ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Обзор исследования по проблеме развития самостоятельной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста
1.2. Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию самостоятельной конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОНСТРУТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение условий для самостоятельной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста
2.2. Рекомендации по обогащению развивающей среды для самостоятельной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. В настоящее время педагогическая наука и образовательная практика уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательных программах дошкольных образовательных организаций эта деятельность рассматривается как одна из основных. Благодаря такой деятельности ребенок развивается умственно и эстетически. Он, как дизайнер, творит, познавая законы гармонии и красоты.
На сегодняшний день проблема, касающаяся организации самостоятельной конструктивной деятельности детей является актуальной, т.к. конструктивная деятельности оказывает влияние на развитие познавательных, творческих, сенсорных способностей детей дошкольного возраста.
Занятие конструктивной деятельностью оказывает влияние на развитие таких психических процессов, как память, внимание, мышление, интеллектуальной сферы, а также речи. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Однако, для организации самостоятельной конструктивной деятельности требуется создание специальных условий, которые будут проанализированы в рамках данной работы.
Объект исследования: самостоятельная конструктивная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия для самостоятельной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически изучить проблему создания условий для самостоятельной конструктивной деятельности дошкольников и провести опытно-поисковую работу по апробации самостоятельной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исследования по проблеме развития самостоятельной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Изучить теоретический материал, касающийся создания предметно-развивающей среды для организации работы по развитию самостоятельной конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.
3. Провести опытно-поисковую работу по изучению условий для самостоятельной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по обогащению развивающей среды для самостоятельной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) Анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы и опыта.
2) Диагностическая методика.
База исследования:
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в работе проанализирована литература по теме исследования и выделены условия для развития самостоятельной конструктивной деятельности дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе приводятся результаты изучения условий для самостоятельной конструктивной деятельности дошкольников и разработаны рекомендации по обогащению развивающей среды для самостоятельной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Материалы работы могут быть использованы педагогами ДОУ в процессе организации самостоятельной конструктивной деятельности дошкольников, а также для повышения собственной профессиональной компетентности.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Обзор исследования по проблеме развития самостоятельной конструктивной деятельности детей дошкольного возраста
В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих классических зарубежных системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля [1], «Вальдорфская педагогика» (основатель Р. Штайнер) [2], система Л.К. Шлегер [3], М. Монтессори [4] и др.). Ф. Фребель один из первых предложил такой вид конструирования, как конструирование по образцу. Сегодня различные аспекты формирования конструктивных умений у дошкольников рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов-новаторов.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой − в нем также отражается окружающая действительность.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).
Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное [21, c.10].
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаг, бросового и природного материалов. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п.
Парамонова Л.А отмечала, что детское конструирование, и особенно техническое (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей), тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки, например, гараж для машины, рыцарский замок и т.п. и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры [21, c.14].
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Кудрявцев Т.В., Фарафонова Э.А. и др.).
Практические действия дошкольников в этих видах конструирования могут выступать как широкое экспериментирование с материалами— творческое и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.
Научные исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой и других показывают, что наиболее эффективным способом развития у дошкольников интереса к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны. Несомненно, развитие таких умений происходит в процессе специально организованного обучения.
Фребель Ф. Будем жить для своих детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-fridrih-frebel/99728-budem-zhit-dlyasvoih-detey-sbornik-fridrih-frebel.html (Дата обращения 08.04.2019)
Учебные программы Вальдорфских школ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.knigisosklada.ru/book/2304700/Uchebnyeprogrammy-valdorfskih-shkol/ (Дата обращения 08.04.2019)
Шлегер Л.К. Практическая работа в детском саду [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:92377/Source:default. (Дата обращения 08.04.2019)
Методика развития Монтессори – это что такое? Плюсы и минусы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.syl.ru/article/330900/metodika-razvitiya-montessori-eto-chto-takoe-plyusyi-i-minusyi. (Дата обращения 08.04.2019)
Парамонова Л.А. Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с.
Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4.- С. 79.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – Москва: Просвещение, 1988. – 197 с.
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 73 с.
Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 85 с.