Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мягких навыков младшего школьника в процессе обучения
1.1. Проблема определения сущности и структуры понятия «мягкие навыки» в современной психолого-педагогической литературе
1.2. Специфика процесса формирования мягких навыков в младшем школьном возрасте
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1. Организация и проведение эксперимента
2.2. Анализ полученных результатов
Заключение
Список литературы
Soft skills переводится с английского на русский как «мягкие навыки». Простыми словами, это означает умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя в школе.
Эти навыки не направлены на профессиональную подготовку в отличие от hard skills. Мягкие навыки нужны всем детям, если они хотят стать уверенными в себе, а в дальнейшем – самодостаточными и успешными взрослыми.
Навыки, которые можно отнести к «soft skills»: социально-психологические: коммуникация, эмоциональный интеллект, аргументация, мотивация и самомотивация, решение проблем и конфликтов сбор информации, мышление «результатами» и «процессами», системное мышление.
Актуальность. В современных условиях изменчивого мира, когда на смену предметным знаниям приходят автоматизированные системы, все большее значение приобретает способность человека проявлять устойчивость к новым вызовам общества. Данный вопрос вызывает трудности у подрастающего поколения младших школьников в связи с возрастными особенностями и требует незамедлительного решения со стороны профессионального педагогического сообщества. Задача учителя заключается в целенаправленном применении эффективных стратегий по формированию социальных навыков обучающихся для успешной интеграции во взрослой жизни. Одним из возможных способов решения проблемы, удовлетворяющим запросы социума, является процесс формирования гибких компетенций у младших школьников.
Объект исследования: мягкие навыки.
Предмет исследования: развитие мягких навыков у младших школьников.
Цель курсовой работы: изучение развития мягких навыков младших школьников в процессе обучения.
Задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования;
2) провести эксперимент;
3) проанализировать полученные результаты.
Глава 1. Теоретические основы развития мягких навыков младшего школьника в процессе обучения
1.1. Проблема определения сущности и структуры понятия «мягкие навыки» в современной психолого-педагогической литературе
Современный мир, претерпевающий глубокие социально- экономические и политические трансформации, задает новые стандарты качества образования. З.А. Саидов, указывает, что «сегодня ценится выпускник, способный приспособиться к быстро меняющемуся обществу, нацеленный на непрерывное самообразование и самосовершенствование, легко справляющийся с многозадачностью, переключающийся с одного вида деятельности на другой, реализующий разнообразные рабочие функции. Такой «набор» во многом определяется комбинацией приобретенных знаний, навыков, способностей, определяемых как компетенции».
Отметим, что понятия «навык» и «компетенция» в некоторой степени взаимозаменяемы. В.И. Шипилов пишет о том, что «современных научных и профессиональных отраслях в структуру компетенций обычно включены знания, умения, навыки, позволяющие человеку успешно решать профессиональные и жизненные задачи, достигать поставленные цели». Иными словами, компетенция представляет собой набор развитых навыков [21, c. 83].
Сегодня в научных исследованиях мягкие навыки (soft skills) рассматриваются и как компетенции, и как навыки. И в том, и в другом случае они занимают особенное положение, ставшие в последние десятилетия интегральной частью глобального рынка труда в разнообразных отраслях. Термин «soft skills» впервые появился в США в 1959 году, когда американские ученые исследовали навыки военного персонала и выявили два основных типа: во- первых, профессиональные умения или «hard skills» и, во-вторых, личностные качества, именуемые «soft skills». Впоследствии эти дефиниции нашли применение далеко за пределами военной сферы.
В настоящее время soft skills описываются как набор навыков или компетенций, которые могут быть определены как междисциплинарные или универсальные для разных видов деятельности. Они включают ключевые аспекты когнитивной и интеллектуальной работы, эмоционального интеллекта, саморегуляции и эффективного общения с окружающими.
Изучив литературу по теме, можно сказать, что «разнообразные трактовки рассматриваемого термина варьируются в зависимости от специфического подхода различных исследовательских групп и центров. В прямом переводе с английского языка этот термин означает «мягкие» или адаптивные навыки. Подразумеваются «навыки, не соотносимые с конкретной профессиональной сферой» [1, c. 32].
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «soft skills». Каждый исследователь интерпретирует эту концепцию, исходя из собственного взгляда и области научных интересов. В научной литературе отечественных и зарубежных авторов можно обнаружить такие синонимы «soft skills» как «people skills» (навыки работы с людьми), «non-professional skills» (непрофессиональные навыки), «skills for social progress» (навыки для социального прогресса), «life skills» (жизненные навыки), а также «мягкие компетенции», «мягкие навыки» или «гибкие навыки» [20, c. 87].
Можно сделать обобщение: мягкие навыки или «soft skills» представляют собой те способности, умения и компетенции, которые требуются человеку для общения и взаимодействия не только в рамках учебной и профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Однако список конкретных навыков еще подлежит конкретизации. Анализ исследования в данной области позволил понять, что универсального списка «мягких навыков» не существует, каждый ученый и каждая исследовательская группа предлагают свой вариант классификации. Например, согласно мнению С.В. Мамаевой, «гибкие навыки подразделяются на четыре направления: принятие решений, лидерство, ведение переговоров, управление». Как видим, soft skills рассмотрены преимущественно в качестве коммуникативных и управленческих навыков [2, c.113].
Полный список и категории были сформированы в ходе «Международного исследования World Economic Forum в Future of Jobs report». В данном исследовании приняли участие ведущие работодатели из различных отраслей на международном уровне, которые выделили 35 видов гибких навыков. Эти навыки были классифицированы и разделены на три основных категории: абилиты (от франц. habilité – сноровка, ловкость), фундаментальные умения и междисциплинарные навыки.
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. – 2014. – № 1. – С. 87–102.
Бацунов С. Н. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт, 2018. № 4. С. 12-21.
Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Психологическая наука и образование, 1996. Т. 1. № 2. С. 5-8.
Гайдученко Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт, 2020. № 4. С. 12.
Добрякова М. С., Юрченко О. В., Новикова Е. Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 72 с.
Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль softskills и hardskills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение, 2017. № 1. С. 1-18.
Катаева Л. Н., Терехова Н.Н. Формирование soft skills у обучающихся учреждений дополнительного образования посредством игровой деятельности // Образование и воспитание, 2020. № 3 (29). С. 52-54.
Костина Н. Ю., Медник И. С. Развитие гибких навыков школьников // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации: материалы Всерос. научн. конф., посвящ. 80-летию Педагогического ин- ститута им. В. Г. Белинского. – Пенза, 2019. – С. 141–144.
Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы.: Юрайт, 2019. 291 c.
Луканова К. С. Педагогические условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Вестник научных конференций, 2021. №. 9-3 (73). С. 75.
Маякова Е. В., Виноградова И.А. Проектирование школьной среды для развития soft skills обучающихся // Тенденции развития образования: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы : Материалы XVII ежегодной Международной научно- практической конференции, Москва, 13–15 февраля 2020 года. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С. 138-145.
Савина М. С. Коммуникативные умения младших школьников и необходимость их развития // Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2022 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 83.
Саидов З. А., Жданова С. Н. Формирование гибких навыков (soft skills) у учащихся начальных классов как актуальная проблема педагогики // Проблемы современного педагогического образования, 2022. № 75-1. С. 148-150.
Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука, 2008. № 12. С. 4-15.
Тимошкина М. В., Квач С. С., Карминский А. А. Диагностика гибких навыков как инструмент формирования команд // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 1(54). – С. 373–378.
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – С. 17.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 № 126.
Холодкова О. Г. Общая характеристика младшего школьного возраста // Психология детей младшего школьного возраста, 2014. С. 7-47.
Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности // Вестник Ин- ститута образования человека. – 2012. – № 2. – 22 с.
Шапкина Е. В. Практическая подготовка как способ формирование soft skills компетенций молодых специалистов // УНИКУМ Учредители: Челябинский педагогический колледж, 2021. Т. 7. № 1. С. 22-24.