Введение
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования
1.1 Формирование компонентов речи в онтогенезе
1.2 Дислалия: особенности нарушения
1.3 Обзор методик логопедической работы, направленных на коррекцию нарушения звукопроизношения детей с дислалией
Выводы
Глава 2. Констатирующий эксперимент
2.1 Организация и методология констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Речь - главный фактор успеха существования человека в обществе. Речь является не только средством общения, но и средством для человека овладеть разнообразием психической и социальной жизни от рождения.
В этом отношении чрезвычайно важно, чтобы человек обладал способностью правильно говорить и в полной мере использовать свои навыки общения в обществе. Нарушения и генерализованные аномалии в последнее время в развитии речи, особенно в произношении, могут предотвратить это.
Дислалия является типом нарушения произношения звука. Этот термин был впервые введен в 1827 году.
Сегодня различные формы дислелий обнаруживаются у большого количества детей и взрослых. В частности, это нарушение развития затрагивает дошкольников. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей показывают, что у 25-30% дошкольников (5-6 лет) есть проблемы с произношением [36, с. 117].
Э. Ф. Рау изучал в разное время проблему дислалии, а также О.В. Правдина, М.Е. Хвацев, А.М. Смирнова, Р.Е. Левин и другие
Поиск эффективных инструментов для устранения вредных аспектов заболевания, развития фонематического слуха и усиления ресурсов для развития человека является еще одной областью изучения дислалии. Выбор наиболее эффективного инструмента должен быть обусловлен особенностями развития человека в течение определенного периода его жизни, с учетом психофизиологических особенностей развития в данном возрасте.
Актуальность курсовой работы: тема, выбранная для исследования, актуальна, так как практически нет научной литературы, посвященной углубленному изучению проблемы диагностики и коррекции недостаточного развития фонемического слуха у детей с дислалией. Только несколько публикаций учитывают обе стороны этого широкого вопроса.
Цель исследования: изучение особенностей развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с дислалией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Выявить особенности развития навыков звукопроизношения у детей 5-6 лет с дислалией;
Определить связь нарушений фонематического слуха и форм дислалии.
Объект исследования: особенности развития фонематического слуха у дошкольников с дислалией.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с дислалией.
Теоретическая значимость труда обусловлена отсутствием таких исследований в профессиональном педагогическом сообществе, возможностью использования этого исследования в качестве руководства по организации терапевтического и профилактического труда для детей в возрасте от 5 до 6 лет с дислалией.
Практическая значимость работы обусловлена наличием хорошо разработанной эмпирической части, описывающей опыт экспериментального исследования фонематического слуха у детей с дислалией.
Работа состоит из введения, двух глав, введения заключения.
В первой главе определены теоретические основы развития фонематического слуха у детей с дислалией.
Во второй главе описан опыт организации экспериментального исследования нарушений фонематического слуха у детей лет с дислалией.
В заключении делаются выводы по всей работе, в приложениях собран материал, использованный в ходе экспериментального исследования.
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования
1.1 Формирование компонентов речи в онтогенезе
Процесс овладения языком с точки зрения Д.П. Горского состоит в овладении лексическим резервом языка, его грамматической структурой и фонетическими характеристиками. В процессе развития ребенок одновременно овладевает всеми тремя аспектами языка. Научившись соотносить (а затем произносить) тот или иной звуковой комплекс с обозначенным им объектом, ребенок усваивает как лексическую композицию языка, так и его фонетическую структуру.
Ребенок с нормальным развитием изучает артикуляцию на основе слухового восприятия речи окружающих. Даже потеря слуха, часто выраженная у ребенка, может затруднить овладение речью. Структуры речевых звуков, фонем и их соединений фиксируются на основе сформированных кинестетических стереотипов. И.П. Павлов сказал: «Слово состоит из трех элементов: кинестетического, звукового и визуального». Визуально ребенок воспринимает движения голосового аппарата своего окружения, что играет роль в построении артикуляционного процесса.
Первые вокальные реакции ребенка довольно различны. Нормальные роды сопровождаются криком новорожденного, а первые месяцы жизни дети много плачут. Первоначальные вокальные проявления новорожденного имеют чисто психологическую функцию, которая заключается в выражении субъективных состояний малыша с их помощью.
В течение первого месяца своей жизни ребенок выражает свои единственные недифференцированные негативные состояния с плачем и плачем. Благодаря прогрессивному развитию общих психофизиологических механизмов эти вокальные явления могут выражать положительные условия и при нормальном развитии ребенка превращаться в речи.
