Актуальным направлением модернизации системы образования и особое место здесь отводится разработке интегрированных программ и проектов, которые занимаются эстетическим воспитанием учащихся. Эстетическое воспитание обладает широким спектром возможностей. Оно несёт в себе духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру и торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Использование многогранности средств художественно-эстетического воспитания даёт возможность многуровневости и мобильности при решении задач в сфере воспитания.
В младшем школьном возрасте начинает интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, в том числе к труду в различных его проявлениях. Важный фактор воздействия на детей – систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа.
Младшие классы представляют важное звено в системе обучения и воспитания, где закладываются основы формирования личности. Учебный процесс в 1-3 классах должен быть организован так, чтобы те знания и умения, тот нравственный заряд, который дети, получают сегодня в школе, позволил бы им через несколько лет стать настоящими гражданами, людьми с активной жизненной позицией. Учителя начальных классов направляют свои практические усилия на создание условий, при которых уроки эстетического цикла обеспечивали бы в значительной степени и эстетическое воспитание детей.
Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
Цель исследования – проанализировать пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
Гипотеза: развитие эстетических качеств у детей в учреждениях социокультурной сферы будет проходить успешнее в реализации проекта «Музей в чемодане», направленного на развитие этих качеств у детей.
Задачи исследования:
Изучить содержание понятия «эстетическое воспитание».
Проанализировать формы и методы эстетического воспитания младших школьников в начальной сельской школе.
Провести исследование эстетической воспитанности младших школьников.
Проанализировать результаты диагностики эстетической воспитанности младших школьников.
Теоретическим основанием исследования являются фундаментальные работы таких авторов по проблеме развития эстетических качеств младших школьников, как: Асмолов А. Г., Божович Л.И., Васильева PM., Венгер А.А., Выготский Л. С., Галигузова Л. Н., Глузман H.A., Глузман АВ., Даниленко А.П., Зинченко В. П., Ивлева M.A., Ильенков Э. В., Кузнецова Т.В., Mалых Н.В., Мамедова И. М., Масловская С.В., Муромцева О.В., Рамазанова Э.А., Речицкая Е.Г., Салахутдинов Р.Г., Ушакова, О. С., Шахова М., Юркевич В.С. и др.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватный объекту и предмету исследования, включающий теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость определяется возможностью внедрения в образовательную программу различных видов художественной деятельности, позволяющей определить уровни ее развитости; возможностью использования содержащихся в работе научно-методических материалов в системе повышения квалификации педагогов на факультетах начального образования.
Структура. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания в начальной школе
1.1. Понятие эстетического воспитания и его функции
Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого языка означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.
Понятие «эстетическое воспитание» является самым общим в теории воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Одним из них является «эстетическое развитие» - организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей [Рамазанова 2020: 98].
Результатом эстетического развития в процессе воспитания является эстетическая культура. Под эстетической культурой понимают сферу материализации способностей человека осваивать и преобразовывать природу и общественную жизнь «по законам красоты» [Асмолов 2019: 76].
На основании этого можно выделить цель эстетического воспитания:
- формирование у школьников нравственно-эстетического, гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту.
Любая цель реализуется через задачи. Выделяют следующие задачи эстетического воспитания младших школьников:
- формировать художественно-эстетические и творческие способности детей;
- развивать способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающем мире и искусстве;
- учить бережному отношению к красоте природы, т.е. сформировать убеждение, что истинная любовь к природе – действенная любовь;
- дать знания, сформировать умения и навыки в области доступных детям видов искусств – музыки, хореографии, пения, рисования, лепки, драматизации и т.д.;
- развивать способности не только чувствовать красоту, но и создавать ее в быту окружающей жизни;
- воспитывать гармоничную личность, т.е. соразмерное развитие разных ее сторон деятельности [Васильева 2018 : 163].
Наряду с педагогическими аспектами, существуют и психологические, лежащие в основе эстетического воспитания младших школьников.
Психологический аспект состоит в том, что в процессе эстетического воспитания формируется эстетическое сознание, включающее в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, взглядов, критериев.
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал – социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве. Важным элементом эстетического сознания человека является восприятие.
Восприятие – это исходный этап общения с искусством и красотой действительности, от глубины, яркости и полноты которого зависят эстетические переживания, формирование эстетических идеалов и вкусов. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства [Божович 2018: 66].
Таким образом, эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает еще один важнейший элемент психологического аспекта – эстетический вкус. Под ним психологи понимают тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его [Венгер 2018 : 39].
Эстетический вкус развивается у ребенка с первых опытов общения и познания окружающего мира. По сравнению с другими показателями эстетического развития школьника эстетический вкус является наиболее определенным и педагогически управляемым.
Эстетическое воспитание сегодня опирается на систему дидактических принципов педагогики, обеспечивает целенаправленность и систематичность его влияния на личность.
Как целесообразно организованный процесс эстетическое воспитание обеспечивает эстетическое развитие, формирование творческой активности каждого воспитанника, способности не только воспринимать, но и оценивать красоту в природной и социальной среде, приумножать ее результатам собственной эстетически значимой деятельности.
Практическая деятельность ребенка в условиях обучения имеет особое значение для его эстетического развития [Выготский 2019 : 114].
