Курсовая работа|Педагогика

Повышение мотивации к изучению немецкого языка у младших школьников посредствам игровых технологий

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 29

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий в качестве мотивации в учебном процессе

Глава 2. Практические аспекты использования игровых технологий как мотивирующий фактор

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что обучение затрагивает не только прямое изучение материала, но и преследует иные цели, в том числе и воспитательные, направленные на формирование личных качеств обучающегося общеобразовательных учреждений, поскольку личностные результаты – это тоже показатель освоения основной программы.

Вторым элементом процесса обучения является мотивация, которая взаимосвязана и с процессом обучения, и с внутренними особенностями ребенка.

Большое внимание учителя школ уделяют игровым технологиям, которые способствуют реализации образовательных, воспитательных и развеивающих задач на уроке иностранного языка, в том числе памяти, внимания, сообразительности и мотивации к изучению иностранного языка.

Объектом исследования выступают игровые технологии как средство мотивации изучения иностранного языка.

Предметом исследования является применение игровых технологий в обучении и их связь с мотивацией учения.

Целью настоящего исследования является исследование влияния игровых технологий на мотивацию учения младших школьников.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие мотивации учения и понятие игровые технологии на основе изучения научно-методической литературы;

2) рассмотреть особенности мотивации учения младшего школьника;

3) рассмотреть особенности игровой методики и разновидностей игр в рамках обучающей деятельности;

4) изучить связь игрового метода и мотивационной составляющей.

5) провести анализ опыта учителей по использованию игровых технологий как средства мотивации в младших классах.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, а именно системности и логического анализа, с помощью которых были выявлены основные закономерности развития изучаемого явления.

Проблема исследования. Мотивация как подвижная система меняется в зависимости от внешних и внутренних факторов (внешняя и внутренняя мотивация), поэтому настоящее исследование посвящено проблеме формирования внутренней мотивации учащегося как следствию разного развития детей.

Теоретическая основой послужили идеи и теории отечественных методистов, педагогов и психологов, занимающихся проблемами поддержания мотивации в обучении (В.Н. Гордашников, А.Е. Исачев, А.Н. Леонтьев, Н.П. Скрипченкова, Е.Н. Сушко, Е.Н. Сида, З.В. Худренкова и т.д.).

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в теоретическом курсе или на практических занятиях молодыми преподавателями по немецкому языку.

Структура работы. Настоящее исследование состоит из двух глав, а также из введения и заключения, списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий в качестве мотивации в учебном процессе

1.1. Понятие и сущность мотивации в учебном процесс

Сама по себе мотивация – это усиленное волевое действие, обусловливающее длительное сосредоточение внимания, и выделяется достаточно много ее разновидностей, которые могут быть как смежными, так и отдельными: внутренняя (страх, власть, компетентность и т.д.) и внешняя (вознаграждения, принадлежности и т.п.). Особое место отведено мотивации учения, основным принципом которой является единство динамической и содержательной сторон (Худренова, 2020). Внешняя сторона мотивации учения представлена в виде угроз, наград, требования ожидания будущих благ, в то время как внутренние побуждает человека к учению в целом.  Смежным понятием является понятие интереса, заключающегося в трёх признаках: ситуативность, познавательность, и устойчивость.

При этом в научной литературе выделяются следующие подходы к мотивации: бихевиористский, гуманистический, когнитивный, социально-когнитивный, деятельностный.

Таким образом, обобщая эти подходы можно выделить следующие определения мотивации:

1) реакция на внешний стимул;

2) причина поведения человека, осуществления действий.

Примечательна концепция К. Халла, который под мотивацией понимает биологическую потребность к действию до момента ее полного удовлетворения (эффект Торндайка).

Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. В работах Л.И. Божович и ее последователей отмечается, что учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут выступать либо внутренние, направленные на содержание этой деятельности и ее выполнение, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ученика занять определённую позицию в системе общественных отношений (Сида 2004).

Особенного внимания, заслуживают смежные подходы – когнитивный и социально-когнитивный. В первую очередь мотивация – часть мыслительной деятельности, в то время как социально-когнитивный подход – это взаимосвязь внутренних и внешних факторов (теория самоэффективности, при которой человек остается замотивированным при виде собственного успеха)

 

Алферов А.Д. Психология развития школьников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 384 с.

Бандура А. Теория социального научения. — СПб : Евразия, 2000. — 320 с

Бережнова Л.Н., Сидорина Т.В., Зотов А.А., Тарасов Д.Ю. Педагогические условия эффективного применения проектной деятельности в воспитательно-образовательной среде военного вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2018; Т. 8, № 3: 2048 – 2053

Биджиева С.Х., Урусова Ф.А.-А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-obrazovaniya-problemy-ispolzovaniya-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 21.11.2023).

