Курсовая работа|Педагогика

Проблема одаренности и диагностика способностей детей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 35

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

1.1. Проблема одаренности в психолого-педагогических исследованиях

1.2. Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте

1.3. Методы развития одаренности ребенка дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ СПОСОБНОСТИ К ОДАРЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и диагностические методики исследования

2.2. Результаты исследования способности к одаренности у детей дошкольного возраста

2.3. Рекомендации воспитателям по развитию способностей старших дошкольников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Актуальность исследования. В современной образовательной системе все более выраженным становится направление развития не только интеллектуальных способностей детей, но и формирование их собственной творческой инициативности, познавательной активности с целью выявления одаренности детей, что получает отражение в новом Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО).

Вопросами детской одаренности занимались О.Н. Бакаева, А.К. Белоусова, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др. Исследователи едины в том, что в работе с одаренными детьми важно создавать условия для проявления одаренности как формирующегося системного качества личности, что будет способствовать оптимальному проявлению способностей ребенка, его личностного потенциала.

Одаренность связана с такими аспектами как познавательная активность, творческие способности ребенка. Познавательная активность понимается как стремление ребенка к изучению окружающей действительности, в процессе которого он приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится взаимодействовать с ним. Интерес к окружающему миру, в свою очередь, является одним из видов общественного интереса, который проявляется в желании познавать и творчески преобразовывать окружающую действительность. Развитые творческие способности ребенка дошкольного возраста играют важную роль в предстоящей учебной деятельности, ставящей перед детьми задачу грамотного и эффективного усвоения знаний.

Значимость выявления способности детей старшего дошкольного возраста к одаренности связана с одной стороны, с высокими требованиями к подготовке детей, начинающих процесс обучения в школе, а с другой стороны – тем, что успешность обучения ребенка определяется совокупностью компонентов готовности к школьному обучению, сформированной в период дошкольного детства. Учитывая особенности дошкольного возраста, как сензитивного периода в усвоении знаний об окружающем мире, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития и поддержки одаренности детей, что является важным для подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Объект исследования – одаренность.

Предмет исследования – проблема диагностики способностей детей.

Цель исследования – подобрать и апробировать методики диагностики способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – предполагается, что у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы показатели креативности: беглость, гибкость, оригинальность и точность, что требует разработки рекомендаций воспитателям по развитию способностей дошкольников.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить современное состояние проблемы одаренности детей, особенности ее проявления в старшем дошкольном возрасте, методы развития.

2. Провести диагностику способностей детей старшего дошкольного возраста.

3. Проинтерпретировать полученные результаты по методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной.

4. Проинтерпретировать полученные результаты по тесту Гилфорда.

5. Разработать рекомендации воспитателям по развитию способностей к одаренности у старших дошкольников.

Теоретико-методологическая основа исследования: положения об объективных закономерностях психического развития ребенка, раскрытые Л.С. Выготским в теории культурно-исторического развития психики; подходы к изучению детской одаренности (О.Н. Бакаева, А.К. Белоусова, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.), подходы к изучению творческих способностей детей дошкольного возраста (Я.А. Пономарев, Е. Торренс, Е.Е. Туник, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования:

1) теоретические (анализ литературных источников, систематизация, обобщение);

2) эмпирические (диагностические методы, количественный и качественный анализ полученных результатов).

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

1.1. Проблема одаренности в психолого-педагогических исследованиях

Одаренность представляет собой сложное, многогранное и многоуровневое явление, в котором интеллектуальные способности и достижения ребенка значительно превышают нормы, характерные для его возраста [4].

По мнению О.Н. Бакаевой, каждый одаренный ребенок обладает индивидуальными особенностями, но вместе с тем можно выделить и общие черты одаренных детей: широта интересов, любознательность, наблюдательность и увлеченность любимым делом, развитое мышление, исключительная память, умение верно излагать мысли, богатый словарный запас, инициативность и ответственность. Эти дети с интересом занимаются деятельностью, которая требует тонкой и точной моторики; увлекаются подвижными и спортивными играми. У них хорошо сформирована познавательная сфера (речь, память, внимание, мышление, творчество, воображение), они быстро овладевают знаниями и учебными навыками, легко решают задачи сложного порядка [2].

С точки зрения Н.С. Лейтеса, есть два пути становления одаренности: «вундеркиндный» (речь идет о раннем и необычайно быстром развитии способностей ребенка и «невундеркиндный» (расцвет способностей приходится не на ранний возраст, а происходит в более позднем возрасте (в юности) [18].

