Введение
Глава 1. Нарушение слуха у детей дошкольного возраста влияющие на формирование звукопроизношения
1.1 Нарушение слуха у детей дошкольного возраста
1.2 Зависимость формирования звукопроизношения от слуховой функции и минимальные нарушения слуха у детей дошкольного возраста
Глава 2. Анализ диагностических методик по выявлению минимальных нарушений слуха у детей дошкольного возраста
2.1 Методики выявления нарушения слуха у детей дошкольного возраста
2.2 Организация проведения исследования по выявлению детей дошкольного возраста в общеобразовательной группе, входящих в группу риска на предмет минимальных нарушений слуха
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
В теории и практике наиболее изучены группы детей с нарушением слуха - это глухота и тугоухость. Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой степени тугоухости и глухоте ребёнок без специального обучения вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что ребенок не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом его личности. При наличии раннего адекватного коррекционного воздействия эти тяжелые последствия могут быть ослаблены и даже преодолены.
На формирование речи отрицательно влияют также и минимальные нарушения слуха, препятствующие формированию и развитию фонематического слуха, овладению звуко-слоговым составом слова, грамматическим строем речи.
В России создана система сурдологической и педагогической помощи детям с нарушенным слухом, начиная с первых месяцев жизни. При первом подозрении на снижение слуха у ребенка его необходимо направить на обследование в специализированное медицинское учреждение - сурдологопедический кабинет (центр). Однако дети с минимальными нарушениями слуха часто остаются в не поля зрения специалистов.
Цель исследования: теоретическое изучение вопросов выявления минимальных нарушений слуха у детей 5-6 лет в общеобразовательной группе детского сада.
Объект исследования: состояние слуха у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: выявление минимальных нарушений слуха у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить нарушение слуха у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть зависимость формирования звукопроизношения от слуховой функции.
3. Проанализировать минимальные нарушения слуха у детей дошкольного возраста.
4. Определить возможности выявления детей дошкольного возраста, входящих в группу риска на предмет нарушения слуха.
5. Охарактеризовать методы выявления нарушений слуха у детей дошкольного возраста.
6. Описать организацию исследования по выявлению детей дошкольного возраста в общеобразовательной группе, входящих в группу риска на предмет минимальных нарушений слуха.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы сурдопедагогами, учителями общеобразовательных школ, родителями в работе с детьми с минимальными нарушением слуха 5-6 лет в общей образовательной группе детского сада.
Предполагаемая база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 54 общеразвивающего вида.
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателя. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 128 с.
2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
4. Власова Т.М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду/ Т.М. Власова, А.Н. Пфафендродт. - М.: Учебная литература, 1997. - 376 с.
5. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 218 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 147 с.
7. Глухов В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1986 - № 6. - С. 40-42.
8. Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения /Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 67-69.
9. Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. - 317 с.
10. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А.Г. Зикеев. – М.: Академия, 2000. - 200 с.
11. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
12. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы / В.А. Ковшиков. - СПб.: САТИС, 1995. - 198 с.
13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2007. - 94 с.
14. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов / И.В. Королева, П.А. Янн. - СПб.: КАРО, 2011. - 240 с.
15. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М.: Академия, 2001. - 342 с.
16. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 16 с.
17. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
18. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2009. - С. 358-369.
19. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Академия, 2003. - 680 с.
20. Методика работы с детьми, имеющими нарушения слуха / С.Б. Волкова [и др.]. - М.: Медицина, 2003- 224 с.
21. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 220 с.
22. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
23. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б. Забрамная, О.В. Боровик. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 320 с.
24. Рождественская В.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников / В.И. Рождественская, Е.И. Радина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С. 312-320.
25. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 287 с.
26. Филичева Т.Е. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 72 с.
27. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
28. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н.А. Чевелева // Дефектология. - 1986. - № 5. - С. 32-36.
29. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция) / Е.Л. Черкасова. - М.: АРКТИ, 2003. - 220 с.
30. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1958. - 234 с.