Глумова Е. П., Бочагова Ю. О. Организация игровой деятельности учащихся начального этапа на уроках немецкого языка // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2017. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-igrovoy-deyatelnosti-uchaschihsya-nachalnogo-etapa-na-urokah-nemetskogo-yazyka (дата обращения: 21.11.2023).

Гордашников В.А., Осин А.Я. Виды и классификации мотивов познания. Переводная версия журнала "Современные проблемы науки и образования" "Modern Problems of Science and Education. Surgery» (ISSN - 2686-9101) // [Электронный источник]. – URL:  https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=2803 (дата обращения: 21.11.2023)

Донских Н. В. Педагогика начального образования. Ч.1: учебное пособие  / составители Н. В. Донских. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 201 c. — ISBN 978-5-4497-0158-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85825

Дорожкина, И.В. Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности / И. В. Дорожкина // Традиции и перспективы науки XXI века : Материалы Х Всероссийской научно-практической (педагогической) конференции, Тамбов, 19 февраля 2021 года. – Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2021. – С. 194-199. – EDN HURRRA.

Ершов Д. И. Педагогический эксперимент по использованию игровых технологий на уроке иностранного языка // МНКО. 2019. №6 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-eksperiment-po-ispolzovaniyu-igrovyh-tehnologiy-na-uroke-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 21.11.2023).

Иванова, О. А. Внеклассные мероприятия во внеурочной деятельности школьников / О. А. Иванова // Молодой исследователь: от идеи к проекту : Материалы VI студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 26–29 апреля 2022 года / Отв. редактор Д.А. Михеева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2022. – С. 153-155. – EDN GZZTTZ.

Ичаева, А. Э. Мотивация учения в младшем школьном возрасте [Текст] / А. Э. Ичаева, М. А. Алиева // Молодые исследователи : Сборник материалов Региональной научно-практической конференции с участием молодых исследователей, студентов, магистрантов и аспирантов, Грозный, 08 февраля 2021 года. – Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет; ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2021. – С. 66-70. – EDN DTDECP.

Кочетков, Н. В. Мотивация к обучению в школе: основные подходы и исследования в отечественной науке [Текст] / Н. В. Кочетков, М. Н. Расходчикова // Гуманитарные науки и образование. – 2019. – Т. 10, № 3(39). – С. 74-81. – EDN RTQNUF.

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.

Министерство образования и науки Челябинской области. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Мотивация учения: основы организации образовательной организацией психолого-педагогического просвещения родителей. Учебно-методическое пособие – Челябинск – 2019 год. Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/1dd/1dda339f9ddbbc8ee5f4b93b81d072cd.pdf (дата обращения: 21.11.2023)

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) // [Электронный источник]: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 21.11.2023)

Прохорова Т.С., Шейхова М.С. Особенности игровых методов обучения // Экономика и социум. 2018. №6 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-igrovyh-metodov-obucheniya (дата обращения: 21.11.2023).

Сида, Е. Н. Мотивация учения как условие эффективного обучения учащихся [Текст] / Е. Н. Сида // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2019. – № 1(13). – С. 38-40. – EDN YVQZOX.

Сида, Е.Н. Мотивация учения как проблема педагогической психологии / Е.Н. Сида // Весн. адукацьн. 2004. №12. С. 51

Сида, Е.Н. Мотивация учения как проблема педагогической психологии [Текст] / Е.Н. Сида // Весн. адукацыі. 2004. №12. С. 7-11.

Скрипченкова, Н. П. Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности / Н. П. Скрипченкова, О. И. Безобразова // Актуальные проблемы современного образования. – 2021. – № 8(30). – С. 58-66. – EDN FHWFWO.

Старченко, В. Н. Мышление: становление понятия / В. Н. Старченко, Т. А. Чередник // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. – 2020. – № 1(55). – С. 38-44. – EDN GDLZTG.

Степанова О.В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-myshleniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения: 21.11.2023).

Сушко Н. Г. Теория мотивации учебной деятельности // Вестник ТОГУ. — 2006. — № 2. — С. 195-204

Тухужева Л. А., Кокова Л. Х. Возрастные особенности и мотивы учения младших школьников  // Тухуева Л. А. Кокова Л.Х. / Вопросы науки и образования. 2021. №1 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-i-motivy-ucheniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 21.11.2023)

Худренова, З. В. Мотивация обучения как основа учебной деятельности / З. В. Худренова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 1-1. – С. 253-256. – EDN WKNCFY.

Ishtawi H.R. The Effects of Game Strategy on the Learning of English Grammar for the Twelfth Grade Students.The Islamic University of Gaza Deanery of Graduate Studies Faculty of Education Curriculum & English Teaching Methods Department, Gaza, 2011

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское