Введение
Глава 1. Теоретические основы дидактических основ обучения праву
1.1 Общедидактические аспекты правовых дисциплин в школе как способа формирования правового поведения учащихся
1.2 Специфика методики преподавания права в школе
1.3 Дидактика современного школьного правового образования
Глава 2. Разработка уроков гражданского права с использованием различных средств обучения
2.1 Разработка урока на тему «Повторение по курсу «Гражданского права» с использованием визуальных средств
2.2. Разработка урока на тему «Гражданское право как отрасль отечественного права» с использованием аудиовизуальных средств
Заключение
Список использованных источников
Построение гражданского общества и правового государства невозможно без создания развитой системы правового обучения и воспитания, обеспечивающей формирование правового сознания, правовой культуры подрастающего поколения, во многом определяющих гражданские качества личности - инициативность, способность к самостоятельному нравственно-правовому выбору и ответственность за самореализацию в жизни, защите своих конституционных прав и свобод, - необходимые в условиях переходного этапа развития общества.
Объектом исследования являются теоретические аспекты и особенности обучения права в школе.
Предметом – методические основы дидактики преподавания права в школьном курсе.
Важно учитывать, что педагогическая наука в условиях современного динамично изменяющегося общества (в том числе и в правовой сфере) тоже испытывает постоянную потребность в поиске новых средств правового обучения. В связи с чем можно отметить противоречия между:
– постоянно обновляющимися требованиями к качеству и уровню правового образования школьников и традиционными, репродуктивными методами и формами обучения их праву;
– становлением в новом обществе у учащихся правосознания нового типа и более возросшей необходимостью в формировании нового типа мышления.
Тем самым проблему исследования можно определить следующим образом: каковы возможности дидактических основ обучения праву в школьном курсе?
Цель работы – изучить дидактические основы обучения праву и разработать урок по правовым дисциплинами с использованием различных средств обучения.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- изучить сущность дидактических основ обучения праву в школе как способа формирования правового поведения учащихся;
- выявить специфику методики преподавания права в школе;
- раскрыть составляющие дидактики современного школьного правового образования;
- разработать уроки гражданского права с использованием различных средств обучения.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация и моделирование (разработка уроков).
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
2. Указ Президента РФ от 29 ноября 1994 г. № 2131 «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях» Собрание законодательства Российской Федерации. – 5.12.1994. - № 32. – Ст.3342.
3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» // Вестник образования РФ. - №8. – 2014.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 ноября 2008 г. № АФ-357/03 «О проведении в образовательных учреждениях Российской Федерации мероприятий, посвященных 15-летию принятия конституции Российской Федерации» // Вестник образования России - Декабрь 2008 г. - № 23
5. Гин А. Приёмы педагогической техники. М.: ИД «Вита-пресс», 2007. 88 с.
6. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н. Воскресенской, С. Шехтера; при участии А. Иоффе, Ч. Уайта. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 2004. 215 с.
7. Зарецкий И. Основные принципы и методы обучения детей праву в современной школе // Members. 2015. № 10. С. 13-14.
8. Кашанина, Т.В. Право и эконо¬мика / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - М., 2000. – 275 с.
9. Кравченко, А.И. Обществозна¬ние / А. И. Кравченко, Е. А. Певцо¬ва. - М., 2000. – 372 с.
10. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. – 166 с.
11. Конституционно-правовые ценности в формировании личности школьника. Материалы Всероссийского съезда учителей права и обществознания, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации. 18-19 мая 2013 г. (г. Санкт-Петербург). - М., 2013.
12. Кудрявцев, В.Н. Правовое пове¬дение: норма и патология / В. Н. Куд-рявцев. - М., 1982. – 241 с.
13. Методическое пособие по методам преподавания права в школе. М.: ИД «Новый учебник», 2014. 224 с.
14. Назарова О.Ю. Теория и методика обучения праву: метод. рекомендации для студентов. Томск: ТГПУ, 2013. 52 с.
15. Оксамытный, В.В. Правомерное поведение личности / В. В. Оксамыт-ный. - Киев, 1985. - 24 с.
16. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Вып. I. М.: ИД «Новый учебник», 2012. 282 с.
17. Певцова, Е.Л. Предпрофильная правовая подготовка школьников / Е. Л. Певцова // Система предпрофиль¬ного образования. - М., 2013. – 354 с.
18. Певцова Е. А. Основные концепции правового образования / Е. А. Певцова // Теоретические и методические основы преподавания права в школе. – М.: Новый учебник, 2012. С. 193-197.
19. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2 ч. – М., 2012. Ч.1. – 264 с.
20. Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2 ч. / Е.А. Певцова. – М.: Русское слово, 2012. – Ч. 1. – 264 с.
21. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2013. 400 с.
22. Терентьева Е.В. Системно-целевое управление развитием правового профильного образования учащихся в школе: дис. ... к. пед. наук. - М., 2016. – 132 с.