По словам В. Смирнова, первые функциональные связи в соответствующих морфологических структурах появляются при крике новорожденного. Акустическая характеристика крика новорожденного включает в себя те же компоненты, что и вокальные звуки, выполняемые на тех же частотах, а это означает, что крик, воспринимаемый слуховыми органами ребенка, стимулирует функциональную активность слова кора. Е. А. Мастюкукова в связи с этим отмечает, что в крике звуки, напоминающие преобладающую гласную, имеют носовой оттенок. В первые месяцы жизни приобретает второе значение сигнала, так как вызывает реакции взрослых, необходимые для этой ситуации.
Через 2-4 месяца можно наблюдать изменения в голосовых проявлениях ребенка. Ребенок начинает издавать звуки, влияющие на губы и язык, а главное, становится очевидным, что ребенок сам его ценит. Есть первичные вокализации, называемые охлаждением, а затем лепить. Первичные вокализации являются спонтанными и появляются у ребенка в спокойном состоянии наблюдения. На слух они воспринимаются как гласные, близкие к нейтральной гласной у взрослых.
Эти события, очевидно, имеют чисто биологическую основу, потому что во всем мире дети ходят почти одинаково, независимо от языковой среды. Ходьба-основная круговая форма речевой деятельности ребенка. Это указывает на "пробуждение" и постепенное увеличение, повторяя скрытые программы двигателя.
Через 5-8 месяцев при голосовых проявлениях ребенка, когда плач и плач сохраняются, пищеварительный тракт превращается в форму, которую можно назвать лепетом. Особенностью лепета в его зрелой форме является наличие в вокализации слоговых элементов и повторных повторений ребенка одинаковых или похожих слогов, например, "та-та-та", "па-па", "ба-ба-ба" и другую болтовню также можно рассматривать как развитую (вторичную) форму круговой реакции, включая элементы добровольного контроля над ребенком.
Филолог А. М. Кондратов отмечает, что попугаи, скворцы и другие птицы могут имитировать звуки, в том числе человеческую речь. Ребенок также имитирует речь. Но главное, он не просто имитирует, он играет со звуками речи. Другими словами, это называется лепет.
Во-первых, ребенок производит короткие звуки, похожие на комбинации согласных и гласных. Постепенно молдинги становятся все более сложными. Осложнение идет в нескольких направлениях. Во-первых, все больше и больше комбинаций звуков. Во-вторых, удлиняются звуковые последовательности: если ребенок сначала произнес один слог, то скоро появятся строки слогов, состоящие из трех, четырех или более одинаковых слогов. Постепенно слоговые строки становятся все более разнообразными: в их составе не только одни и те же, но и разные типы слогов.
Балобанова, В.П., Богданова, Л.Г., Венедиктова, Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
Бельтюков, В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики // Дефектология. - №3. 1977.
Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. – 170 с.
Власова, Т.А. Каждому ребёнку – надлежащие условия воспитания и обучения.//Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. – М: Международная педагогическая академия, 1995. – С. 73-81.
Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. – СПб.: Детство, 2004.
Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. - Москва: Владос, 2004. - 232 с.
Гаубих, Ю. Г., Липкина, Ю. С. Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. –2-е изд. – М.: Просвещение. – 1979.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.; 1961.
Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. – 220 с.
Жинкин, Н.И. Механизмы речи. – М.: Педагогика, 1959. – С.63.
Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М., 1999.
Журова, Л.Е., Эльконин, Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М., 1963.
Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп. и испр.. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - 96 с.
Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
Лебединский, В. В., Шахнарович, А. М. К проблеме развития речи в онтогенезе // Проблемы психолингвистики. - М., 1975.
Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 357 с.
Мартынова, Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 3. - М.: Просвещение, 1967
Мелехова, Л. В. Дифференциация дислалий. Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С.Ляпидевского. Вып. 3. - М.: Просвещение, 1967.
Мелехова, Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии. Ученые записки Моск. гос. педагог. ин-та им.В.И.Ленина, 1964, вып. 219.
Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. – М., 2002. – 637 с.
Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 210.
Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб.; Дельта 1998. – 208 с.
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – 400 с.
Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
Практикум по детской логопедии учебное пособие для пед. ин-тов / В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Т. Н. Воронцова, Ю. Г. Гаубих; под ред. В. И. Селиверстова. - 2-е изд. - Москва : Владос, 1997. - 272 с.
Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
Pay, Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
Резниченко, Т. С, Ларина, О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. : Альбом для педагога. – М.; Владос, 2000. – 96 с.
Розенталь, Д.Э. Голуб, И.Б. Теленкова, М.А. Современный Русский язык.- М., 2000.- 448с.
Сергеев, Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1999. – 96 с.
Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. – 1996. - №5. – С. 38-51.
Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей.- Л.- 1976.
Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников. – М.; Издательство института психотерапии, 2001. – 240 с.
Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.
Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
Хватцев, М.Е. Логопедия. – М., 1959.
Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.
Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М.: Просвещение, 1988.
Эльконин, Б.Д. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 360 с.