Введение
1. Теоретическое обоснование проблемы развития внимания младших школьников в процессе обучения
1.1 Сущность понятия внимание
1.2 Особенности внимания у детей младшего школьного возраста
1.3 Роль учителя в формировании внимания у младших школьников
2. Практическое исследование особенностей развития внимания у детей младшего школьного возраста
2.1 Методика для изучения развития внимания у детей младшего школьного возраста
2.2 Обработка, анализ выявленных данных
Заключение
Список литературы
Приложения
Современная психология имеет большой опыт изучения феномена внимания. Сегодня внимание рассматривается как универсальный познавательный процесс, не имеющий собственного содержания, но обеспечивающий функционирование всех остальных процессов, как особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и фокусирует познавательные процессы для более полного и ясного отражение реальности. Внимание улучшается на протяжении всей жизни человека, но младший школьный возраст – период приоритетного развития. В курсовой работе представлены результаты диагностики особенностей развития внимания у младших школьников.
Эмпирически установлено, что при начальном школьном обучении детей некоторые свойства внимания получают приоритетное развитие, а некоторые свойства, наоборот, могут подвергаться регрессии. Выявленные особенности динамики развития свойств внимания у младших школьников в начальной школе делают необходимым проведение целенаправленной развивающей работы с детьми.
Проблема развития внимания всегда считалась одной из важнейших проблем психологии. Его значение обусловлено универсальностью внимания – процесса, определяющего функционирование всех других когнитивных процессов и поведения.
Знание закономерностей и механизмов развития внимания, динамики его свойств и качеств в разные возрастные периоды позволяет раскрыть механизмы улучшения процессов познания, активности и поведения человека на протяжении всего периода его жизни.
В этом отношении младший школьный возраст занимает особое место в силу его особого значения в обеспечении психического развития во все последующие периоды взрослой жизни.
Начало школьного образования, включение ребенка в социально значимую активную познавательную деятельность существенно меняет содержание психологической реальности детей. В условиях систематического обучения все познавательные процессы, и прежде всего внимание, получают интенсивное развитие.
Ценность младшего школьного возраста заключается в том, что внимание, развиваясь постепенно, в определенный момент становится свойством личности, его постоянной чертой, которая называется внимательностью. Внимательный человек – это наблюдательный человек, который полно и точно воспринимает окружающий мир, и он более успешен в учебе и работе, чем человек, не обладающий этим свойством.
Изучение особенностей развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста отвечает современным потребностям современной педагогической и психологической практики, которая направлена на решение проблем повышения качества обучения и воспитания детей в целом.
Поэтому вопросы повышения уровня развития внимания у младших школьников сегодня являются одними из самых актуальных.
Цель курсовой работы – выявить особенности развития внимания у современных младших школьников в период их обучения в начальной школе.
1. Теоретическое обоснование проблемы развития внимания младших школьников в процессе обучения
1.1 Сущность понятия внимание
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
Г.Р. Худайгулова рассматривает внимание с позиции универсального психического процесса, структура которого формируется своеобразными компонентами, позволяющими ему «отличаться от других когнитивных процессов их максимальной связностью и взаимодействием» [11].
При этом, выделяется, что внимание как процесс, не имеет собственного содержания, оно проявляется за счёт других когнитивных процессов и выполняет дополнительную роль. Отсюда, внимание является сквозным процессом, обеспечивающим переход от одной деятельности к другой.
Внимание обеспечивает человеку, в том числе маленькому ребенку, отбор нужной информации, сохранение должного контроля над своим поведением и т.д. Внимание определяется сосредоточенностью деятельности субъекта в определенный отрезок времени на каком-либо объекте, которым может быть предмет, событие, образ, рассуждение и др.
Внимание определяет различные качества и свойства, отличающиеся сложной функциональной структурой, и взаимосвязанные между собой:
Во-первых: первичные качества – объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение,
Во-вторых: вторичные качества – переключаемость.
Психологами выделяются следующие основные виды внимания:
- непроизвольное внимание;
- произвольное внимание;
- послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание, в отличие от произвольного, характеризуется большей пассивностью в своей биологической составляющей. Это может происходить бессознательно и поддерживаться, не напрягая силы и энергию самого человека. Произвольное внимание произвольно, активно и сознательно в том смысле, что необходимо для достижения и контроля сознательной цели. Пост-произвольное внимание, как и произвольное, характеризуется целеустремленностью и силой воли, но «погружение человека в деятельность меняет значение результата деятельности для вашего процесса» [13].