Проблема одаренности рассматривается в психологии в русле более широкой темы – творчества, представляющего собой деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Это культурно-историческое явление, имеющее психологический аспект в его личностном и процессуальном компоненте. Творческий акт предполагает наличие у человека способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым он может создавать продукты, отличающиеся новизной, оригинальностью, являющиеся уникальными.

В психологии творчество определяется как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [10, с.278].

Как отмечают Л.Я. Дорфман, Д.В. Ушаков, творчество является глобальной теоретической проблемой психологии, где в особом преломлении отражаются все узловые проблемы психологической науки. В процессе творчестве задействуются когнитивные процессы: интеллект, память, внимание, но задействуются они особенным образом – в творческом акте психические познавательные процессы функционируют по-другому. Основным модусом работы когнитивной системы выступает механизм воспроизводства, выработанные средства, которые применяются и к новым ситуациям в том числе, что обеспечивает стабильность, адаптацию. В русле проблемы творчества простое воспроизводство не является необходимым, в фокусе находятся иные аспекты: первостепенная роль интуиции в мышлении и т.д. таким образом, творчество представляет собой не только когнитивный процесс, оно является процессом, вовлекающим целостную личность [12].

С точки зрения Л.В. Яценко, творчество выступает в качестве аспекта развития личности, относящегося к переходу на более высокий уровень. Творческий человек отличается от остальных тем, что способен решать постоянно возникающие задачи с более высоким качеством за то же самое время. В качестве предпосылок творчества рассматривается высокая восприимчивость, самостоятельность мышления, тонкое восприятие [30].

Как отмечает Л.В. Яценко, развитие творческого процесса можно представить в следующих стадиях:

- подготовительная стадия (формулируется задача, производятся начальные попытки ее решения);

- далее происходит так называемая стадия «инкубации» идеи, представляющая собой временный отказ от попытки решения проблемы; человек переключается на другие вопросы. Переключение усилий позволяет отдохнуть от необходимости решать проблему прямо сейчас. Кроме того, отдохнув, человек в большей степени способен на творческие решения.

- стадия озарения (характеризуется мгновенным интуитивным проникновением в суть проблемы);

- стадия проверки (характеризуется испытанием и реализацией решения [30].

Ключевым моментом творческого процесса является озарение, инсайт. В какой-то момент проблема видится человеку под другим углом зрения и в этом процессе внезапно обнаруживается недостающий элемент информации, в результате чего создается целостный образ видимого решения. При этом, противоречивость проблемной ситуации сменяется на ощущение гармоничности найденного решения. В эмоциональном плане человек при этом испытывает положительные чувства (радость, восторг, удовлетворение).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Бабаева Т.И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема // Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе. СПб.: Речь, 2013. С. 7–10.

Бакаева О.Н. Изучение одаренности детей старшего дошкольного возраста методом экспертных оценок // Одаренный ребенок. 2013. N 5. С. 16–24.

Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? М.: Ювента, 2014. 64 с.

Белоусова А.К. Что такое одаренность? // Эксперимент и инновации в школе. 2012. N 3. С. 2–4.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: АСТ, 2015. 320 с.

Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е., Жукова Е.С. К проблеме выявления одаренности у детей младшего возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. N 1. С. 78–79.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Директ-Медиа, 2014. 612 c.

Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. М.: Академия, 2013. 170 с.

Волохина Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 288 с.

Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2015. 508 с.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. 2013. N 3. C. 106–115.

Дорфман Л.Я., Ушаков Д.В. Психология творчества: от классического наследия к новым подходам // Современные исследования творчества / Науч. ред. Л.Я. Дорфман, Д.В. Ушаков. Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры; М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 5–17.

Дрозина В.В., Дильман В.Л. Механизм творчества решения нестандартных задач: руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. 255 с.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Академия, 2013. 320 с.

Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015. 32 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Картинный дидактический материал для занятий и игровой деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для педагогов и родителей. М.: Изд-во «Гном и Д», 2013. 48 с.

Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного. М.: Владос, 2013. 368 с.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М.: МПСИ, 2013. 464 с.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 2016. 384 с.

Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. N 1. С. 88–92.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Владос, 2013. 736 с.

Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пер. А.М. Пятигорского. СПб.: Речь, 2014. 192 с.

Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: АСТ, 2013. 304 с.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Туник Е.Е. Тест Е. Торренса: диагностика креативности: методическое руководство. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2013. 191 с.

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении детей. Минск, 2013. 128 с.

Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности. Магнитогорск, 2013. 55 с.

Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М.: Серия «Психологическая диагностика», 2013. 113 с.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Академия, 2013. 560 с.

Яценко Л.В. Творчество // Новая философская энциклопедия, 2012. С. 77–80.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское