Курсовая работа|Педагогика

Педагогический потенциал семьи в образовательном процессе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 31

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРРЕТИКО –МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Семья как социальный институт

Формы и функции семьи

Влияние семьи на становление личности

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ

Работа педагога с семьей

2.2. Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников

2.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Семья играет очень важную роль в жизни человека, в его развитии и становлении. Семья влияет на становление черт характера, на то, каким же будет ребенок в будущем. Кроме того, именно родители в первую очередь обучают ребенка всему, чему они сами знают. Именно через маму и папу ребенок познает окружающий мир, познает себя и остальных людей. Однако, стоит отметить, что все чаще и чаще семья перестает полноценно выполнять свою роль, отдавая ее кому – то другому. Так, например, некоторые родители доверяют своих детей няням, не уделяя, в свою очередь, должного внимания и воспитания. На наш взгляд, бывают разные ситуации и появление няни в семье может быть связано различными причинами в семье: как финансовыми, так и личностными. Еще одной тенденцией современных семей является перекладывание ответственности за поступки детей, за их воспитание на другие социальные институты. Таковым ярким примером являются детские сады. Так, многие родители желают, чтобы именно в саду ребенка должны научить всему, что он должен уметь и знать.

Принадлежность к семье помогает человеку в трудные моменты жизни преодолевать препятствия, бороться и побеждать, т.к. он чувствует себя защищенным, любимым, он знает, что рядом с ним его родные, близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Семейное воспитание будет успешным при создании родителями соответствующих педагогических условий.

Анализ литературных источников показал, что интерес к семье как социальному институту существовал у многих зарубежных и отечественных исследователей. Итак, изучение семьи как социального института занимались Пчелинцева Л.М., А.И.Антонов, И.В.Бестужев-Лада, В.А. Боговарова, Глазырин В. А., Руднева М.Я., Апостолова Т.М., Волгина Н.А., Басова Н. Ф., Холостова Е. И..

Объект исследования: семья.

Предмет исследования: педагогический потенциал семьи.

Цель работы: выявление педагогического потенциала в образовательном процессе.

Задачи исследования:

Дать определение понятию «семья как социальный институт», рассмотреть его суть.

Изучить те функции и роли, которые семья выполняет.

Выявить педагогический потенциал семьи в образовательном процессе.

Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:

Общенаучный метод: анализ литературы по теме исследования, сравнение и обобщение эмпирических и теоретических данных.

Структура курсовой работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРРЕТИКО – МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

  • Семья как социальный институт

Понятие семьи начинается еще с древних времен [4]. Так, ранее существовали общины, которые были основаны на кровном родстве. Как правило,  в них присутствовало несколько поколений. Уже тогда все члены семейной общины четко знали и выполняли свои функции. Так, например, у отцов были главные функции – это защита своей общины и добыча еды. Однако, со временем семейные общины сошли на нет,  появился новый строй, стали возникать государства. Но тем не менее семья сохранилась. Наоборот, произошло увеличение рождаемости, что помогало развивать цивилизацию. И в такой цивилизации начала происходить передача должностей по наследству. До сих в некоторых странах сохраняется такая практика. Так, например, в Японии некоторые должности переходят по наследству от отцов к их сыновьям.

Говоря же про развитие семьи, про становление ролей, стоит отметить, что роли мужчин и женщин сложились изначально исторически [6]. И таковыми мы их видим сейчас. Хотя в современном мире идет некоторое размытие границ ролей, которое может быть связано с различными причинами. Однако, про функции и формы семьи мы поговорим подробнее позже.

Проблема семьи как социального института привлекла внимание исследователей лишь в 18 – 19 веке и была связана с Французской революцией и декларацией прав и свобод человека. Изучением семьи как социального института занимались Пчелинцева Л.М., А.И.Антонов, И.В.Бестужев-Лада, В.А. Боговарова, Глазырин В. А., Руднева М.Я., Апостолова Т.М., Волгина Н.А., Басова Н. Ф., Холостова Е. И., Кононова Л. И. и другие [8].

