Введение
Глава 1. Девиантное поведение подростков как педагогическая проблема
1.1. Предпосылки и причины девиантного поведения подростков
1.2. Коррекция девиантного поведения подростков
Глава 2. Исследование возможностей коррекции девиантного поведения
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Рекомендации по коррекции девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованных источников
Улучшение положения детей в обществе, надлежащая социальная защита ребенка, создание благоприятных условий жизни, развития и обучения – ключевые задачи демократического государства и обязательное условие прогресса общества в целом. Социально-экономическая нестабильность, нарушение функционирования института семьи, реформы систем здравоохранения, социального обеспечения, народного образования резко ухудшили положение детей как особо уязвимой социальной группы. Существенно изменилось их демографическое положение, доступность образования и медицинской помощи, возможность удовлетворения основных потребностей, культурный досуг и т.д.
В настоящее время и на международном, и на российском уровне разработано и принято огромное количество законодательных и программных документов, призванных защищать права детей на достойную, полноценную жизнь, способствующую их физическому и психическому развитию и самореализации как личности. Безусловно, наше государство прилагает усилия по улучшению положения детей. Однако этих мер либо недостаточно для улучшения положения детей в масштабах всей страны, либо, правовые документы и государственная политика в отношении детей формируются не в полном соответствии с существующими реалиями или не учитывают сегодняшние направления социально-экономического и политического развития России.
Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно.
Актуальность исследования обусловлена также наличием ряда противоречий в изучаемой проблеме:
- между разработанностью общей теории коррекции девиантного поведения и недостаточностью его методического сопровождения;
- между прежним негативным опытом девиантного поведения воспитанников и системой воспитательной работы;
- между негативным опытом девиантов и их успешной деятельностью;
- между значимостью коррекции девиантного поведения и неразработанностью его принципов.
Названные противоречия указывают направление научного поиска и позволяют обозначить проблему нашего исследования: каковы педагогические метод коррекции девиантного поведения подростков.
Цель данной работы – на основе теоретического анализа и практического исследования разработать рекомендации по педагогической коррекции девиантного поведения подростков.
Объект исследования – девиантное поведение.
Предмет исследования – педагогические методы коррекции девиантного поведения подростков.
Задачи:
- рассмотреть предпосылки девиации;
- изучить типы девиаций;
- проанализировать способы коррекции девиантного поведения.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Антонян Ю.М., Саличев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. – М., 1983. – 238 с.
2. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения./ Под ред. В.А.Никитина. – М.: Союз, 2006. – 195 с.
3. Дети группы риска: Материалы Междун. семинара. – СПб., 2008. – 345 с.
4. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. – М., 1992. – 176 с.
5. Дубровина И.В. Психологическое развитие воспитанников детских домов. – М., 1990. – 185 с.
6. Дубровина И.В. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1980. – 248 с.
7. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. – М., 1998. – С.445-459
8. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб: Союз, 2005. – 169 с.
9. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М., 2013. – 224 с.
10. Зиннуров Ф.К., Красильников В.И., Гайфутдинова А.М. Педагогическая коррекция начальной стадии девиантного поведения подростков // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2014. – № 2 (16). – С. 6-13.
11. Каубиш В. К. О факторах, определяющих девиантное поведение подростков // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И.И.Кутько, П.Т.Петрюка. – Харьков, 1996. – Т.3. – С. 220-221.
12. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью методическое пособие, 2-е изд., доп. – М., 2014. – 312 с.
13. Крафт О.А. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 29. – С. 88-91.
14. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984. – 198 с.
15. Лиханов А.А. Дети без родителей. – М., 2007. – 215 с.
16. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 2001. – 213 c.
17. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. – 2013. – №2. – С.52-53
18. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения // Клиническая и медицинская психология. – М.: Медпресс, 2009. – С.351-416
19. Миронова М.Н. Особенности проявления девиантного поведения у подростков / М.Н.Миронова // Наши дети. – 2005. – №2. – С.7-8
20. Мицкевич В.В., Метлицкий И.Е. К вопросу об источниках формирования девиантного поведения детей и подростков относительно положений Конвенции «О правах ребенка» // Социально-педагогическая работа. – 1999. – №3
21. Основы социальной работы. Учебник. – М.: Инфра-М, 2003. – С.369-376.
22. Степанов В.Г. Психология трудных подростков: Учеб. пособие. – М.: Адемия, 2010. – 218 с.
23. Сударчикова Л.Г. К проблеме коррекции девиантного поведения подростков // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Оренбург, 2014. – С. 3643-3648.
24. Филонов Л.Б. Психологические барьеры трудновоспитуемых детей и преодоление их в контактном взаимодействии // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников / ред. М.А. Алемаскин. – М., 2000. – С.21-31.
25. Хлебникова Т.Н., Волынкин В.И. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга // Гуманитарные исследования. – 2014. – № 2 (50). – С. 176-179.
26. Чипсанова С.Г. Особенности работы общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 1. – С. 177-180.