Курсовая работа|Педагогика

Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 36

Введение

Глава 1.Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста

1.1. Общая характеристика мышления

1.2. Особенности мышления у детей младшего школьного возраста

Выводы по главе 1

Глава 2. Практическая часть

2.1. Методы исследования уровня развития у детей младшего школьного возраста

2.2. Исследование особенностей мышления у детей младшего школьного возраста

2.3. Анализ результатов исследования

Выводы по главе 2

Заключение

Литература

Приложения:

 

Процесс обучения способствует развитию мышления. Развитие мышления обучающихся – является основной задачей школьного образования. Мышление как наиболее сложный познавательный психический процесс является одним из самых важных процессов развития личности, оно воздействует на воспитанность и самостоятельность человека как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления ребёнка. Младший школьный возраст открывает большие потенциальные возможности многостороннего развития ребенка, что определяет высокая сензитивность этого периода. Проблемой развития мышления у детей младшего школьного возраста занимались такие ученые, как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Ю. М. Колягин, А.. Эльконин и др.

В период младшего школьного возраста мышление ребёнка находится на переломном этапе развития - совершается переход от наглядно-образного, являющимся основным для данного возраста, к вербально-логическому, понятийному мышлению (1). Витюк М. А., Китаева Н. Н., Костырева А.А., Лутшева М.В., Степанова Л. В. Особенности развития вербально-логического мышления младших школьников с дисграфией // Специальное образование. 2015. С.  Это не означает что ребенок не может мыслить логически. У него развиваются логические универсальные действия и приемы такие как анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, сравнение, классификация, рассуждение и другие. Однако основной формой остается мышление, которое опирается на наглядность. Данные процессы являются основой логической деятельности, поэтому можно точно сказать, что уже с первого класса необходимо уделять особое внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам логической деятельности. Означает, что целью каждого урока ставится развитие мышления учащихся.

 

Актуальность данной темы определяется тем, что у ребёнка младшего школьного возраста происходят важные изменения в психическом развитии, а именно усвоение и накопление новых знаний, а также благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у ребёнка развивается в доступных формах этого возраста теоретическое мышление, т.е. мышление в понятиях.

 

В результате развития иного уровня мышления, происходит реконструкция других психических процессов. Следовательно по причине развития теоретического мышления у ребенка младшего школьного возраста реконструкция всей познавательной сферы составляет главное содержание умственного развития.

 

Объект исследования: мышление младших школьников.

 

Предмет исследования: развитие мышления младших школьников.

 

Цель работы: выявить и изучить особенности развития мышления младших школьников, провести диагностику уровня развития мышления и проанализировать результаты.

 

Задачи работы:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу и подходы развития мышления младших школьников.
  2. Определить сущность основных понятий.
  3. Выявить особенности развития мышления младших школьников.
  4. Организовать и провести диагностику для выявления уровня развития мышления младших школьников.
  5. На основе результатов исследования описать особенности мышления младших школьников.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, обработка результатов эксперимента.

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Общая характеристика мышления

Человеку необходимо предвидеть последствия каких-либо явлений, событий или действий. Чтобы сделать это, следует обобщать факты и предметы и на основе этих обобщений делать вывод относительно других предметов и фактов того же рода.

Этот переход происходит благодаря исключительному психическому процессу — мышлению. Мышление является высшим познавательным процессом, которое есть у каждого человека. Суть процесса состоит в создании нового знания на основании изменения человеком действительности.

Процесс мышления с далеких времен интересовал человека. Психологи начали исследовать данный процесс еще в XVII веке, способность мыслить считали врожденной, а само мышление сравнивали с логикой.

Сократ считал мышление способом познания самого себя и мира, при этом в процессе человек самосовершенствуется.

Великий философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит я существую». (стр 5) Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —272 с. Данная формула говорит, что  мышление это признак существования человека и выдвигает мышление на первый план в его психической жизни.

По мнению, Н. Ф. Талызиной, Н. А. Менчинской и Н. Б. Истоминой, мышление способно к оперированию понятиями и суждениями.

 

1.2. Особенности мышления у детей младшего школьного возраста

Общество развивается с быстрой скоростью и из ходя из этого сведения, полученные из различных источников, уже у младших школьников вызывают потребность раскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, побуждают мыслить.

Никогда вопрос об интелектуальных возможностях детей младшего школьного возраста не имел одинакового ответа. Но, после проведения ряда исследований и опытов выяснилось, что умственные возможности ребенка не настолько узкие, как предполагалось ранее. Стало понятно, что при создании всех необходимых условий, а именно при специальной методической, четко разработанной организации обучения, младший школьник может усваивать любой абстрактный теоретический материал. Рассматривая понятие «мышление» следует отметить, что существует несколько взглядов. На основе работ В.В.Давыдова, можно сделать вывод о том, что дети младшего школьного возраста не редко владеют элементами алгебры, геометрии, физики. У ребенка и до овладения системой знания имеются не сильно

выраженные задатки умения обобщать, анализировать, синтезировать. И после становления дошкольника младшим школьником эти задатки перестраиваются. Общее перестает быть лишь собирательной совокупностью отдельных вещей, отдельных предметов. Теперь оно превращается в совокупность однородных, логически между собой связанных свойств.

Важное значение в мышлении ребенка получают родовые и видовые понятия, которые особое, главенствующее место в классифицирующих отраслях науки.

А также развиваются индукция и дедукция. Анализ и синтез выходят на новую ступень, усложняются, начинают использоваться по новому. Мысль перестает быть случайной, иногда бессвязной, а переходит к более существенному, основательному. Но при этом ограниченность мышления никуда не исчезает. В какой-то мере, какие-никакие существенные связи познаются лишь потому что они даны во внешнем чувственном содержании опыта. Мышлению ребенка на этом уровне начинает быть доступным научное знание, ибо его суть в познании конкретных фактов, их классификации, систематизации. Всё доступные мышлению ребенка понятия, суждения, умозаключения получают на этой ступени развития новое строение.

1. CD-ROM. Становление личности младшего школьника. Воспитание детского коллектива. 1-4 классы. - Москва: ИЛ2018. - 160 c.
2. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника / Т.П. Авдулова. - М.: Владос, 2014. - 633 c.
3. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Учебное пособие / Т.П. Авдулова, О.В. Гребенникова. - М.: Владос, 2014. - 861 c.
4. Авдулова, Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Владос, 2015. - 722 c.
5. Алла, Амелькина und Ксения Шалагинова Влияние агрессии родителей на формирование личности младшего школьника / Алла Амелькина und Ксения Шалагинова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 140 c.
6. Алпарова, Н. Н. В гостях у жаркого лета. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев, И.П. Сусидко. - М.: Феникс, 2017. - 128 c.
7. Алпарова, Н.Н. Зимние сказки. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н.Н. Алпарова. - М.: Феникс, 2014. - 109 c.
8. Английский в таблицах и схемах для младших школьников. - М.: Литера, 2017. - 531 c.
9. Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1 / Т.Л. Белоусова. - М.: Просвещение, 2017. - 628 c.
10. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2013. - 192 c.
11. Вербовская, М.Е. Английский для младших школьников. Часть 1 / М.Е. Вербовская. - М.: Росмэн, 2017. - 420 c.
12. Дик, Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников / Н.Ф. Дик. - Москва: Гостехиздат2013. - 320 c.
13. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2017. - 144 c.
14. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2015. - 436 c.
15. Кугач, Антонина Николаевна Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников / Кугач Антонина Николаевна. - М.: Феникс, 2017. - 813 c.
16. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2017. - 224 c.
17. Куличковская, Е. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников / Е.В. Куличковская, О.В. Степанова. - М.: Речь, 2016. - 144 c.
18. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2018. - 224 c.
19. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. - М.: Ось-89, 2013. - 160 c.
20. Мищенкова, Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками / Л.В. Мищенкова. - М.: Феникс, 2017. - 827 c.
21. Ольга, Лагутенко Занимательное природоведение для младших школьников / Лагутенко Ольга. - М.: Олма Медиа Групп, 2018. - 487 c.
22. Павлушкова, Н. Н. Книжки-малышки. Приложение к пособию "Обучение грамоте младших школьников с ЗПР" / Н.Н. Павлушкова, Р.И. Харитонова. - М.: ГНОМ и Д, 2015. - 629 c.
23. Парретт, Жанн Macmillan Starter Book: Teacher's Book / Английский язык. Начальный курс для младших школьников. Книга для учителя / Жанн Парретт , Ирина Любимова. - М.: Macmillan Publishers Limited, 2014. - 319 c.
24. Петрова, В.И. Домашний труд младшего школьника / В.И. Петрова. - М.: Учпедгиз, 2016. - 798 c.
25. Ушакова, О.Д. Английский в таблицах и схемах для младших школьников / О.Д. Ушакова. - М.: СПб: Литера, 2018. - 322 c.
26. Хорунжий, Олег Грамматика английского языка для младших школьников / Олег Хорунжий. - М.: Феникс, 2016. - 320 c.
27. Чукавина, И.А. Задушевное чтение. Хрестоматия для младших школьников / И.А. Чукавина. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, Neoclassic, 2016. - 288 c.
28. Шишкова, И. А. Английский для младших школьников. Часть 2 / И.А. Шишкова. - М.: Росмэн-пресс, 2013. - 240 c.
29. Шишкова, И.А. Английский для младших школьников. Рабочая тетрадь. Часть 1 / И.А. Шишкова. - М.: Росмэн, 2017. - 412 c.
30. Шишкова, И.А. Английский для младших школьников. Рабочая тетрадь. Часть 2 / И.А. Шишкова. - М.: Росмэн, 2017. - 887 c.

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское