В настоящее время школа занимается развитием индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого ученика, внедрением различных инновационных образовательных программ, реализацией принципов гуманного подхода к детям.
Уровень образования и воспитания в школе во многом определяется тем, в какой степени образовательный процесс ориентирован на возраст ребенка и психологию индивидуального развития. Это включает психолого-педагогическое исследование школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, усиления его активной деятельности, выявления уникальности его личности, своевременной помощи при задержке или неудовлетворительном поведении в школе. Это особенно важно в начальной школе, она начинается только тогда, когда обучение становится основной деятельностью, а в учебе оно формирует у ребенка психические особенности и качества, главным образом познавательные процессы, и трактуется как объект познания (познавательная мотивация, самооценка, способность к сотрудничеству и т. д.).
Игра как феноменальное явление человека наиболее полно рассматривается в таких областях знания, как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги считают игры важным способом обучения детей младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
В современной школе вообще назрела острая необходимость расширения методических возможностей в особо активной форме обучения. Такая активная форма обучения, как методика преподавания русского языка, включает в себя игровые технологии.
Актуальность данной темы определяется сложностью русского языка как учебного предмета. С помощью игр, игровых ситуаций на занятиях учителя могут привлечь учащихся к более полному овладению русским языком как учебным предметом. Русский язык является сложным, но не менее интересным предметом в школе. Поэтому необходимо повысить интерес учащихся к этому предмету в начальной школе и сделать его как можно более увлекательным и увлекательным. В этом могут помочь игровые технологии, регулярно используемые на занятиях. Здесь также необходимо обратить внимание на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, а в младшем школьном возрасте учебная деятельность не только становится ведущей, но и игровой в этом возрасте. Об этом свидетельствует тот факт, что дети продолжают носить игрушки в школу. Исходя из этой особенности в развитии младших школьников, можно сделать вывод, что с помощью дидактических игр мы можем привлечь интерес детей к предмету, заинтересовать и заинтересовать в получении знаний.
Цель работы – изучить игровые технологии и определить место их в учебном процессе, в частности на уроках русского языка.
Объект – применение игровых технологий на уроках русского языка, как средство повышения умственной деятельности.
Предмет – игровые технологии.
Задачи:
Определить понятие «игровые технологии» в обучении;
Изучить психолого-педагогические особенности использования игровых технологий младшими школьниками;
Рассмотреть виды игровых технологий на уроках русского языка;
Проанализировать УМК «Школа России» и УМК «Перспективная начальная школа» в рамках использования игровых технологий на уроках русского языка на примере 2 класса;
Осуществить подбор заданий для реализации игровой технологии на уроках русского языка во 2 классе.
Структура работы – введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Понятие игровых технологий в обучении
В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность» и «игровая технология» стали очень популярными как научно обоснованные понятия. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения. Игра станет серьезным инструментом профессиональной деятельности. Игра как одно из удивительных явлений привлекала внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон видел единственно верный путь в игре, но это казалось ему одним из самых практически полезных занятий. Аристотель видел в игре источник духовного равновесия, гармонии души и тела.
Игровая технология позволяет осуществлять творческий и поисковый уровень студенческой работы, а также повседневные шаги по преподаванию учебных предметов, а также интересные и увлекательные.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в последние годы наблюдается рост интереса ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология», с целью выявления его основных характеристик и типов.
Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В.П.Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.М. Левиной, В.М. Монахова, В.В. Серикова, И.Б. Сенновского, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова и других. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности термина. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологическому рассмотрению категории «педагогическая технология».
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne»- искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве [20].
Образовательная технология понимается как «единая концептуальная основа образования, система взаимосвязанных методов, форм и методов организации образовательного процесса, Объединенных целями и задачами, создающих заданный комплекс условий для обучения, воспитания и развития учащихся» [20].
В научной литературе проводится классификация педагогических и педагогических технологий.
Исследователи выделяют образовательные методики, основанные на Играх, компьютерах, диалогах, методиках обучения. Самое интересное - это игровая технология. В данной классификации игровая технология, игровая технология взаимодействия педагога и учащихся посредством реализации определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения) является неотъемлемой частью образовательной технологии.
