Введение
1. Характеристика методики Монтессори
2. Педагогические принципы М. Монтессори
3. Идеи М. Монтессори во внеурочной деятельности младших школьников
4. Применение методики Монтессори во внеурочной деятельности по географии
Заключение
Список источников и литературы
Современная гуманистическая педагогика имеет глубокие исторические предпосылки, представленные в педагогических системах, которые были направлены на всестороннее развитие личности, учитывали все нравственные и психические особенности ученика и создавали благоприятные условия для учебного процесса. Одним из таких примеров в 20 веке является педагогика Марии Монтессори.
Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952), давно пользуется всемирным признанием и стала самой распространенной. Педагогика Монтессори - это пример эффективного практического воплощения идей бесплатного образования. М. Монтессори открыл некоторые законы развития ребенка и разработал новый метод обучения детей. Она создала свои собственные школы, которые были дружелюбны к ребенку, отвечали потребностям развития детей и соответствовали восприятию детей, делая их наиболее эффективными.
Целостная педагогическая система Марии Монтессори повлияла на развитие образования в современном мире и заняла в нем достойное место. К классическим и постклассическим направлениям относятся: создание классических Монтессори детских садов, начальных школ, гимназий и лицеев; развитие идей М. Монтессори по воспитанию детей; новые разработки в использовании классических материалов Монтессори.
Во многих странах различные образовательные концепции и программы основаны на использовании системы Монтессори как в целом, так и на ее отдельных теоретических положениях и дидактических материалах.
Педагогика Монтессори - это пример эффективного практического воплощения идей бесплатного образования. М. Монтессори открыл некоторые законы развития ребенка и разработал новый метод обучения детей. Она создала свои собственные школы, которые были дружелюбны к ребенку, отвечали потребностям развития детей и соответствовали восприятию детей, делая их наиболее эффективными.
Растущий интерес к идеям и опыту Монтессори сегодня глубоко символичен, потому что он связан с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка и необходимость воспитывать и развивать молодое поколение, способное успешно развиваться действует в гражданском обществе в постоянно меняющемся мире. Большинство его открытий признано современной психологией и физиологией. Все перечисленное определяет актуальность темы работы.
Цель работы – рассмотреть применение методики Монтессори во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- представить характеристику методики Монтессори;
- охаракетризовать педагогические принципы М. Монтессори;
- рассмотреть идеи М. Монтессори во внеурочной деятельности младших школьников;
- рассмотреть применение методики Монтессори во внеурочной деятельности по географии.
-
Характеристика методики Монтессори
Методология Монтессори - это педагогическая система, которая возникла в начале двадцатого века благодаря итальянскому учителю и психологу Марии Монтессори.
Основная цель - направить развитие ребенка в правильном направлении, с принятием его личности и характеристик, не пытаясь сломать его собственными убеждениями.
Достижение цели возможно благодаря наличию обязательных правил для учителей [2, с. 185]:
- Запрещается сравнивать детей, включать соревновательные моменты в их деятельность, оценивать по каким-то общим критериям, поощрять, наказывать и заставлять их что-либо делать.
- Детям разрешается самостоятельно выбирать темп и ритм обучения, продолжительность занятий, направление развития и учебные материалы.
- Педагог должен всеми доступными способами развивать в ребенке самостоятельность, уважать его выбор и создавать комфортную среду.
- Педагог или педагог не должен пытаться сделать детей похожими на себя, изменить процесс развития самостоятельности у ребенка. В идеале он должен оставаться нейтральным наблюдателем, который создает комфортную среду для развития ребенка независимо от чьего-либо мнения.
Основное отличие этой методики от классической концепции развития ребенка заключается в недопустимости какого-либо давления на ребенка со стороны взрослых при воспитании и обучении. Согласно методике Монтессори, каждый ребенок - уникальная личность, в высшей степени одаренная стремлением к знаниям, и задача взрослых - только организовать условия для развития способностей ребенка и, в редких случаях, подсказать, уменьшая помехи. в учебном процессе до необходимого минимума. При этом у каждого ребенка своя скорость восприятия и обучения, спектр интересов на каждом из этапов его развития, и давление со стороны взрослых только убьет в нем стремление к самостоятельности и интерес к учебе.
Главный принцип педагогики Монтессори - до года и старше не заставлять ребенка делать то, чего он сам не хочет. Выполнить его становится возможным благодаря условиям, которые естественным образом складываются в системе Монтессори [7, с. 166]:
- каждый ребенок стремится к равноправному участию в жизни со взрослыми;
- со временем дети понимают, что для этого нужно учиться и приобретать собственный опыт;
- также дети скоро поймут, что чем больше и быстрее они учатся, тем быстрее они могут попасть во взрослый мир;
- педагог занимает нейтральную позицию, не проявляет своего отношения к тому или иному занятию, а только оказывает помощь по просьбе ребенка.
Также можно назвать еще несколько основных принципов методики воспитания Монтессори [7, с. 167]:
- Ребенок - центр педагогического процесса. Вся работа строится в зависимости от его желаний, стремлений, возможностей и характеристик.
- Окружающая среда - фундаментальное условие развития ребенка. Он должен быть настолько насыщенным и полезным, чтобы каждый ребенок мог выбрать в нем свое место и найти себе интересное занятие.
- Взрослый - это человек, который помогает только тогда, когда этого требует ребенок. Если его нет, значит, он не вмешивается в свой естественный процесс развития.
1. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори. - М.: МЦМ, 2014. – 146 с.
2. Буторина, Т.С. История педагогики и образования: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина; Под ред. З.И. Васильева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 432 c.
3. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. - 2012. - № 34. - C.3.
4. Григорович М.А. Применение педагогики Монтессори во внеурочной деятельности по географии // Вестник ТвГУ. – 2019. - №4. – С. 100 – 107.
5. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: Учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 675 c.
6. Князев, Е.А. История педагогики и образования: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Князев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 505 c.
7. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 314 c.
8. Миронова М.С. Идеи системно-деятельностного подхода в педагогике Монтессори // Проблемы педагогики. 2017. №9 (32).
9. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. URL: https://www.rulit.me/books/moj-metod-nachalnoe-obuchenie-read-26777- 1.html.
10. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД «Карапуз». 2015. – 272 с
11. Монтессори М. Дети – другие. // С вступительной статьей и комментариями К.Е. Сумнительного. - М: «Карапуз». 2014. – 336 с
12. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М.: Тип. Госснаба, 2013. - 168с.
13. Пискунов, А.И. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобыт. обществе до конца ХХ в. / А.И. Пискунов. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 496 c.
14. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». URL: http://www.gcro.ru/vneur-doc.
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/paragraph/10:0.
16. Тарасова Н.М. Актуальность метода М. Монтессори в современном образовании // Вопросы педагогики. – 2018. - №4. – С. 67 – 79.