. – Текст непосредственный.
Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. — 479 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс. ISBN 978-5-9916-3035-1.
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. — Москва : РИОР : ИНФРА-М , 2015. - ISBN 978-5-458-17480-0. – Текст непосредственный.
Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы: Учебное пособие / Б.С. Волков. - м.: владос, 2013. - ISBN 978-5-691-01921-0. – Текст непосредственный.
Духновский, С. В. Психология личности и деятельности педагога : учебное пособие / С. В. Духновский. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2016. — 300 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-369-01537-7. – Текст непосредственный
Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. А. Иванников. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2006 (СПб. : Правда 1906). - 203 с. : табл.; 21 см. - (Классический университетский учебник / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова).; ISBN 5-469-01400-2 (В пер.) – Текст непосредственный.
Игнатенко М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников / Проблемы современного педагогического образования . - 2019. - № 63-2. - С. 199-202. — Текст : электронный- — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38170861. (дата обращения: 16.12.2023)
Константинов В. В. Методологические основы психологии / В.В. Константинов. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. - 200 с. - ISBN 978-5-49807-542-6. - Текст непосредственный.
Коржова Е.Ю. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения /Е.Ю. Коржова. — СПб.: Питер. 2020. - 544 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-4461-1545-7. – Текст непосредственный.
Леонтьева, В. Л. Психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Л. Леонтьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 151 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11924-4. – Текст непосредственный.
Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. – 318 с. ISBN 978-5-222-36838-1. – Текст непосредственный.
Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 415 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15965-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510373 (дата обращения: 16.12.2023)
Утлик, Э. П. Психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. П. Утлик. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с. - ISBN 978-5-7695-5088-1– Текст непосредственный.
Чумаков, М. В. Эмоционально-волевая сфера личности : учебное пособие для вузов / М. В. Чумаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 106 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13994-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519820 (дата обращения: 17.12.2023).