Понятие «игровая технология» включает в себя достаточно обширную техническую группу для организации учебного процесса в виде различных развивающих игр. В отличие от общих игр, развивающие игры имеют внутреннюю характеристику – четко определенные цели обучения и соответствующие им образовательные результаты обоснованы, эксплицитно подчеркнуты и характеризуются педагогической и познавательной направленностью [19].
Вопрос об использовании игровых технологий в учебном процессе в педагогической теории и практике не является новым.
Л. С. Выготского, А. Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других интересует развитие теории игр, ее методологические основы, выяснение ее социальной природы и значения для развития учащихся в отечественной педагогике. [25]
В настоящее время игровые технологии очень интересны учителям. Игровые технологии продолжают оставаться «инновационными» в российской образовательной системе. Они широко используются в нашей практике.
Игровая технология обладает большим потенциалом в плане решения приоритетных воспитательных задач: формирования собственной деятельности, общения и субъективной позиции ребенка по отношению к самому себе.
С одной стороны, это обусловлено развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, а с другой - социально-экономическим развитием формирования разносторонне активной личности.
Анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы показывает, что в современной науке нет целостной теории игры, а существует несколько ее концепций в различных отраслях науки.
В философско-культурологических исследованиях принято считать, что изучаются способ, в котором игра представляет собой личность, средства познания окружающего мира, аксиоматические основы игры, этнокультурное значение феномена игры.
В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, а также как компонент образовательной культуры, разрабатываются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения.
В психологии игры рассматриваются как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, изучаются социальные эмоции, связанные с игровыми явлениями [6].
В отечественной науке теория игры с точки зрения выявления социальных свойств, внутренних структур и ценностей для психического развития детей полезна Н.И. Михайленко, А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину и т. д.
Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, пришел к выводу, что игра-это вид деятельности, воссоздающий общественные отношения между людьми вне условий непосредственно практической деятельности. [25]
По мнению Д.Б. Эльконина, основными структурными единицами игры можно считать: [25]
- роли, которые берут на себя играющие;
- сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими;
- правила игры, которым играющие подчиняются.
Структура игровой технологии как деятельности ограничивается целеполаганием, планированием, реализацией цели, а также анализом результатов, которые индивид в полной мере реализует как субъект.
Структура игровой технологии как процесса включает в себя:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Андреева, Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Э.В. Андреева. - Пермь, 2011. - 21 c.
Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст] / Н.Б. Аникеева. - М., 2011. – 387 с.
Аникеева, Н.Б. Учись играя [Текст] / Н.Б. Аникеева. - М., 2011. – 214 с.
Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации [Текст] / Под общ.ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с
Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / 39 Н.Ф. Виноградова // Иностр. яз. в шк.: науч.-метод. журн. - 2012. - № 4. - С. 11-15.
Ворновская, Н.И. Формирование познавательных интересов младших школьников. На материале историко-культурного краеведения [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Н.И. Ворновская. - Калининград, 2010. - 18 с.
Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / С. Г. Воровщиков // МЦФЭР. - 2012. - № 5. - С. 33-40.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эскимо, 2010. - 209 с.
Губанов, Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. [Текст] / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 52-62.
Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению [Текст]: автореферат дис. канд. психол. наук / И.М. Дмитриева. - Н.Новгород: НГПУ, 2003. - 17 с.
Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2011. - 224 с.
Ларина, Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Э.В. Ларина. - М., 2010. - 22 с.
Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / В.Б. Лебединцев // МЦФЭР. - 2012. - № 4. - С. 33-47.
Минскин, В.И. От игры к знаниям [Текст] / В.И. Минскин. - М., 2012. - 185 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. - М.: изд. центр «Академия», 2010. - 608 с.
Найн, М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст] / М.В. Найн. - Магнитогорск, 2004. - 25 с.
Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2010.- С.80.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [Текст] – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А.А. Смоленцева. - М., Просвещение, 2012. - 105 с.
Степанова, О.А., Рыдзе, О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе [Текст] / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе. - М.: Просвещение, 2011. - 177 с.
Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2011. - 259 с.
Усова, A.B. Формирование у учащихся учебных умений [Текст] / A.B. Усова, A.A. Бобров. - М.: Знание, 2012. - 80 с.
Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2009.- С.25.