Эстетическое развитие происходит в своеобразных формах, поскольку предусматривает обязательность учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Без учета этого невозможно обеспечить совершенствование уровня обучаемости детей с эстетически целесообразной деятельности.
Как свидетельствуют исследования А.П. Даниленко, эстетическое воспитание эффективно реализуется в художественной деятельности. Они предложили условную трехкомпонентную организационно-педагогическую модель обучения детей с целью обеспечения их художественного развития [Даниленко 2020 : 114].
Первый, стержневой компонент – это способность к эмоциональным переживаниям, предусматривающий «вхождения» ребенка в художественный образ, его веру в воображаемую ситуацию.
Ребенок действует как соучастник определенных явлений, событий, описанные в художественных произведениях. Эмоциональное сопереживание стимулирует развитие мотивационной установки к художественной деятельности.
Эмоциональные переживания возникают под влиянием специфичности произведения искусства, действующего на морально-эстетическую направленность личности [Глузман 2019 : 87].
Второй компонент - способность ребенка к активному овладению художественным опытом, самостоятельного обучения вследствие использования поисковых действий.
Художественный опыт ребенок приобретает разными путями: приобретая элементарные знания о видах искусства, их методы, усваивая практические навыки и способы самостоятельных и творческих действий и т.п. [Зинченко 2019: 22].
Овладение поисковыми творческими действиями дает ребенку возможность успешно переносить их в новые условия и практические учебные ситуации. Одновременно их можно рассматривать как показатель уровня обучаемости детей конкретной возрастной группы.
Элементарные чувство формы, цвета, появляются у ребенка в младшем возрасте, постепенно развиваются, - и ребенок учится радоваться красоте формы, любоваться сочетанием звуков, красок, слов. Это долгий путь накопления эстетических впечатлений, формирование изящных дифференцировок в зрительных и слуховых ощущениях, совершенствование эмоциональных и познавательных процессов.
Третий компонент - специальные художественные и творческие способности, развивающиеся в условиях овладения способами деятельности (восприятия, исполнения и творчества). Ребенок постепенно переходит от первых неустойчивых интересов, отдельных оценок к осознанному оценочного отношения [Кузнецова 2020 : 71].
Mалых Н.В. Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и Детской школы искусств. Образование и воспитание. 2018. - № 1 (16). – С. 55 - 58.
Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2019. — 367 с.
Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. — М.: Знание, 2018. — 96 с.
Васильева PM., Соколова С.Г. Дидактические аспекты художественно-эстетической среды в начальной школе. Вестник ЧГПУимени И.Я. Яковлева. 2018. - № 2. – С. 163 - 170.
Венгер А.А. Педагогика способностей. - М: Просвещение, 2018. - 106 с.
Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии - 2019. - № 2. - С. 114—123.
Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Анализ образовательных программ для детей младенческого и раннего возраста // Психологическая наука и образование. - URL: www.psyedu.ru (дата обращения: 17.11.2023).
Глузман H.A., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. - M.: ИHФPA-M, 2019. – 320с.
Глузман АВ., Редькина Л.И., Глузман H.A., Горбунова Н.В. Педагогическое образование в республике Крым: опыт системного проектирования. Гуманитарные науки. 2019. - № 2. – С. 21 - 26.
Даниленко А.П. Эстетическое воспитание школьников на занятиях изобразительным искусством. - Белгород: НИУ БелГУ, 2020. - 180 с.
Зинченко В. П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2019. - № 1. - С. 3-21.
Ивлева MA, Иноземцева ВА, Ивлев В.Ю. Роль среды в процессе социализации одаренных детей. Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. - № 6. – С. 311 - 314.
Ильенков Э. В. К беседе об эстетическом воспитании // Интернет-журнал «Развивающее образование». - URL: http://www.tovievich.ru/journal/ (дата обращения: 12.11.2023).
Кузнецова Т.В. Социально-эстетическая природа художественной самодеятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. – 2020. – № 6. – С. 71-78.
Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников / И. М. Мамедова // Молодой ученый. — 2020. — №2. — С. 790-792.
Масловская С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие. – Оренбург: ООИПКРО, 2020. – 77с.
Муромцева О.В. Реализация межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2019. - 150 с.
Рамазанова Э.А. Формирование эстетической культуры школьников в условиях современной социокультурной среды // «Науки об образовании» - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-esteticheskoy-kultury-shkolnikov-v-usloviyah-sovremennoy-sotsiokulturnoy-sredy (дата обращения: 14.12.2023).
Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2019. – 120 с.
Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. – Казнь: РИЦ “Школа”, 2020. – 216с.
Современные образовательно-воспитательные технологии в начальной школе и профессиональной подготовке учителя. - Белгород: БелРИПКППС, 2018. - 210 с.
Теплов В.М. Психологические вопросы художественного восприятия. - М: Педагогика, 2019/ - С. 133 - 167.
Ушакова, О. С. Знакомим школьников с эстетикой: конспекты занятий [Текст] / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2020. - 204 с.
Шахова М. Зимние сказки // М. Шахова, Т. Лаптева. - М.: Эксмо, 2019. - 256 с.
Эстетическое воспитание и развитие детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др.; под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М.: «Академия», 2019. - 411с.
Юркевич В.С. Развитие творческой активности школьников - М.: Педагогика, 2018. - 160 с.