ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ
1.1 Современная семья как объект социальной работы
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения
1.3 Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьей
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ
2.1 Психолого–педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей
2.2 Организация социальной защиты семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Семья – это не просто группа людей, объединенных браком или родством, а малая социальная группа, имеющая историческое значение. Помимо того, что семья – это сообщество повседневной жизни, ее члены связаны между собой моральными обязательствами.Семья как малая социальная группа выглядит следующим образом:
– Управляет своими членами в соответствии с их естественными потребностями;
– Предоставляет возможности для непосредственных контактов;
– Нет четкой вертикальной структуры, регулирующей взаимоотношения;
– Родство, любовь, привязанность, сострадание и ответственность учитываются в процессе социализации, в зависимости от накопления социального опыта.
Для того чтобы установить взаимосвязь между психологическими механизмами, регулирующими взаимодействие семьи и социальной работы, социальным работникам необходимо уделять больше внимания семейным проблемам, выявлять закономерности и углубленно изучать их, чтобы учитывать в практической деятельности.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется тем, что сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня ее психологического здоровья и соответственно ее воспитательных возможностей.
Анализ научных источников и обобщение опыта практической работы с семьями, имеющими детей, по их социально–педагогической поддержке позволили вскрыть существенные противоречия между:
– в настоящее время в России наблюдается очень низкий уровень готовности семьи к изменениям и выполнению своих воспитательных функций. Существуют повышенные требования к семье как к институту воспитания и социализации, а также к семье как активной стороне жизнедеятельности.
– одним из важнейших факторов, определяющих потребности семьи, является ее комплексный характер в отношении ухода за детьми и их развития. Так как действия различных социальных служб, поддерживающих семьи и их отдельных членов, не координированы, а также недостаточно оценены возможности организаций в области подготовки кадров для социальной сферы, семьям зачастую бывает трудно найти общий подход к удовлетворению своих потребностей.
– в связи с широким спектром государственных и общественных воздействий на семью, отсутствием научного обоснования их содержания и недостаточной разработанностью комплексной системы поддержки семьи как института воспитания, адаптированной к современным реалиям в образовательной деятельности, необходимо проведение исследований по созданию комплексной системы поддержки семьи, отвечающей современным требованиям.
– в России можно наблюдать множество проблем, которые касаются семей. Они разнообразны и не поддаются однозначному толкованию. Нехватка информации о социально–педагогических потребностях современных семей и недостаточное понимание стратегий и тактик поддержки является основной причиной этого явления.
Необходимость разрешения указанных противоречий, теоретического осмысления феномена социально–педагогической поддержки семей с детьми обусловила постановку научной проблемы, заключающейся в разработке теоретико–методологических оснований и направлений развития социально–педагогической поддержки семей с детьми как важнейшей составляющей государственной социальной политики, педагогически целесообразной стратегии укрепления института семьи, интегрирующей воспитательный потенциал различных социальных институтов.
Объектом исследования являются особенности социально–педагогической деятельности с семьей.
Предметом исследования является рассмотрение организации социально–педагогической деятельности с семьей.
Цель курсовой работы определение характеристики организации социально–педагогической деятельности с семьей.
Исходя из цели исследования, необходимо решить ряд задач:
Изучить современную семью как объект социальной работы;
Охарактеризовать социальные проблемы семьи и причины их возникновения;
Охарактеризовать закономерности, принципы и методы социальной работы с семьей;
Выявить психолого–педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей;
5. Описать основные подходы к организации социальной защиты семьи.
Степень изученности проблемы. Ряд крупных отечественных исследователей в своих работах исследуют отдельные аспекты методологических вопросов, связанных с изучением брака, семьи в современной социологии и демографии. Духовно–нравственные проблемы семьи, культура семейных отношений раскрываются в своих трудах учеными А.И. Антоновым, И.В. Бестужевым – Лада, Э.К. Васильевой, А.Г. Волковым и др.
В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом.
Эмпирическая база исследования. В экспериментальном исследовании и опытно–педагогической работе основной базой являлись учреждения системы образования, социальной защиты населения, иные учреждения социальной сферы.
Практическая значимость полученных результатов. Выводы и рекомендации исследования направлены на совершенствование социальной политики в интересах семьи и детей, в частности их социально–педагогической поддержки. Полученные результаты исследования способствуют формированию вариативных моделей практической работы с семьей, ее социально–педагогической поддержки в различных жизненных ситуациях. Выявленные и обоснованные направления дальнейшего развития социально–педагогической поддержки семей с детьми выступают ориентирами для органов исполнительной власти, руководителей и специалистов социальной сферы при разработке и реализации программ и планов мероприятий в целях улучшения положения и повышения качества жизни семей с детьми. Типология, классификация, критерии и показатели оценки социально–педагогической ситуации, модель технологического обеспечения социально–педагогической поддержки семей с детьми позволяют оптимизировать деятельность различных учреждений по социально–педагогической поддержке семьи независимо от их ведомственной принадлежности. Результаты исследования могут быть использованы педагогическими, научно–педагогическими и управленческими кадрами учреждений в системе непрерывного образования в целях повышения качества учебной, научно–исследовательской и практической деятельности. Ряд выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, применяется в деятельности различных учреждений образования и социальной защиты населения (по организации межведомственного и межпрофессионального взаимодействия, предупреждению неблагополучия детей в семье, разработке вариативных моделей социально–педагогической поддержки семей и детей).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ
1.1 Современная семья как объект социальной работы
Семья основана на кровных узах и браке. Люди объединяются в семью благодаря повседневной жизни и общим обязанностям. Прежде всего, следует отметить разницу между понятиями «семья» и «брак». Это может привести к тому, что первое понятие будет более широким, чем второе. Однако семья включает в себя не только супружеские отношения и родственные связи, охватывающие несколько поколений, но и горизонтальные отношения, в которых участвует вся семья: родители, дети, братья, сестры и другие родственники. Кроме того, каждая семья создает свою собственную культуру в рамках доминирующей культуры конкретной страны, секты или нации. Принятие и ассимиляция в этой культуре означает вхождение в семью. Семьи часто отвергают тех, кто не соответствует существующему порядку [3].
