Актуальность темы. Каждый педагог, работающий по своему признанию должен владеть искусством обучения и воспитания, которое называется педагогическое мастерство. Прежде всего, педагогическое мастерство требует владения педагогической культурой, центром такой культуры является человек. Таким образом, педагогическая культура это часть общечеловеческой культуры, она регулирует сферу педагогического мастерства, процесс самореализации человека, его развития творческого потенциала.
Педагог должен быть воплощением педагогической культуры, быть профессионалом, ведь именно педагог является образцом культуры в современном мире. В настоящее время никого не удовлетворит педагог, работающий механически, не несущий в себе качеств творческой личности. Без творческого подхода, основ правильного общения, построенного методах педагогической культуры невозможно воспитание и обучение подрастающего поколения. Именно оттого что дает преподаватель своим ученикам зависит будущее современного общества.
Цель работы – изучить педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры.
Задачи работы:
- Проанализировать научную литературу по теме исследования.
- Рассмотреть педагогическую культуру как часть педагогического мастерства.
- Изучить общение как технологию педагогического мастерства.
Объект исследования – педагогическая культура.
Предмет исследования – процесс педагогического мастерства.
ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
- Педагогическое мастерство как система
Ведущий фактор профессионализма педагога, определяющий качественную подготовку специалиста это педагогическое мастерство. Владением им специалистом является важнейшей педагогической проблемой.
Быть педагогом-мастером – это быть идеальным образцом специалиста высокой культуры, глубоко знающим и любящим свой предмет, хорошо знакомым с другими отраслями науки или искусства, разбирающимся в психологии, в совершенстве владеющим методикой воспитания и обучения.
В структуре педагогической деятельности есть следующие компоненты: цель, субъект, объект (предмет), средства, продукт (результат).
Специфика педагогической деятельности связана с особенностями объекта и продукта данной деятельности. В отличие от любой другой деятельности объект педагогической деятельности лишь условно может быть назван таковым, так как сама деятельность – это процесс формирования и развитие личности с включением в этот процесс саморазвития, самоизменения, самообразования. Другими словами, педагог имеет дело с высшей ценностью – личностью учащегося, который является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению. Без обращения к её внутренним силам, потребностям и способностям педагогический процесс не может быть эффективным. Такое понимание педагогической деятельности определяет ее гуманистический характер, который может раскрываться в условиях личностно-ориентированного образования.
Продуктом педагогической деятельности являются изменения в личности учащегося, в её направленности (потребности, интересы, ценности, ориентации, убеждения, мотивы, установки), в образованности (умения, знания, навыки, системность ЗУНов, меж и надпредметные знания), воспитанности (нравственная, эстетическая, физическая, трудовая), социализированности (готовность к активной деятельности), к продолжению образования.
Таким образом, спецификой педагогической деятельности является:
- Гуманистический характер, признающий главной ценностью образования человека, с его внутренним миром, направленные на развитие его личности.
- Объектом педагогической деятельности выступает субъектом собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию;
- В процессе педагогической деятельности педагог выступает менеджером процесса обучения учащегося.
- Творческий характер педагогической деятельности, который стимулирует педагога к поиску и решению сложных педагогических задач.
Степень креативности, способность создавать новое, оригинальное, принимать нестандартные решения в проблемных педагогических ситуациях образуют творческий потенциал педагога.
Мастером называется человек владеющий своим делом.
Специалистом высокой культуры, мастером своего дела, в совершенстве владением преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладанием психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства называется мастер-педагог.
Педагогическим мастерством называется искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, требующее постоянного совершенствования.
Направление всех видов учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося называется педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство характеризуется наличием высокого уровня развития специальных умений, способности управлять деятельностью своих учеников, проявляется в деятельности. Обеспечение высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности, гуманистическая направленность, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику – все это включает в себя педагогическое мастерство.
Гуманистическая направленность деятельности учителя – это педагогическая направленность учителя на следующие ценностные ориентации: а) на себя – самоутверждение, чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя; б) на детский коллектив; в) на средства педагогического воздействия; г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Описание книги одного автора
Бенин, В.Л. Педагогическая культурология: курс лекций / В.Л. Бенин. – Уфа.: БГПУ, 2017. – 515 с.
Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы / Н.В. Бордовская. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2017. – 512 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. Выготский. – М.:АСТ. Астрель. ЛЮКС, 2019. – 670 с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. – Люберцы.: Юрайт, 2016. – 7 19 c.
Кузнецов, В.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2019. – 156 с.
Куцебо, Г.И. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов / Г.И. Куцебо, Н.С. Пономарева. – М.: Юрайт, 2019. – 128 с.
Суртаева, Н.Н. Педагогика, педагогические технологии. Учебное пособие для СПО / Н.Н. Суртаева. – М.: Юрайт, 2019. – 250 с.
Описание книги двух авторов
Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. – Ростов н/Д.: Творческий центр "Учитель", 2016. – 560 с.
Описание статьи из журнала, газеты
Абросимова, З.Ф. Педагогическая культура учителя / З.Ф. Абросимова // Наука и образование Зауралья. – 2016. – №2 (3). – С. 39–42.
Белодубровский, Е. Дом на Васильевском / Е. Белодубровский // Аврора. – 2017. – №11. – С. 109–114.
Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2018. – №3. – С. 17–22.
Воробьёв, Н.Е. О педагогической культуре будущего учителя / Н.Е. Воробьёв // Педагогика. – 2017. – №1-2. – С. 37–42.