ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Метапредметные умения в контексте результатов освоения общеобразовательной школьной программы в рамках ФГОС НОО
1.2 Возрастные особенности младших школьников
1.3 Особенности развития метапредметных умений на уроках окружающего мира
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ СРЕДСВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
2.1.Методика практико-ориентированного исследования сформированности метапредметных умений младших школьников
2.2. Проектирование работы по развитию метапредметных умений младших школьников на уроках окружающего мира
2.3. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Основная миссия образования в условиях современности заключается в том, чтобы помочь человеку «выйти из пространства предметов в пространство человеческой деятельности, жизненных смыслов и ценностей» [4].
В современной начальной школе ценностью признается личность ученика, а целью – ее развитие на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира [9].
Реализация этой ценности-цели возможна с позиций теоретико-методологических подходов: системного, аксиологического и личностно-деятельностного, если учитель руководствуется их принципами, предпочитает их способы и методы, следует их логике. Такая методологическая ориентация педагогического процесса влияет на все его компоненты, особенно на оценочную деятельность. У педагога появляется потребность в переосмыслении ее мотивов и целей, в выявлении и освоении аксиологических аспектов ее содержания.
Это определило логику исследования, следуя которой, оценочная деятельность учителя начальных классов рассмотрена как вид педагогической системы, компоненты которой объединяет аксиологический смысл.
Методология философии, системного, аксиологического и личностно-деятельностного подходов в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности позволила выявить и обосновать специфику содержания метапредметных умений педагога, способствующей развитию учебной деятельности младших школьников на основе формирования к ней ценностного отношения.
На основе анализа различных подходов к определению компонентного состава педагогической системы мы выявили компоненты, образующие структуру ценностно-ориентированной метапредметных умений . Это: ценностно-ориентационный, содержательно-операциональный и рефлексивный.
Цель исследования: определить педагогические условия, способствующие развитию метапредметных умений с использованием технологии интегрированного обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: развитие метапредметных умений младших школьников.
Предмет исследования: развитие метапредметных умений младших школьников на уроках окружающий мир.
Гипотеза исследования: развитие метапредметных умений младших школьников, будет более эффективным, при:
реализации содержания текстов заданий учебников по окружающему миру;
систематическом использовании познавательных игр на разных этапах урока;
включении школьников в процесс наблюдения за изменениями в природе и организации деятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования.
Разработать показатели и критерии диагностики развития метапредметных умений .
Определить педагогические условия, способствующие развитию метапредметных умений младших школьников на уроках окружающего мира;
Спроектировать содержание уроков окружающего мира, направленных на развитие метапредметных умений младших школьников на уроках окружающего мира.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, изучение педагогического опыта, эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, анализ творческой деятельности.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Метапредметные умения в контексте результатов освоения общеобразовательной школьной программы в рамках ФГОС НОО
В современных условиях отечественного образования инициатором своей учебной деятельности, активным субъектом образовательного процесса, самостоятельно или во взаимодействии с другими субъектами процесса обучения расширяющим границы своего знания, умения и способностей, присваивающим новый социальный опыт и стремящимся к саморазвитию и самосовершенствованию является сам ученик.
Способность учащегося эффективно действовать не только в учебной, но в других сферах деятельности при решении актуальных жизненных задач обеспечивается формированием и дальнейшим развитием метапредметных умений (универсальных учебных действий), которые закладываются в начальный период обучения ребенка в школе.
Умение младших школьников оценивать свои действия и результаты своего продвижения вперед выступает в качестве пускового механизма формирования их метапредметных умений благодаря тому, что рождает у обучающихся новый учебно-познавательный мотив, побуждающий их к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений; к сознательному и активному присвоению нового социального опыта; к полноценной самореализации и эффективному осуществлению различного рода деятельности; к саморазвитию и самосовершенствованию.
Представляем разработанную нами методику поэтапного формирования метапредметных умений младших школьников в метапредметных умений [1].