В целом термин «нуклеарная семья» относится к семье, состоящей из мужа и жены и их детей.
Урбанизация сделала семью более современной. Нередко взрослые дети и их родители живут в разных частях одного города или даже в разных странах. Сегодня семьи - это не только сожительствующие семьи.
Современная тенденция внутрисемейной политики - создание многоядерных или мультинуклеарных семей. Используя латинский термин, это можно описать как создание нескольких семей.
Такие семьи создают свои субкультуры, как и более ранние формы семьи. Однако при этом они, похоже, более открыты для включения других культур в свою собственную. Культура многодетной семьи имеет интернациональный характер.
Примером такого типа культуры является семейная культура. В то время как массы находятся в центре внимания, семейная культура сосредоточена на человеке и его судьбе [6].
Семья выполняет ряд важных функций по поддержанию биологической преемственности и обеспечению жизнедеятельности рода. Она гарантирует биологическое существование, производя на свет детей, обеспечивая их пищей, одеждой и кровом; она создает культурную преемственность, которая передается следующему поколению через передачу социального и культурного наследия.
Все функции семьи можно объединить в одну. Это связь веков и создание условий для дальнейшего развития человечества. Именно благодаря выполнению функций семьи ход истории продолжает иметь социальное, биологическое и культурное значение.
С помощью этих функций система семейных отношений становится целостной системой. При возникновении дисфункций, то есть различий во взаимодействии в целом, система становится неустойчивой. К сожалению, игнорирование или полный отказ семьи от какой-либо из своих функций приводит к дестабилизации и даже разрушению модели семьи. Социальное функционирование семьи, испытывающей по субъективным или объективным причинам проблемы с социальной сплоченностью, можно рассматривать как семью группы риска [8].
Растет число семей с одной матерью.
Уровень социальной защиты несовершеннолетних катастрофичен. В обществе существует жестокое обращение с детьми.
По данным социологов, 2-4 миллиона детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются попрошайничеством и попрошайничеством.
Сегодня выражение «семья - основа общества» стало клише. Этот термин можно рассматривать как аксиому, определяющую роль и место семьи в обществе, но он также указывает на неразрывную связь между всеми процессами, затрагивающими общество, и семьей как социальным институтом.
Для миллионов людей, живущих за чертой бедности, экономический кризис создает материальные проблемы. Чтобы облегчить эти трудности, социальная работа призвана помочь тем, кто не может справиться с ними самостоятельно.
Андреева, Г.М. Социальная психология, – М.: «Наука» 2020. — 608 с.
Авсиевич, М.Т. Семейное воспитание: Учебное пособие для занятий на курсах повышения квалификации социальных педагогов /М.Т.Авсиевич, Н.А.Крылова – Мн.: Бестпринт, 2021. — 102 с.
Антипова, Е.В. Воспитательный потенциал современной семьи /Е.В.Антипова//Проблемы выживания. – 2020. – №6. — 58 с.
Алешина Ю.С. Индивидуальное и семейное консультирование. – М–2022г.
Антонов А.И., Метков В.М. «Социология семьи» Москва 2022. — 108с.
Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полев А.М. и др. «Супружеская жизнь: гармония и конфликты» 2–е изд. М.: 2022г. — 12 с.
Бутрим, Г.А. Об организации работы с детьми, нуждающимися в государственной защите / Г.А. Бутрим //Социально–педагогическая работа. –2022 – № 3. — 602 с.
Беличева, С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. – 2020. – №7/8 – 23–27 с.
Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., 2020. – 307 с.
Грачев, Л.К. Программы социальной работы с семьями, имеющими детей–инвалидов– М–2021. — 102 с.
Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н.Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2022. — 57 с.
Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // Журнал «Социс».– № 11.– 2022. — 55 – 58 с.
Иваненков, С.П. Пленарный доклад на конференции «Современные социальные подходы в работе с молодой семьей» / С. П. Иваненков.– М., 2020 – 87 с.
Лиханов, А. А. Дети без родителей: Кн. для учителя. / А.А. Лиханов. – М., 2022. – 104 с.
Назарова , С. С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями. / С.С. Назарова. –М., 2022. – №. – 49 с.
Основы социальной работы. Учебник. Гл. 13,15. – М., 2022. — 102 с.
Павленко, П. Д. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. / П. Д. Павленко. – М., Издательско–торговая корпорация «Дашков и К»., 2021. – 66 с.
Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. – Семья как объект социальной работы. – М., 2022. — 302 с.
Семья и община: пути навстречу друг другу: Статьи о социальной работе с семьей, опыты работы. // социальная работа. – 2020 г. №2/3. – 14–25 с.
Сластенин, В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. – Т.2. – Москва–Тула. 2020. – 265–275 с.
Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 2022. – 92 с.
Теория и методика социальной работы. Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, МГСК, 2022. — 102 с.
Шеляг Т.В. «Современная семья и социальная работа» М.: 2021. — 82 с.