В большом психологическом словаре термину «семья» дается следующее определение - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [3].

Основываясь на данном определении, мы говорим, что семья обоснована на другом социальном институте - на браке. Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности

Однако, в отличие от брака, семья имеет гораздо более сложное устройство. Так, например, в семье могут присутствовать несколько поколений. Например, бабушка, дочка, и внук. Кроме того, семьей считается и один родитель и его ребенок. Таким образом, мы говорим, что семья гораздо более сложное понятие.

Итак, говоря про семью, стоит отметить, что она в своем развитии проходит через несколько этапов. Эти этапы складываются и в итоге представляют собой жизненный цикл семьи [1].

Остановим свое внимание более подробно на этих этапах. Анализ научной литературы показал, что существует разное количество изучаемых этапов в зависимости от исследователя. Однако, многие ученые сходятся во мнении поп поводу определенных фаз. Итак, таковыми фазами являются:

1) образование семьи – вступление в первый брак. На данном этапе наблюдается некий парадокс. Так, в современном мире наблюдается уменьшение возраста вступления в брак. Но в то же время этот возраст и увеличивается. Особенно увеличения возраста вступления в брак ярко можно наблюдать на примере ряда западных стран, а также в Америке. Все чаще и чаще девушки в США в первую очередь хотят построить карьеру, а уже потом семью. Ориентируясь на карьерный рост, они совершенно забывают про личную жизнь, как правило. Ведь тяжело совмещать и ребенка и работу и мужа. Поэтому из данных ипостасей они выбирают одну – работу. Семья в данном случае уходит на второй план, и строится лишь после достижения либо определенного возраста, либо после достижения определенных целей. А у некоторых женщин семья так и не появляется.

2) начало деторождения – рождение первого ребенка. В данный момент семь переживает определенный кризис, так как приходится перестраивать свой быт, свои ценности и привычки. Этот период опасен тем, что по прошествии одного года после рождения первого ребенка семья может распасться. Так как это связано именно с неудачным прохождением семейного кризиса.

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка.

4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка. Данный период также связан с определенным семейным кризисом. Так, например, многие семьи живут уже по привычке либо ради детей. Но, когда дети выросли и завели свои семьи, родители не знают, что же им делать. Они не имеют больше общих интересов. У каждого начинается своя жизнь, и в итоге брак распадается. Однако, на данном этапе важно сохранить отношения независимости и сохранения родственных связей между поколениями.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.

Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения в современных условиях // Семья в России. - М.: Чебоксары, 2011. - № 1. - С.93-100.

Багдасарьян, Н. Г. Социология. Учебник и практикум / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян. - М.: Юрайт, 2015. - 596 c.

Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи/ Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2013. - 224 с.

Богданова И.В. О возрождении традиций семейного воспитания // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С.18 - 20.

Большой психологический словарь / авт.-сост. и общ. ред.: Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прейм-Еврознак, 2007.

Боровик, В. С. Основы социологии и политологии. - М.: Юрайт, 2019. - 448 c

Вахмянина Т.А. Проблемные аспекты семейной политики // Семья в новых социально-экономических условиях. Нижний Новгород, 1998

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н/Д.:Феникс, 2001. - С.271.

Волков, Ю.Г. Социология. Учебник . - М.: КноРус, 2017. - 278 c.

Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. - 2009. - № 4. - C.27-39.

Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХ1 века (социологические проблемы). СПб., 1999.

Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России - М.: Институт социологии РАН, 2006.

Гурко Т.А., Мацковский М.С. Молодая семья в большом городе. М., 2003.

Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1998.

Дарский Л.Е. Формирование семьи. М., 1992.

Кравченко А.И., Общая социология: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001 г. - 479 с.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 2-е изд., испр. и доп. - 232 с.

Маргулян, Я. А. Основы социального государства. Учебное пособие / Я.А. Маргулян. - М.: Юрайт, 2016. - 140 c

Семенов Ю.И., Происхождение брака и семьи, Изд. 2, доп. - М.: Красанд, 2010 г. - 312 с.

Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 11 (167) . - стр. 35

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское