Введение
Задачи исследования:
1Теоретические основы формирования читательского интереса младших школьников
1.1. Проблема формирования читательского интереса педагогами на уроках литературы у обучающихся младшего школьного возраста
1.2. Возрастные психические особенности младших школьников
1.2. Выявление педагогических условий формирования читательского интереса младших школьников
2. Практико-ориентированная деятельность по формированию читательских интересов младших школьников
2.1. Аналитическая работа практико-ориентированной деятельности по формированию читательских интересов в определённых педагогических условий младших школьников
2.2. Диагностика уровня сформированности читательского интереса младших школьников
2.3. Методические рекомендации учителя по созданию условий формиррвания читательских интересов младших школьников
Заключение
Библиографический список литературы
Приложение А( обязательное) Проекты младших школьников.
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно принимают меры с целью противодействовать этому явлению.
Современная общемировая тенденция снижения интереса к чтению у населения свидетельствует о системном кризисе читательской культуры, затронувшем многие страны, в том числе Россию. Наша страна долгое время считалась самой читающей в мире. Однако с 90-х годов XX века и в России начинается спад читательской активности.
Кризис чтения - явление не только российское. В той или иной, - а порой и в гораздо большей степени он коснулся и развитых западных стран. Но там повсеместно общественность и государство давно забили тревогу и приняли серьезные меры для решения проблемы.
Чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Все мы знаем, что читающие нации создаются из детей, которые любят читать.
Читающая нация - нация развивающаяся. В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы, и главным образом начальной. Сейчас перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности. Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который профессионально может обеспечить становление учебных интересов у учеников, в том числе и интереса к книге.
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад.
Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
В связи с этим прослеживается тема для исследования: Развитие читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: читательский интерес у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста путем использования комплекса заданий на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
- Изучить научную литературу по проблеме развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
- Проанализировать психолого-педагогические особенности развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
- Рассмотреть современные подходы к развитию читательского интереса детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
- Провести педагогический эксперимент по развитию читательского интереса у младших школьников.
- При помощи педагогического эксперимента проверить эффективность методов развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Практическая значимость. Методические материалы могут использоваться в учебном процессе начальной классы на уроках литературного чтения.
1Теоретические основы формирования читательского интереса младших школьников
1.1. Проблема формирования читательского интереса педагогами на уроках литературы у обучающихся младшего школьного возраста
Проблема развития читательского интереса рассматривалась как в психологической, так и педагогической научной литературе. Исследователи разных лет по-разному расставляли акценты в данном процессе.
Основы методики чтения были заложены К.Д. Ушинским. Он писал: «Художественное произведение необходимо рассматривать как окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни. Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Ученый подчеркивал познавательное значение чтения, важность его эстетического воздействия, развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. К.Д. Ушинский считал, что особо важна наглядность при чтении: «Наглядность - основной принцип обучения отечественному языку и средством, порождающим интерес ребенка к учению вообще и к процессу чтения в частности» [3]. Созданная система получила название «Объяснительное чтение».
С годами взгляды исследователей на изучаемую проблему претерпевали изменения. В 30-50 годах прошлого века исследователи считали, что текст необходимо анализировать поэтапно, отрабатывать навыки чтения, использовать обобщения [19]. В 60-70 годы приоритет стал отдаваться творческим, развивающим упражнениям, а также формированию умения высказывать собственное мнение по поводу прочитанного: «Стала важна работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями, учащимся предоставлялось больше самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в 1-3 классах. Тогда же впервые была высказана мысль о детской книге как объекте изучения. Но все действия учителей, касающиеся руководства детским чтением, ограничивались рекомендательными списками книг для чтения летом» [19].
К 80-м годам было пересмотрено содержание программ В. Г. Горецким по следующим критериям: «Познавательная ценность, художественное совершенство, воспитательная значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников» [2]. Было рекомендовано при анализе произведения опираться на следующие методические положения:
«1. Анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задания направленные на понимание содержания текста, одновременно способствуют совершенствованию навыка чтения).
- Выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит общему развитию учащихся как личности, а также обеспечивает развитие речи учащихся.
- Опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа.
- Чтение рассматривается как средство активации познавательной деятельности учащихся и расширение их знаний об окружающей действительности.
- Анализ произведения должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказывания, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор» [17].
Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей воспитания и обучения, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы: «Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений, навыков, но и о создании такой внутренней среды школьника, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития. Решающая роль в создании условий, способствующих повышению познавательной активности учащихся, отводится интересу» [24].
Ряд российских ученых рассматривает чтение как средство формирования личности ребенка: «Одним из самых важных этапов в обучении чтению можно считать самое начало данного процесса. В этой ситуации можно и нужно развивать потребность в общении с книгой, а также уделять внимание пониманию прочитанных произведений литературы как некого отражения действительности. Тогда ученик, научится чувственному и эмоциональному восприятию и переживанию текста. Читать художественное произведение - это мастерство, постичь которое помогут уроки литературного чтения» [23].
Исследователь-литературовед М.И. Оморокова, автор концепции совершенствования чтения, построенной на основе теории учебной деятельности В.В. Давыдова, утверждает: «Чтение, являясь видом речевой деятельности, кроме того, обладает всеми необходимыми элементами для того, чтобы с полным правом обладать элементами, присущими учебной деятельности (учебная задача, цель, мотив, действия, самоконтроль)» [30].
Т.Г. Галактионова, рассматривая чтение в условиях развития информационного общества, отмечает: «Феномен читательского процесса сам по себе уникален, потому что заключает в себе необходимость трехстороннего процесса, субъекты которого: текст, читатель и социум. В результате вышеуказанного процесса содержание литературного произведения в виде текста быстро распространяется в сети Интернет, современному читателю-школьнику ближе визуализированный текст, развитие культуры чтения неизбежно ведет за собой повышение значимости роли социального окружения. Во всех этих процессах происходит возникновение нового понятия культуры, которое авторы называют открытым чтением» [6].
В связи со всеми перечисленными тезисами, в результате анализа исследуемых нами научных работ, было выделено два подхода к определению понятия «чтение»: как процесса (Д.Б. Эльконин, Т.Г. Галактионова) и как деятельности (М.И. Оморокова, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская ).