Процесс обучения способствует развитию мышления. Развитие мышления обучающихся – является основной задачей школьного образования. Мышление как наиболее сложный познавательный психический процесс является одним из самых важных процессов развития личности, оно воздействует на воспитанность и самостоятельность человека как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления ребёнка. Младший школьный возраст открывает большие потенциальные возможности многостороннего развития ребенка, что определяет высокая сензитивность этого периода. Проблемой развития мышления у детей младшего школьного возраста занимались такие ученые, как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Ю. М. Колягин, А.. Эльконин и др.
В период младшего школьного возраста мышление ребёнка находится на переломном этапе развития - совершается переход от наглядно-образного, являющимся основным для данного возраста, к вербально-логическому, понятийному мышлению (1). Витюк М. А., Китаева Н. Н., Костырева А.А., Лутшева М.В., Степанова Л. В. Особенности развития вербально-логического мышления младших школьников с дисграфией // Специальное образование. 2015. С. Это не означает что ребенок не может мыслить логически. У него развиваются логические универсальные действия и приемы такие как анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, сравнение, классификация, рассуждение и другие. Однако основной формой остается мышление, которое опирается на наглядность. Данные процессы являются основой логической деятельности, поэтому можно точно сказать, что уже с первого класса необходимо уделять особое внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам логической деятельности. Означает, что целью каждого урока ставится развитие мышления учащихся.
Актуальность данной темы определяется тем, что у ребёнка младшего школьного возраста происходят важные изменения в психическом развитии, а именно усвоение и накопление новых знаний, а также благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у ребёнка развивается в доступных формах этого возраста теоретическое мышление, т.е. мышление в понятиях.
В результате развития иного уровня мышления, происходит реконструкция других психических процессов. Следовательно по причине развития теоретического мышления у ребенка младшего школьного возраста реконструкция всей познавательной сферы составляет главное содержание умственного развития.
Объект исследования: мышление младших школьников.
Предмет исследования: развитие мышления младших школьников.
Цель работы: выявить и изучить особенности развития мышления младших школьников, провести диагностику уровня развития мышления и проанализировать результаты.
Задачи работы:
- Изучить психолого-педагогическую литературу и подходы развития мышления младших школьников.
- Определить сущность основных понятий.
- Выявить особенности развития мышления младших школьников.
- Организовать и провести диагностику для выявления уровня развития мышления младших школьников.
- На основе результатов исследования описать особенности мышления младших школьников.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, обработка результатов эксперимента.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Общая характеристика мышления
Человеку необходимо предвидеть последствия каких-либо явлений, событий или действий. Чтобы сделать это, следует обобщать факты и предметы и на основе этих обобщений делать вывод относительно других предметов и фактов того же рода.
Этот переход происходит благодаря исключительному психическому процессу — мышлению. Мышление является высшим познавательным процессом, которое есть у каждого человека. Суть процесса состоит в создании нового знания на основании изменения человеком действительности.
Процесс мышления с далеких времен интересовал человека. Психологи начали исследовать данный процесс еще в XVII веке, способность мыслить считали врожденной, а само мышление сравнивали с логикой.
Сократ считал мышление способом познания самого себя и мира, при этом в процессе человек самосовершенствуется.
Великий философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит я существую». (стр 5) Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —272 с. Данная формула говорит, что мышление это признак существования человека и выдвигает мышление на первый план в его психической жизни.
По мнению, Н. Ф. Талызиной, Н. А. Менчинской и Н. Б. Истоминой, мышление способно к оперированию понятиями и суждениями.
1.2. Особенности мышления у детей младшего школьного возраста
Общество развивается с быстрой скоростью и из ходя из этого сведения, полученные из различных источников, уже у младших школьников вызывают потребность раскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, побуждают мыслить.
Никогда вопрос об интелектуальных возможностях детей младшего школьного возраста не имел одинакового ответа. Но, после проведения ряда исследований и опытов выяснилось, что умственные возможности ребенка не настолько узкие, как предполагалось ранее. Стало понятно, что при создании всех необходимых условий, а именно при специальной методической, четко разработанной организации обучения, младший школьник может усваивать любой абстрактный теоретический материал. Рассматривая понятие «мышление» следует отметить, что существует несколько взглядов. На основе работ В.В.Давыдова, можно сделать вывод о том, что дети младшего школьного возраста не редко владеют элементами алгебры, геометрии, физики. У ребенка и до овладения системой знания имеются не сильно
выраженные задатки умения обобщать, анализировать, синтезировать. И после становления дошкольника младшим школьником эти задатки перестраиваются. Общее перестает быть лишь собирательной совокупностью отдельных вещей, отдельных предметов. Теперь оно превращается в совокупность однородных, логически между собой связанных свойств.
Важное значение в мышлении ребенка получают родовые и видовые понятия, которые особое, главенствующее место в классифицирующих отраслях науки.
А также развиваются индукция и дедукция. Анализ и синтез выходят на новую ступень, усложняются, начинают использоваться по новому. Мысль перестает быть случайной, иногда бессвязной, а переходит к более существенному, основательному. Но при этом ограниченность мышления никуда не исчезает. В какой-то мере, какие-никакие существенные связи познаются лишь потому что они даны во внешнем чувственном содержании опыта. Мышлению ребенка на этом уровне начинает быть доступным научное знание, ибо его суть в познании конкретных фактов, их классификации, систематизации. Всё доступные мышлению ребенка понятия, суждения, умозаключения получают на этой ступени развития новое строение.