Курсовая работа|Педагогика

Педагогические умения

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 24

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

1.1. Определение педагогических умений

1.2. Структура педагогических умений

ГЛАВА 2. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

2.1. Педагогические умения как педагогическая проблема

2.2. Виды педагогических умений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Педагогическая деятельность представляет собой такую человеческую профессию, в которой из поколения в поколение реализуется передача педагогического, социального, культурного опыта. Ядром ее является взаимодействие учителя и его учеников.

В процессе педагогической деятельности, педагог не должен ограничиваться только лишь функцией сообщения учащимся знаний, он должен обладать умениями и навыками руководства всем образовательным процессом. Только в этом случае можно обеспечить полноценное и всестороннее развитие личности каждого ученика.

Вопросы о педагогическом умении ставили, в частности, Ю.П. Азарова, Гоноболина Ф.Н., 3язюна И.А., Кузьминой Н.В., А.С. Макаренко, Сластенина В.А., К.Д. Ушинский, А. Н. Щербакова и др.

Изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни общества предъявляют сегодня серьезные требования к личности педагога. Для решения актуальных проблем школьного образования в современном мире нужен учитель-мастер педагогического труда, высококвалифицированный, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственно предметной области, способный к творческому продуктивному труду.

Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, а также овладение системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и готовности к  педагогической деятельности. В этом мы видим актуальность выбранной нами темы.

Объект исследования – педагогические умения.

Предметом исследования – виды педагогических умений.

Целью нашей работы является изучение основных видов педагогических умений.

В соответствии с целью ставились следующие задачи:

- изучить литературу по заданной теме;

- дать определение педагогическим умениям;

- рассмотреть структуру педагогических умений;

- изучить педагогические умения как педагогическая проблема;

- изучить виды педагогических умений;

- сделать выводы.

Методологической основой исследования являются работы таких исследователей как: И. А.  Зимней, В.А. Сластенина, И.Ю.Шустовой, А. И.Щербакова и др.

Исследование источников помогает по-новому взглянуть на важность педагогических умений в работе педагога.

Теоретическая значимость работы - в систематизации материала по этой теме и возможности применения его в дальнейших исследованиях.

В качестве основного метода исследования был использован анализ литературных источников по заданной теме.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

1.1. Понятие конфликта, специфика конфликтов дошкольников

Понятие «конфликт» является общенаучным понятием, используемым специалистами различных областей знания. В переводе с латинского означает «столкновение». Оно используется для обозначения различных кризисных явлений в экономике, праве, социологии, политике и др. Значительный вклад в исследование межличностных конфликтов внесен психологами и педагогами. Рассмотрим определения понятия «конфликт» в психологии и педагогике.

В «Психологическом словаре» под конфликтом понимается сложно разрешимое противоречие, причина которого кроется в сильном эмоциональном переживании [Мещеряков Б.Г., с. 612].

В.В. Дружинин и его соавторы под понятием «конфликт» понимают «способ разрешения коренных противоречий, которые неразрешимы иным (логическим) путем» [Дружинин В.Н., с. 45].

Н.В. Гришина под понятием «конфликт» понимает биполярное явление, т.е. иначе говоря, конфликт, по ее мнению, представляет собой противоборство двух начал, выражающееся в активности сторон, каждая из которых представлена субъектами или активным субъектом [Гришина Н.В.].

А.И. Шипиловым, А.Я. Анцуповым под конфликтом понимается наиболее острый способ решения противоречий, возникающий в результате взаимодействия, состоящий в противостоянии субъектов конфликта, чаще всего сопровождающийся негативными эмоциями [Анцупов А.Я.].

Обзор определений, приведенных выше, показывает, что авторы при определении понятия «конфликт» по-разному расставляют акценты, подчеркивая те или иные признаки конфликта.

В нашем исследовании в качестве рабочего определения в дальнейшем будет использоваться определение, данное Б.И. Хасаном: «Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы» [Хасан Б.И., с. 89]. Анализ определения Б.И. Хасана позволяет выделить следующие составляющие конфликта: противоречие и столкновение.

Проблема конфликтов и способов поведения людей, участвующих в них, в настоящее время рассматривается такой научной дисциплиной, как конфликтология. Согласно её положениям конфликты представляют собой широко распространенное явление, которое является необходимым результатом развития общества в целом и его отдельных подсистем [Вишняков Н. Ф.].

По мере своего развития наука конфликтология все более интегрируется с другими научными областями. Актуальность решения проблем преодоления конфликтности в ДОО обусловлена происходящими в образовании процессами гуманизации и демократизации, стремлением педагогов ДОО к большей профессиональной компетентности.

Достаточно длительное время в теории и практике конфликтологии конфликты в образовательном процессе рассматривались односторонне, только в качестве показателя слабости руководства группой, т.е. означали недостаточную требовательность воспитателя и ошибочное поведение ребенка. Таким образом, конфликтология рассматривала педагогические конфликты как нежелательное явление. Появление новой научной парадигмы, в рамках которой было исследовано педагогическое общение (В. А. Кан-Калик, В. П. Пантюшин, Г. А. Ковалев и др.), дало возможность выделить личностные стороны в воспитании и общении. Учитывая высокую конфликтогенность педагогической профессии стало актуальным выявление свойств индивидуальности воспитателя, несущих в себе отрицательный смысл, препятствующих эффективному взаимодействию с детьми, с учетом того, что в итоге это может отрицательно сказаться на личностном развитии дошкольников.

Т. И. Марголина в своем исследовании выявила, что детям, которых воспитывает конфликтный педагог, более свойственны такие черты личности, как конфликтность, тревожность, враждебность. Это дает основание сделать вывод о наличии в образовательной среде условий, которые менее благоприятны для развития детей [Марголина Т. И., c.57].

О необходимости изучения конфликтов в образовательном процессе в свое время говорили такие известные отечественные педагоги и психологи, как В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, А. Р. Лурия, А. С. Макаренко и др. Б. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев, А. Р. Лурия выражали мнение, что межличностный конфликт болезненно и трудно переживается детьми, особенно теми, кто принимает в нем непосредственное участие.

Исследованию причин возникновения конфликтных ситуаций в образовательной среде посвящали свои работы отечественные и зарубежные авторы: Н. В. Гришина, В. И. Журавлев, Е. М. Дубовская, Г. И. Козырев, Х. Корнелиус, Л. А. Петровская, А. В. Петровский и другие.

Имеется несколько точек зрения на сущность и причины возникновения конфликтных ситуаций в психолого-педагогических исследованиях. Так И.Е. Ворожейкиным, А.Я Кибановым, отмечается, что конфликт может быть рассмотрен в качестве одного из видов сложных ситуаций, которые возникают в процессе жизнедеятельности определенной социальной группы, в том числе группы дошкольников [Ворожейкин, И.Е., Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К.].

А.А. Реан считает, что конфликтное поведение влечет за собой определенный уровень психического напряжения. Он зависит от уровня психологической устойчивости человека, и является разным для разных людей. Это означает, что поведение психически нестойких и психически стойких людей в конфликтных ситуациях различно. Психически нестойкие дошкольники не владеют эффективными способами преодоления преград, вследствие этого у них может наблюдаться явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения, стрессовое состояние усиливается дезорганизованным поведением, что еще более дезорганизует поведение и ведет к появлению «волны дезорганизации». Психологическая стойкость – это свойство личности, которое заключается в сохранении оптимального состояния функционирования психики [Реан, А.А.].

Бектуров Т. М., Назарматова Г. А., Иманкулова С. Э.Коммуникативная способность педагога как профессионально значимый феномен // Бюллетень науки и практики. 2019. - №12. //[Электронный ресурс]/Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-sposobnost-pedagoga-kak-professionalno-znachimyy-fenomen (дата обращения: 08.12.2020).

Задорина О. С.  Индивидуальность педагога: учебное пособие для вузов / О. С. Задорина. - 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2018. - 111 с. //[Электронный ресурс]/Режим доступа:  https://studme.org/230427/pedagogika/pedagogicheskie_umeniya_sposobnosti (дата обращения: 08.12.2020).

Зимняя И. А.   Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 227 с.

Зырянова Н. И. Введение в профессионально-педагогическую деятельность: учебное пособие / Н. И. Зырянова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 - 153 с.

Кузнецов И. Настольная книга практикующего педагога. - М.: РОСБУХ, ГроссМедиа, 2008. - 544 с. 

Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 190

Овсянникова И. Г. Аналитические умения будущих учителей: сущностные характеристики // Известия ВГПУ. 2013.- №2 (77). //[Электронный ресурс]/Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiticheskie-umeniya-buduschih-uchiteley-suschnostnye-harakteristiki (дата обращения: 08.12.2020).

Панько Е.А. Социальная одаренность и коммуникативные способности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников/ Е.А.Панько, Я.Л.Коломинский, Н.С.Старжинская, Л.Ф.Финькевич, О.В.Орешко, Л.К.Ладутько, Е.П.Чеснокова, С.В.Шкляр.- Мозырь, 2005.- 159 с.

Педагогическое мастерство. Учебно-методическое пособие /Иссык-Кульского государственного университета им К. Тыныстанова. Каракол, 2015.- 100 с.

Рубцов В.В. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании. – М.: Инфра-М, 2014. – 304 с. //[Электронный ресурс]/Режим доступа: https://studref.com/370784/pedagogika/professionalno-lichnostnye_orientatsii_v_sovremennom_vysshem_obrazovanii (дата обращения: 08.12.2020).

Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Акдемия», 2002. - 576 с. //[Электронный ресурс]/Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/03.php (дата обращения: 08.12.2020).

Фещенко Т. С. Проектировочные умения учителя. Проектирование урока // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. - №26. //[Электронный ресурс]/Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovochnye-umeniya-uchitelya-proektirovanie-uroka (дата обращения: 08.12.2020).

Шеранова М. Б., Алимкулов С. О. Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства // Образование и воспитание. - 2015. - №5. - С. 10-12. 

Шустова И.Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. - №1 (28). //[Электронный ресурс]/Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-refleksii-v-professionalnoy-vospitatelnoy-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 08.12.2020).

Щербаков А. И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя.- Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.- Вып. 1.- С. 3-29.

Щербакова О. Н. Совершенствование организаторских умений педагогов дошкольных образовательных учреждений / О. Н. Щербакова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 137-141. //[Электронный ресурс]/Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2358/ (дата обращения: 08.12.2020).

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 36 стр.
Курсовая Формирование у младших школьников умения сравнивать
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское