В рамках реализации реформы образовательных учреждений планируется создать программу образовательных услуг, позволяющих детям рано повзрослеть. В стране сохраняется низкое качество жизни детей. Для них характерно увеличение числа детей, рожденных с различными отклонениями, рост заболеваемости и инвалидности. Динамика общего характера инвалидности очевидна: увеличивается количество детей-инвалидов в возрасте до 3 лет. В связи с этим все большее значение приобретает оценка раннего психоречевого развития и позитивная работа при психологической, клинической и медицинской помощи семьям и детям раннего возраста с отклонениями в развитии.
Необходимость оказания комплексной психологической, медицинской и медицинской поддержки семьям, воспитывающим ребенка с особыми образовательными потребностями на раннем этапе, может быть одним из факторов, позволяющих выбрать образовательные возможности.
Важнейшим этапом развития в раннем детстве является речь. Все остальные линии развития в эти годы определяются онтогенезом языка (Л. С. Выготский, Т. Н. Ушакова и др.).
Органические поражения центральной нервной системы; Ю.А. Разенкова 1998, 2004 изучала развитие речи детей вследствие воздействия социальной депривации.
Деятельность Р.Э. Левина, С.А. Миронова, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина, О.Е. Громова и другие сыграли важную роль в решении этой проблемы в коррекционной педагогике. В современной клинической практике хорошо разработаны методы выявления недоразвитости речи и языка в раннем детстве.
Умение говорить в первые годы жизни способствует изменению всех функций психики ребенка, качественным изменениям мышления, восприятия, памяти, улучшает всю деятельность и социализацию детей.
Отсюда следует следующее, актуальным становится проведение психолого-педагогической работы по стимулированию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Это может являться залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функции, профилактики вторичных отклонений в развитии.
Учитывая выше сказанное, можно сформулировать вытекающие отсюда противоречия:
– между высокими требованиями к речи дошкольников и будущих школьников и отсутствием эффективных технологий развития речи детей раннего возраста, как основы успешного формирования личности в целом;
– между низким уровнем представлений родителей о вопросах развития речи детей раннего возраста и отсутствием эффективных технологий взаимодействия педагогов и семьи по данному направлению.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: какой должна быть система стимулирования речевой активности детей 2–3 лет с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать систему стимулирования речевой активности детей 2–3 лет с задержкой речевого развития.
Объект исследования: процесс развития речи у детей 2–3 лет с задержкой речевого развития.
Предмет исследования: система работы по стимулированию речевого развития, направленная на предупреждение вторичных нарушений в развитии психических функций у детей с задержкой речевого развития.
На основании цели сформулированы задачи исследовательской работы.
- На основе анализа теоретической и методической литературы изучить состояние проблемы, определить понятийное поле исследования.
- Выявить уровень речевой активности детей 2–3 лет с задержкой речевого развития.
- Разработать и апробировать систему работы, направленную на стимулирование речевой активности детей 2–3 лет с задержкой речевого развития.
- Проверить эффективность разработанной системы работы.
В исследовании использованы следующие методы:
– методы теоретического исследования:
Анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта организации ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с задержкой речевого развития;
– методы эмпирического исследования:
Праксиметрические – изучение, анализ личных дел и медицинских карт воспитанников, участвующих в эксперименте; экспериментальные – психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, количественный и качественный анализ продуктов речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗРР
1.1 Проблема развития речи детей раннего возраста с ЗРР
Необходимым моментом реформирования системы образования является задача выявления и коррекции различий в процессе развития, поскольку с ее помощью можно включить в образование в первую очередь детей с ограниченными возможностями) [1, С.15].
Процесс распознавания речи ребенка в раннем возрасте важен и занимает место основной линии развития ребенка, так как развивает ребенка в зависимости от окружающего мира (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская), Б.С.Мухина, Д.Б.Эльконин и др.) [2, С.26].
Новым направлением педагогики и психологии сегодня является изучение речевого развития ребенка. Изучением речевых особенностей детей раннего возраста занимаются многие специалисты различных областей специальной медицины: Н.Д. Шматко изучал речь детей с нарушениями слуха и различными психическими расстройствами; Е.Ф. Архипова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько рассмотрели развитие речи у детей с двигательными нарушениями; двигательной системы. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг изучал развитие речи у детей с потерей слуха; Э.А. Стребелева изучала речь детей с органическими поражениями центральной нервной системы; Ю.А. Разенкова изучала развитие речи детей вследствие воздействия социальной депривации [3, С.564].
Практические коррекционные исследования для достижения цели своевременного коррекционного вмешательства представляют проблемы, которые до сих пор недостаточно изучены. Это связано с выявлением основных критериев отклонений в процессе формирования речи у детей раннего возраста и необходимо отличать задержку скорости речевого развития от развития речевого нарушения ребенка [4, С.8].
Многие авторы описывают причины задержки развития словарного запаса [5, С.29].
– Детская речь становится ненужной, в связи с тем, что взрослые не считают нужным общаться с маленьким ребенком или, наоборот, стараются угадать и исполнить все его желания, не вызывая тем самым у ребенка потребности. выражать свои чувства и потребности словами;
– Генетические особенности развития детского организма, что выражается в быстрой скорости роста клеток, отвечающих за развитие речи;
– Заболевания, возникшие в родах, в родах и на первом году жизни, а также поражения головного мозга, вызванные гипоксией, травмами и инфекционными заболеваниями;
– Отсутствие или нарушение слуха у ребенка влияет на развитие речи, поскольку речь может складываться только на основании услышанного.
Современная медицина выделяет две причины задержки речи:
– наличие недостатков условий социального воспитания и наличие ошибок обучения;
– недоразвитие сенсорики и моторики ребенка [6, С51].
К первому фактору относятся различные формы неадекватной образовательной практики в семейном или детском учреждении. Это может варьироваться от чрезмерной защиты или пренебрежения со стороны взрослых до детей. В любом случае у ребенка плохая моторика речевого общения. Такое заболевание определяется клинической медициной как задержка скорости развития речи, имеющая функцию состояние. Если вы начнете работать в нужное время и измените свое образование, затем задержка по мере развития речи ускоряется и полностью корректируется.
Ко второй группе факторов относится недоразвитие речи, когда в клинической картине видны неврологические заболевания или незрелость или недостаточное развитие сенсомоторного уровня, то коррекция заболевания означает необходимость изменения состояния образования, т.к. а также помощь специалистов, работающих с маленькими детьми, в форме консультирования или организованного обучения. Процесс исправления такого типа речи занимает длительное время и требует вложения большого количества сил и внимания [7, С.48].