При определении этапов данной методики учитывалось следующее.
- Очередность формируемых учебных действий.
Так, из четырех основных блоков метапредметных умений (универсальных учебных действий) нами выделены две группы:
а) учебные действия, которые являются приоритетными, формируемыми на начальном этапе обучения, без них практически невозможно освоение всех остальных общих способов действий;
б) УУД, являющиеся относительно независимыми, формирование которых может осуществляться на различных этапах обучения.
К первой группе отнесены регулятивные универсальные учебные действия, ко второй – познавательные и коммуникативные УУД.
- Последовательность включения общих способов действий, отражающая соответствующий этап их формирования.
- Цикличность, предполагающая закономерность формирования метапредметных умений в рамках годичного цикла, этапами которого являются учебные четверти. При этом сам учебный год выступает основным элементом цикла, внутри которого на определенном уровне формируются метапредметные умения.
- Невозможность одновременного формирования всех метапредметных умений.
Важно отметить, что формирование метапредметных умений, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся необходимо осуществлять в рамках целостного образовательного процесса в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в метапредметной деятельности, при организации форм учебного сотрудничества и решении важных задач жизнедеятельности учащихся.
Изложенное определило последовательность и содержание разработанной нами методики. Для каждого этапа определены учебное содержание, критерии и показатели сформированности метапредметных умений и метапредметных умений учащихся.
Основными этапами формирования метапредметных умений младших школьников в метапредметных умений становятся следующие.
- Ориентировочный этап – (1 класс) направлен на создание теоретической базы для формирования метапредметных умений младших школьников (учащиеся на специально подобранном материале осваивают деятельность оценивания).
В ходе обучения вводятся модели оценочных действий, формируются приоритетные регулятивные учебные действия, в основе которых находится одно из возрастных новообразований младшего школьника – произвольность (как сознательная, преднамеренная, опосредованная регуляция действия в соответствии с изменяющимися условиями).
На последующих этапах обучения в начальной школе работа по формированию регулятивных учебных действий учащихся продолжается. Данный компонент обобщенных способов учебных действий совершенствуется, включается в состав других учебных действий и отрабатывается в их составе [14].
- Формирующий этап совпадает с переходом учащихся во 2-й класс и по своей продолжительности охватывает основную ступень обучения в начальной школе (2–4-й классы). Большое внимание на данном этапе уделяется включению школьников в оценочную деятельность через осуществление ими самооценки учебных достижений. Подчеркнем, что действиями самооценки учащиеся овладевали постепенно, сначала учитель и ученик определяли оценку сообща, затем ученик – самостоятельно.
Младшие школьники овладевают умениями определять и воспринимать предмет оценки; устанавливать критерии оценки; сопоставлять предмет оценки с критериями оценки; каждой качественной оценке своей работы ставить в соответствии отметку по балльной шкале. Учащиеся также овладевают соответствующими эмоционально-оценочными суждениями («очень хорошо», «прекрасно», «великолепно» и т.д.); учатся дифференцировать уровень успешности изучения учебного материала.
Сюсюкина И.Е. Методика поэтапного формирования метапредметных умений младших школьников в метапредметных умений // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 103-105
Толмачева В.В. Формирование социально-экологической направленности личности как актуальная проблема современного образования / Толмачева В.В. // Дошкольное образование: проблемы и перспективы развития: сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции. – Ишим, 2014. – С. 12.
Троицкая И. Ю., Зимина М. Д. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 712-715.
Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXIX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2015 —№ 10 (28) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(28).pdf
Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. — 2015. — № 4. — с. 77–90.
Шитякова, Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования [Электронный ресурс] /Н.П. Шитякова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2014. – 158 с.
Шитякова, Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования: Моногр. [Электронный ресурс] /Н.П. Шитякова. – Челябинск: ЧГПУ, 2014. – 172 с.
Всего 25 источников