ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РФ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ
1.1. Проблема формирования экономических знаний у учащихся
1.2. Государственная политика занятости как составляющая экономических знаний учащихся
1.3. Роль государства в области обеспечения занятости населения
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РФ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ
2.1. Методические пути изучения политики занятости в РФ
2.2. Разработка урока обществознания по изучению политики занятости в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих познаний занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.
Политика занятости - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда. Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти. Политика занятости имеет свои особенности по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер по регулированию внутренних отношений занятости и внешних с другими странами по поводу миграционного обмена с международным рынком рабочей силы.
Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. Формирование новых экономических отношений, демократизация общества потребовали по-новому регулировать деятельность в области обеспечения занятости населения. Перед новыми руководителями государства встала проблема катастрофического роста безработицы. Поначалу появление безработных благотворно повлияло на развитие экономики: вместо неспособных нормально работать, попавших под сокращение, на производстве остались грамотные и ответственные работники, повысилась эффективность производительного труда. Изменился и сам подход к работе: люди стали "держаться за место" боясь быть уволенными. В то же время стали проявляться и негативные стороны безработицы. О них можно говорить бесконечно долго. Это и рост преступности, и существенный отток средств из государственного бюджета на различные социальные выплаты (пособия, материальная помощь и др.). Итак, возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости.
Целью данной курсовой работы является опредление методических путей политики формирования знанй учащихся о политике занятости в РФ на уроках экономики и обществознания.
Задачи исследовавния:
- раскрыть проблему формирования экономических знаний у учащихся;
- представить государственную политику в сфере занятости как важный компонент экономиеских знаний учащихся;
- определить роль государства в формировании занятости населения;
- изучить методические пути изучения политики занятости в РФ;
- разработать урок обществознания по изучению политики занятости в РФ.
Предмет исследования: государственная политика занятости как лемент экономических знаний учащихся.
Объект исследования: особенности изучения политики занятости в РФ на уроках экономики и обществознания в школе.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы, обобщение, наблюдение, синтез.
База исследования: Лицей №26 , г. Саранск, ул. Серадзская д. 21, 11 класс, 21 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РФ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ
1.1. Проблема формирования экономических знаний у учащихся
Средства массовой информации ежедневно публикуют бесчисленные экономические новости и отчеты. Показатели экономической активности, налоги, индексы потребительских цен в целом; наряду с мерами по решению проблем безработицы или окружающей среды, они являются обычными темами любого журналистского комментария. Несмотря на свою сложность, они популяризируют экономические аспекты наследия привилегированных классов; хотя из-за своей важности и воздействия они ежедневно представляют интерес для большего числа людей, среди которых сами учащиеся и их семьи. В то же время студенты ошеломлены бессвязным представлением цифр, сокращений и концепций, которое в то же время мешает пониманию функции общества, в котором экономика играет в настоящее время такую важную роль. Однако мы знаем, что большая часть этих понятий усваивается вне рамок школы, в высшей степени функционально и, следовательно, без рефлексивной поддержки, которая позволила бы получить соответствующее представление об экономической системе [3, c. 36].
Так, например, выпускник обязательного образования может рассматривать загрязнение как неизбежное зло, не сомневаясь, что вредного воздействия на окружающую среду и здоровье можно избежать, если компании будут соблюдать экологические меры; или, если вы считаете, что социальные пособия по безработице являются универсальными и неограниченными, возможно, вы не приложите достаточно усилий во время учебы, чтобы получить соответствующую подготовку, которая гарантирует доступ к достойной работе и, таким образом, предотвратит рост этого социального бедствия.
Рыночная экономика, породившая сумистскую модель социального развития, парадоксальным образом требует экономической грамотности населения. Экономическая система в принципе требует, чтобы потребители обладали значительными возможностями для успешного экономического выбора; и, соответственно, требования системы потребления и производства требуют экономической активности пользователей для защиты общественных и государственных интересов. Например, если человек понимает, что природные ресурсы безграничны, он не будет возражать против того, чтобы оставлять краны открытыми или свет включенным-при условии, что он может себе это позволить, - даже если существуют институциональные кампании по повышению осведомленности населения о необходимости экономии энергии и воды. Как можно видеть, неосведомленность в данном случае приводит к увеличению личного потребления и расточительству общественных товаров и услуг [8, c. 37].
Индивидуальные потребности и социальные потребности составляют основу, на которой строится настоящая базовая экономическая подготовка, позволяющая учащимся первого курса получить знания и оценить элементарные аспекты экономической системы; особенно учитывая, что не все студенты продолжают обучение после обязательного.
Базовая экономическая грамотность молодого поколения является настолько неоспоримой реальностью, что с шестидесятых годов двадцатого века во многих странах, входящих в нашу культурную орбиту, в учебные программы дошкольного и начального образования были включены основы экономической грамотности. В противоположность этому, в российском случае интеграция произошла только по одной специальности бакалавриата, минуя остальные специальности и образовательные этапы.
Однако есть много учителей - женщин, которые, понимая эти причины, открывают свои классы для этих учений, характеризующихся актуальностью своих знаний и жизненной функциональностью.
Последствия, которые вызывают экономические события и конъюнктуры, влияют, как мы видели, на экономических агентов: предприятия, администрацию и семейную экономику, в которую погружен учащийся, хотя иногда уровень понимания этих фактов населением в целом и детьми в частности низкий., и в высшей степени поверхностный. В связи с этим учителю начальной школы необходимо выбрать подходящие экономические знания для преподавания этого предмета, потому что, как известно, никто не может преподавать то, чего не знает. Какие науки изучают экономические факты?, как работает экономика? какие проблемы актуальны для школьной среды? они обобщают некоторые вопросы, которые позволяют нам в этой главе проанализировать основные экономические концепции, темы и проблемы, чтобы внести свой вклад в совершенствование экономической подготовки учителей начальных классов, основы желаемого экономического образования [38, c. 53].
Анашкина, И. В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И. В. Анашкина. – Тамбов : Издательство ООО Орион, 2021. – 39 с.
Байзеров, В. А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации : ученое пособие / В. А. Байзеров. – Москв : ФЛИНТА, 2019. – 84 с. – URL: http://e.lanbook.com/view/book/62950/ (дата обращения: 02.11. 2023).
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. – Москва : Юрайт, 2022. – 274 с.
Выготский, Л. С. Основы дефектологии : собрание сочинений : В 2 томах. Т. 5 / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1983. – 368 с.
Генике, Е. А. Активные методы обучения: новый подход. – Москва: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. – 176 с.
Гугнина, О. В. Активные и интерактивные методы обучения обществознанию: учебно-методическое пособие. – Оренбург : Издательство ОГПУ, 2019. – 64 с.
Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений / М. Н. Гуслова. – 8-е изд., стер. – Москва: Академия, 2019. – 317 с.
Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 182 с.
Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии : учебное пособие / Н. И. Запрудский. – 2-е изд. – Минск : Белорусский Дом печати, 2019. – 288 c.
Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно–методическое пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. – Санкт-Петербург : СПбГИЭУ, 2020. – 252 с.
Зельдович, Б. З. Активные методы обучения : учебное пособие для вузов / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 201 с.
Землинская, Е.Н. Экономическое образование в школьной программе // М.: Народное образование. – 2022. – № 10. – С.220-228.
Иванова, Л. Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Ф. Иванова; под реакцией Л. Н. Боголюбова. – Москва : Дрофа, 2018. – 606 c.
Кашапов, М. М. Неимитационные методы обучения: методические указания / М. М. Кашапов. – Ярославский Государственный университет, Ярославль. 2021. – 32 с.
Коростелева, А. А. Основы реализации воспитательного потенциала учебного предмета «обществознание» / А. А. Коростелева // Проблемы современного образования. – 2019. – № 3. – С. 91–99.
Короткова, М. В. Методика обучения истории: от классики к инноватике: учебник / М. В. Короткова; Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва : МПГУ, 2020. – 247 с.
Кругликов, В. Н. Интерактивные образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 355 с.
Курьянов, М. А. Активные методы обучения: методическое пособие / М. А. Курьянов, В. С. Половцев. – Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО«ТГТУ», 2018. – 80 с.
Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. – Москва : Юрайт, 2022. – 248 с.
Лукьянова Р. Формирование системы практических умений и навыков учащихся на уроках экономики // Народное образование . – 2019. – № 10. – С. 157.
Марусева, И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов / И. В. Марусева. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 624 с.
Матис, В. И. Современные модели школьного образования: школа глобальной ориентации: учебное пособие для вузов / В. И. Матис. – 2-е изд., доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 211 с.
Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для вузов / О. Б. Соболева, Д. В. Кузин, Л. В. Искровская [и др.]; под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. – Москва : Юрайт, 2022. – 474 с.
Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для / А. Г. Важенин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2019. – 264 с.
Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразовательных организаций : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. В. Белявский [и др.] ; под редакцией Л. Н. Боголюбова. – Москва : Просвещение, 2018. – 350 с.
Околелов, О. П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности : настольная книга педагога / О. П. Околелов. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 272.
Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – Москва : Просвещение, 2021. – 192 с.
Попова, С. Ю. Кейс-стадии : принципы создания и использования: учебное пособие / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. – Тверь : СКФ-офис, 2020. – 114 с.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предметной области «История и Обществознание» : в редакции от 11 декабря 2020 года : Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря // Кодекс : [сайт]. – 2022. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902254916?ysclid=l8e70w77sg967255992 (дата обращения: 02.11. 2023).
Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации: сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции (г. Москва, 26 ноября 2015) / составители: Е. Е. Вяземский, Ю. В. Романов, И. Ю. Синельников ; под редакцией И. Ю. Синельникова. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016. – 120 с.
Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения: учеб. пособие/ Т.И. Ермакова, Е.Г. Ивашкин; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е.Алексеева. – Нижний Новгород. – 2019. – 158 с.
Прямикова, Е. В Теория и практика изучения обществознания в школе : учебно-методическое пособие / Е. В. Прямикова, Н. В Ершова ; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2019. – 278 с.
Столь, А. В. Педагогика высшей школы: современные методики обучения за рубежом : учебное пособие для вузов / А. В. Столь. – Москва: Юрайт, 2022. – 180 с.
Сударчикова, Л. Г. Введение в основы педагогического мастерства: учебное пособие / Л. Г. Сударчикова. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 377 с.
Токмаков, Г. П. CASE-технологии проектирования информационных систем: учебное пособие / Г. П. Токмаков. – Ульяновск: УлГТУ, 2018. − 224 с.
Толочко, А. В. Теория и методика обучения обществознанию в школе: учебное пособие / А. В. Толочко. – Елец: Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, 2019. – 124 с.
Факторович, А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для вузов / А. А. Факторович. – Москва: Юрайт, 2021. – 128 с.
Шевенько, Г. А. Использование методов поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе / Г. А. Шевенько // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 34. – С. 53–57.