Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития мотивации к учебной деятельности
1.1 Понятие, виды и функции мотивации
1.2 Факторы, влияющие на мотивацию к обучению
- Педагогическая проблема развития мотивации в СПО
2.1 Роль педагога в формировании мотивации студентов
2.2 Методы и подходы к развитию мотивации студентов в СПО
2.3 Примеры успешных практик развития мотивации в системе СПО
Заключение
Список использованной литературы
Мотивация к учебной деятельности играет важную роль в образовании на всех его уровнях. Особенно это актуально в среднем профессиональном образовании (СПО), где формируются будущие специалисты и профессионалы. Более того, она является двигателем учебного процесса. Мотивация влияет на внимание, усердие, и степень вовлеченности студентов в обучение. В СПО стоит особая задача: подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности, и это требует не только усвоения знаний, но и развития мотивации к постоянному самообучению и совершенствованию.
Мотивация считается ключевым элементом в образовательной деятельности, и преподаватели осознают, что студента нельзя успешно обучать, если он относится к учебе и знаниям безразлично, без интереса и без понимания их важности для себя. Поэтому перед образовательными учреждениями стоит задача по формированию и развитию у студентов положительной мотивации к учебной деятельности. Чтобы учащийся действительно включился в образовательный процесс, необходимо, чтобы поставленные перед ним задачи были не только понятными, но и важными для него лично, чтобы они имели для него смысл и вызывали интерес. Понимание мотивов помогает предсказывать поведение и стимулировать необходимые действия, а также предотвращать возникающие ошибки. Большое внимание проблеме мотивации уделяется как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Наиболее обширно из советских ученых проблему изучали В.К. Вилюнас, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.С. Магун, Д.Б.Эльконин, А.К. Маркова.
Актуальность данного исследования подчеркивается тем фактом, что несмотря на обширное количество научных работ, посвященных изучению и стимулированию мотивации учебной деятельности у студентов, преподаватели всё ещё часто сталкиваются с проблемой, когда у учащихся не сформировались интерес и потребность в знаниях. Эта трудность является серьезной, так как успех студентов зависит не только от их умственных способностей, но и от типа мотивации, которую они проявляют во время обучения. В современном мире, насыщенном разнообразными источниками информации, становится все более сложно мотивировать студентов к обучению, систематической работе и поиску новых знаний.
Объект курсовой работы: мотивация к учебной деятельности как
педагогическая проблема в СПО
Предмет курсовой работы: развитие мотивации к учебной деятельности как педагогическая проблема в СПО
Цель курсовой работы: изучить особенности развития мотивации к учебной деятельности как педагогической проблемы СПО
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мотивации к учебной деятельности как педагогической проблемы в СПО
Рассмотреть основные методы, способствующие развитию мотивации у учебной деятельности
Определить возможности дисциплины английского языка по развитию мотивации к учебной деятельности студентов колледжа
Методы: анализ научной литературы, анализ педагогической
документации.
Структура: работа стоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития мотивации к учебной деятельности
1.1 Понятие, виды и функции мотивации
Развитие мотивации к учебной деятельности является одной из основных педагогических проблем, так как она напрямую влияет на успешность обучения и формирование личности. Существует не один подход к трактовке понятия «мотивация».
Мотивацию понимают как источник активности и одновременно как систему побудителей любой деятельности. Данный вопрос изучается в самых разных аспектах, в силу чего трактуется учеными с различных точек зрения. Исследователи выделяют три составные части мотивации: как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, которая включает в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Психологи, например, признают мотивацию сложным регулятором человеческого поведения, который имеет несколько уровней, при этом самым высоким является сознательно-волевой уровень. Они отмечают, что мотивационная система человека не просто набор заданных мотивационных факторов, а гораздо более сложная структура. В нее входят установки и текущие стремления, а также идеальная область, которая не является действующей, но дает человеку перспективу развития его побуждений.
Под «мотивацией» понимают несколько психологических явлений, а именно:
1) совокупность причин или систему факторов, направляющих человека к выполнению определенных действий или бездействия, побуждают к активности;
2) осознанное использование целой системы возбудителей, способствующих активизации деятельности;
3) процесс развертывания системы возбудителей, непосредственно происходящего в структуре соответствующей деятельности [6, С.10].
Отсутствие единства в определении понятия «мотивация» может свидетельствовать о многозначности и сложности мотивации, а также о разносторонности аспектов этого вопроса. В педагогике, психологии и психолого-педагогической литературе у мотивации также существует несколько определений.
М.И. Алексеева, например, считает мотивацией – это совокупность причин, определяющих всевозможные проявления активности обучающихся в их деятельности [1].
А.К. Маркова называет мотивацией многомерное образование отдельных потребностей, мотивов, целей, ценностей, интересов, намерений, идеалов. Автор описывает учебную мотивацию как ряд побуждений, которые очень часто меняются, вступая друг с другом в новые связи. По этой причине становление мотивации это не только появление положительного отношения к обучению, но и усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее [5 С.56].
Мотивация – это также процесс изменения состояний и отношений личности, основанный на конкретных побуждениях и причинах, заставляющих человека действовать. Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются ввиду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы являются сложными системами, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. В педагогическом процессе мы редко имеем дело с одним единственным мотивом, так как мотивы всегда представляют собой комплексы.
Истинный источник школьной мотивации скрыт внутри каждого обучающегося. Поэтому важными являются не внешние факторы, оказывающие давление на мотивацию, а внутренние стимулы для обучения.
В области педагогики существуют различные виды мотивации:
- Мотивация, связанная с внешними факторами:
"Отрицательная" мотивация возникает из-за страха перед возможными негативными последствиями, если студент не будет обучаться.
"Положительная" мотивация имеет два аспекта:
1.1. Она может быть определена социальными ценностями, такими как чувство обязанности перед обществом или близкими.
1.2. Также она может быть связана с индивидуальными целями, такими как одобрение окружающих или достижение личного благополучия.
- Внутренняя мотивация, связанная с учебной деятельностью:
Эта мотивация непосредственно связана с целями обучения, такими как удовлетворение любознательности, получение определенных знаний и расширение кругозора.
Она также включает в себя удовлетворение от самого процесса обучения, включая преодоление трудностей, интеллектуальную активность и развитие собственных способностей.
Внутренняя мотивация проявляется в исследовательской деятельности и инициативности студента, который предпочитает новые и сложные задачи и испытывает интеллектуальное удовольствие от их решения. При внешней мотивации индивид фокусируется в первую очередь на результатах. Учебная деятельность является средством достижения этих результатов, которые важны, но являются внешними по отношению к содержанию самой деятельности. По мнению экспертов, внутренняя мотивация приводит к наилучшим результатам обучения.
У студентов, которые имеют слабые учебные результаты, возникает специфический вид мотивации, называемый компенсаторной мотивацией. Это вторичные мотивы, связанные с другими сферами, такими как спорт, музыка, рисование и тому подобное, которые помогают им достичь удовлетворения и самоутверждения. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в этих областях, плохие учебные результаты больше не оказывают такого значительного влияния на ребенка.