ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
1.1. Проблема одаренности в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
1.3. Методы развития одаренности ребенка дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ СПОСОБНОСТИ К ОДАРЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и диагностические методики исследования
2.2. Результаты исследования способности к одаренности у детей дошкольного возраста
2.3. Рекомендации воспитателям по развитию способностей старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В современной образовательной системе все более выраженным становится направление развития не только интеллектуальных способностей детей, но и формирование их собственной творческой инициативности, познавательной активности с целью выявления одаренности детей, что получает отражение в новом Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО).
Вопросами детской одаренности занимались О.Н. Бакаева, А.К. Белоусова, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др. Исследователи едины в том, что в работе с одаренными детьми важно создавать условия для проявления одаренности как формирующегося системного качества личности, что будет способствовать оптимальному проявлению способностей ребенка, его личностного потенциала.
Одаренность связана с такими аспектами как познавательная активность, творческие способности ребенка. Познавательная активность понимается как стремление ребенка к изучению окружающей действительности, в процессе которого он приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится взаимодействовать с ним. Интерес к окружающему миру, в свою очередь, является одним из видов общественного интереса, который проявляется в желании познавать и творчески преобразовывать окружающую действительность. Развитые творческие способности ребенка дошкольного возраста играют важную роль в предстоящей учебной деятельности, ставящей перед детьми задачу грамотного и эффективного усвоения знаний.
Значимость выявления способности детей старшего дошкольного возраста к одаренности связана с одной стороны, с высокими требованиями к подготовке детей, начинающих процесс обучения в школе, а с другой стороны – тем, что успешность обучения ребенка определяется совокупностью компонентов готовности к школьному обучению, сформированной в период дошкольного детства. Учитывая особенности дошкольного возраста, как сензитивного периода в усвоении знаний об окружающем мире, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития и поддержки одаренности детей, что является важным для подготовки к дальнейшему обучению в школе.
Объект исследования – одаренность.
Предмет исследования – проблема диагностики способностей детей.
Цель исследования – подобрать и апробировать методики диагностики способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – предполагается, что у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы показатели креативности: беглость, гибкость, оригинальность и точность, что требует разработки рекомендаций воспитателям по развитию способностей дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить современное состояние проблемы одаренности детей, особенности ее проявления в старшем дошкольном возрасте, методы развития.
2. Провести диагностику способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Проинтерпретировать полученные результаты по методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной.
4. Проинтерпретировать полученные результаты по тесту Гилфорда.
5. Разработать рекомендации воспитателям по развитию способностей к одаренности у старших дошкольников.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения об объективных закономерностях психического развития ребенка, раскрытые Л.С. Выготским в теории культурно-исторического развития психики; подходы к изучению детской одаренности (О.Н. Бакаева, А.К. Белоусова, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.), подходы к изучению творческих способностей детей дошкольного возраста (Я.А. Пономарев, Е. Торренс, Е.Е. Туник, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
1) теоретические (анализ литературных источников, систематизация, обобщение);
2) эмпирические (диагностические методы, количественный и качественный анализ полученных результатов).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
1.1. Проблема одаренности в психолого-педагогических исследованиях
Одаренность представляет собой сложное, многогранное и многоуровневое явление, в котором интеллектуальные способности и достижения ребенка значительно превышают нормы, характерные для его возраста [4].
По мнению О.Н. Бакаевой, каждый одаренный ребенок обладает индивидуальными особенностями, но вместе с тем можно выделить и общие черты одаренных детей: широта интересов, любознательность, наблюдательность и увлеченность любимым делом, развитое мышление, исключительная память, умение верно излагать мысли, богатый словарный запас, инициативность и ответственность. Эти дети с интересом занимаются деятельностью, которая требует тонкой и точной моторики; увлекаются подвижными и спортивными играми. У них хорошо сформирована познавательная сфера (речь, память, внимание, мышление, творчество, воображение), они быстро овладевают знаниями и учебными навыками, легко решают задачи сложного порядка [2].
С точки зрения Н.С. Лейтеса, есть два пути становления одаренности: «вундеркиндный» (речь идет о раннем и необычайно быстром развитии способностей ребенка и «невундеркиндный» (расцвет способностей приходится не на ранний возраст, а происходит в более позднем возрасте (в юности) [18].
Проблема одаренности рассматривается в психологии в русле более широкой темы – творчества, представляющего собой деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Это культурно-историческое явление, имеющее психологический аспект в его личностном и процессуальном компоненте. Творческий акт предполагает наличие у человека способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым он может создавать продукты, отличающиеся новизной, оригинальностью, являющиеся уникальными.