Что касается проблемы развития внимания у старших дошкольников, особое внимание следует уделить произвольному вниманию. Произвольное внимание в этом случае – это тип внимания, который контролируется с сознательной целью сосредоточить ребенка на определенном объекте или деятельности. Произвольное внимание является продуктом общественного развития и формируется в процессе общения ребенка и взрослого.
Развитие произвольного внимания у детей связано с усвоением инструментов управления вниманием. В старшем дошкольном возрасте таким инструментом выступает речь ребенка. Именно возрастающая роль речи в регуляции поведения ребенка связана с формированием произвольного внимания.
С позиции П.Я. Гальперина, механизм произвольного внимания представляет собой сокращенную форму контроля за действием, который осуществляется на основании подготовленного плана с помощью установленных критериев.
Осипова А.А. подчеркивает, что внимание – это психологическое состояние, которое «характеризует интенсивность познавательной деятельности и выражается в вашей концентрации на относительно узкой области (действии, объекте, явлении)» [12].
Е. И. Волченков обращает внимание на то, что «произвольное внимание вызвано необходимостью восприятия информации, отраженной в сознании, для своего сознания и сохранения в памяти» [14]. Произвольное внимание всегда связано с проявлением волевых актов, определяющих цель достижения той или иной деятельности.
Основные черты произвольного внимания:
1) Цель определяется задачами, поставленными перед деятельностью;
2) организованный вид деятельности, заключающийся в привлечении внимания ребенка к определенной теме при организации необходимых психологических процессов;
3) Устойчивость, заключающаяся в том, что внимание длится более или менее долго и зависит от задач деятельности.
Есть такие свойства произвольного внимания, как:
1) устойчивость (способность сосредоточиться на одной и той же конкретной теме);
2) колебания (периодическое ослабление внимания);
3) концентрация (концентрация);
4) интенсивность (характеризуется расходом нервной энергии при выполнении определенного вида деятельности);
5) объем (количество информации, которую ребенок может воспринять в данный момент, количество объектов, которые ребенок воспринимает одновременно, достаточно ясно и точно);
6) распределенность (способность одновременно выполнять разнородные действия);
7) Возможность переключения (способность ребенка участвовать в новых условиях).
Отмечаются следующие разновидности случайного внимания:
1) собственно произвольное внимание, которое характеризуется тем, что намеренное внимание проходит легко и беспроблемно);
2) выжидательное внимание, характеризующееся волевым характером в решении задач настороженности;
1. Ананьева Б.Г. Избранные психологические труды / М.: Педагогика, 2000, - 596 с.
2. Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе: учебник для студентов учреждений высшего образования / Брыксина О.Ф., Федотова Е.С., Смирнова М.А - М.: Академия, 2015, - 208 с.
3. Буриванов Г.К. Технологии развивающего образования /М.: НИИ школьных технологий , 2015, - 128 с.
4. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей детей / М.: Просвещение, 2015, - 638 с.
5. Занкова Л.В. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / – М.: Педагогика, 1975, - 452 с.
6. Касьянова К.А. Методические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики (средствами ИКТ) / От малышей до старших: воспитание и образование / М.: ПГСГА, 2013, - 521 с.
7. Клеймант Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения / М.: Радио и связь, 1997, - 199 с.
8. Кукушина В.С. Современные педагогические технологии / Москва: Феникс, 2014, - 301 с.
9. Кулаган И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / М.: Эксмо, 2009, - 152 с.
10. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя / М.: Просвещение, 2009, - 412 с.
11. Мачехина Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребёнка/под ред. Е.Д. Божович. / М.: Издательство «Институт практической психологии», 2003 – 345 с.
12. Пидкасистый П.И. Словарь-справочник по педагогике / М.: ТЦ Сфера, 2014, - 254 с.
13.Скаткина М. Н. Школа и всестороннее развитие детей / П.: Просвещение, 1980, - 632 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ. 4-е изд., перераб. / М.: Просвещение, 2017, - 213 с.