В психологии творчество определяется как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [10, с.278].
Как отмечают Л.Я. Дорфман, Д.В. Ушаков, творчество является глобальной теоретической проблемой психологии, где в особом преломлении отражаются все узловые проблемы психологической науки. В процессе творчестве задействуются когнитивные процессы: интеллект, память, внимание, но задействуются они особенным образом – в творческом акте психические познавательные процессы функционируют по-другому. Основным модусом работы когнитивной системы выступает механизм воспроизводства, выработанные средства, которые применяются и к новым ситуациям в том числе, что обеспечивает стабильность, адаптацию. В русле проблемы творчества простое воспроизводство не является необходимым, в фокусе находятся иные аспекты: первостепенная роль интуиции в мышлении и т.д. таким образом, творчество представляет собой не только когнитивный процесс, оно является процессом, вовлекающим целостную личность [12].
С точки зрения Л.В. Яценко, творчество выступает в качестве аспекта развития личности, относящегося к переходу на более высокий уровень. Творческий человек отличается от остальных тем, что способен решать постоянно возникающие задачи с более высоким качеством за то же самое время. В качестве предпосылок творчества рассматривается высокая восприимчивость, самостоятельность мышления, тонкое восприятие [30].
Как отмечает Л.В. Яценко, развитие творческого процесса можно представить в следующих стадиях:
- подготовительная стадия (формулируется задача, производятся начальные попытки ее решения);
- далее происходит так называемая стадия «инкубации» идеи, представляющая собой временный отказ от попытки решения проблемы; человек переключается на другие вопросы. Переключение усилий позволяет отдохнуть от необходимости решать проблему прямо сейчас. Кроме того, отдохнув, человек в большей степени способен на творческие решения.
- стадия озарения (характеризуется мгновенным интуитивным проникновением в суть проблемы);
- стадия проверки (характеризуется испытанием и реализацией решения [30].
Ключевым моментом творческого процесса является озарение, инсайт. В какой-то момент проблема видится человеку под другим углом зрения и в этом процессе внезапно обнаруживается недостающий элемент информации, в результате чего создается целостный образ видимого решения. При этом, противоречивость проблемной ситуации сменяется на ощущение гармоничности найденного решения. В эмоциональном плане человек при этом испытывает положительные чувства (радость, восторг, удовлетворение).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бабаева Т.И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема // Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе. СПб.: Речь, 2013. С. 7–10.
Бакаева О.Н. Изучение одаренности детей старшего дошкольного возраста методом экспертных оценок // Одаренный ребенок. 2013. N 5. С. 16–24.
Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? М.: Ювента, 2014. 64 с.
Белоусова А.К. Что такое одаренность? // Эксперимент и инновации в школе. 2012. N 3. С. 2–4.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: АСТ, 2015. 320 с.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е., Жукова Е.С. К проблеме выявления одаренности у детей младшего возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. N 1. С. 78–79.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Директ-Медиа, 2014. 612 c.
Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. М.: Академия, 2013. 170 с.
Волохина Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 288 с.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2015. 508 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. 2013. N 3. C. 106–115.
Дорфман Л.Я., Ушаков Д.В. Психология творчества: от классического наследия к новым подходам // Современные исследования творчества / Науч. ред. Л.Я. Дорфман, Д.В. Ушаков. Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры; М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 5–17.
Дрозина В.В., Дильман В.Л. Механизм творчества решения нестандартных задач: руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. 255 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Академия, 2013. 320 с.
Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015. 32 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Картинный дидактический материал для занятий и игровой деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для педагогов и родителей. М.: Изд-во «Гном и Д», 2013. 48 с.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного. М.: Владос, 2013. 368 с.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М.: МПСИ, 2013. 464 с.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 2016. 384 с.
Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. N 1. С. 88–92.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Владос, 2013. 736 с.
Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пер. А.М. Пятигорского. СПб.: Речь, 2014. 192 с.
Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: АСТ, 2013. 304 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Туник Е.Е. Тест Е. Торренса: диагностика креативности: методическое руководство. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2013. 191 с.
Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении детей. Минск, 2013. 128 с.
Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности. Магнитогорск, 2013. 55 с.
Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М.: Серия «Психологическая диагностика», 2013. 113 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Академия, 2013. 560 с.
Яценко Л.В. Творчество // Новая философская энциклопедия, 2012. С. 77–80.