Курсовая работа|Педагогика

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка посредством квест — технологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 48

Введение

1.Теоретико-методические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников средствами квест-технологии.

 

1.1

Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников в психолого-педагогической литературе

 

1.2

Специфика уроков русского языка в начальном образовании в современной научно-педагогической литературе

 

1.3

Технологические подходы применения квест-технологии на уроках русского языка по формированию познавательного интереса у младших школьников в методической литературе..

2. Опытно-экспериментальное исследование формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка посредством квест-технологии

 

2.1

Методика исследования и выявление уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников 

 

2.2

Проектирование и апробирование комплекса уроков русского языка с применением квест-технологии технологии как средства формирования познавательного интереса 

 

2.3

Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

Актуальность исследования. В условиях ФГОС НОО детей нужно учить учиться, и поэтому познавательный интерес является первостепенной вещью, без которой младшие школьники не овладеют мотивацией к учению. Умение общаться, свободно и самостоятельно мыслить, находить пути решения проблем разного рода сегодня ценятся намного выше, чем большой объём информации. На развитие данных качеств личности направлено современное образование.

Главной задачей, которая стоит перед школой, является подготовка учеников к реальной жизни, что предполагает готовность личности открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении результата, адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на формирование личностных характеристик, в том числе на заинтересованное познание мира. Важно, что учащиеся должны не только воспроизводить знания по русскому языку в стандартных учебных ситуациях, но и уметь использовать их при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Это обусловливает особое внимание к развитию познавательного интереса младших школьников, требует их продуманной и организованной деятельности на уроках русского языка.

В современных условиях изменившиеся приоритеты образования требуют обновления технологий, посредством слияния различных форм и методов, быстрому доступу к информации, применения Интернет-ресурсов и интерактивного взаимодействия обучающихся.

Одной из таких новейших технологий можно назвать квест-технологию. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой по определенному сюжету. Это технология, в которой процесс поиска становится формой организации познания мира: обучающиеся в процессе поиска открывают и приобретают новые знания, способы деятельности, учатся быстро решать возникающие проблемы. В нашей стране по проблеме квестов ведут работу (М. В. Андреева, О Л. Афанасьева, Е. А. Багузина, Я. С. Быховский Т. А. Макаренко, Н. В. Николаева и др.).

Проблемой исследования познавательного интереса занимались признанные педагоги-классики И. Ф. Гербарт, Ф. А. Дистервег, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, и такие современные авторы, как Л. М. Аболин, Ф. Б. Березин, Л. И. Божович, А. А. Голушко, Ю. М. Забродин, Н. В. Имедадзе, Ю. Л. Ханин и др.

Проблема исследования заключается в том, что Федеральный государственный стандарт НОО поставил в качестве одного из приоритетных формирующих результатов – познавательный интерес, однако механизмы его формирования у младших школьников на уроках русского языка с применением квест-технологии разработаны в недостаточной степени.

Объектом исследования является процесс формирования познавательного интереса у младших школьников.

Предметом исследования является квест-технология на уроках русского языка, направленная на формирование познавательного интереса у младших школьников.

Цель исследования - формирование познавательного интереса у младших школьников посредством квест-технологии на уроках русского языка.

Задачи исследования:

- осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников;

- изучить особенности применения квест-технологии на уроках русского языка в начальном образовании, направленные на формирование познавательного интереса у младших школьников в педагогической и методической литературе;

- определить диагностический материал для выявления уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников;

- апробировать комплекс уроков русского языка с применением квест-технологии по формированию познавательного интереса у младших школьников;

- обобщить результаты исследования.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование познавательного интереса у младших школьников будет эффективным при следующих условиях:

- выявление специфики формирования познавательного интереса у младших школьников;

- определение эффективности применения квест-технологии на уроках русского языка в начальном образовании;

- проектирование и апробация комплекса уроков русского языка с применением квест-технологии по формированию познавательного интереса у младших школьников.

Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса.

Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теория педагогических технологий (В.П. Беспалько, Дж. Керолл, Г.К. Селевко, Б. Блум, В.А. Трайнев др.); теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев и др.); теории личностно-ориентированного образования учащихся (А.Н. Леонтьев, Т.А. Михайловская, А.В. Петровский, Л. М. Фридман); концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.Л. Поташник, П.И. Пидкасистый и др.); классификации методов обучения (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский).

В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками и учителями школ, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, целям и задачам; репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов, положительными результатами контрольного эксперимента; реализацией разработанных методических рекомендаций и положительными результатами внедрения.

Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:

На первом этапе (сентябрь-декабрь 2023 г.) – теоретическом – осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке элементов содержания и формирования познавательного интереса у младших школьников через квест-технологию на уроках русского языка, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.

На втором этапе (январь-март 2023-2024 гг.) – теоретико-проектировочном – проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ города Тольятти, изучались основные показатели и критерии формирования познавательного интереса у младших школьников через квест-технологию на уроках русского языка, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс занятий.

На третьем этапе (апрель-май 2024 г.) – опытно-формирующем – проведен формирующий эксперимент с целью проверки разработанной методики, направленных на формирование познавательного интереса у младших школьников через квест-технологию на уроках русского языка. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного комплекса уроков русского языка с применением квест-технологии, направленного на формирование познавательного интереса у младших школьников.

На четвертом этапе (май 2024 г.) – уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Базой опытно-экспериментального исследования явилось МБУ «Школа №18» г.о. Тольятти, классы 1Б и 1Г в количестве 48 учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись участием в XI научно-практической Интернет - конференции «Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования», где была представлена статья на тему «____________________________________________».

Научная значимость исследования заключается в том, что в процессе изучения проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников были уточнены и обоснованы теоретически пути ее решения средствами квест-технологии на уроках русского языка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс уроков русского языка с применением квест-технологии, направленный на формирование познавательного интереса у младших школьников, может быть использован учителями начальной школы в учебно-воспитательном процессе.

 

1.Теоретико-методические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников средствами квест-технологии

1.1. Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников в психолого-педагогической литературе

Познавательный интерес является одним из основных показателей становления личности. При этом вопрос о том, каким образом достигнуть большего эффекта в его развитии, остаётся открытым. Рассмотрим сущность этого явления более детально.

По мнению С. Л. Рубинштейна, интерес – это проявление умственной и эмоциональной активности, проявляющееся в сосредоточенности на конкретном предмете мыслей, которая вызывает стремление как можно ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть и не отпустить из поля зрения [33, с. 25].

Как считает Н. Г. Капустина, под интересом имеется в виду потребность учащихся в знаниях, которые ориентируют его в окружающей действительности [19, с. 5].

В работах Л. С. Выготского интерес рассматривается как «естественный» двигатель поведения ребенка, выражение «инстинктивного стремления», свидетельство того, что «деятельность ребёнка совпадает с его органи- 7 ческими потребностями». При этом интерес не сопряжен со сторонним для него влиянием наказания, страха, стремления угодить [9, с. 35].

Под познавательным интересом зачастую понимают различные состояния человека, всего лишь объединенные позитивной направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство и др.

В научной литературе, освещающей данную проблему, можно встретить разнообразные толкования этого понятия:

  1. Так, например, И.Ф. Харламов под познавательным интересом понимает «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер» [43, с. 7].
  2. С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [47, с. 55]. Такого же взгляда на познавательный интерес придерживается и Н.Ф. Добрынин [10, с. 25].
  3. Однако в науке есть толкования данного понятия, имеющие более широкий смысл. По мнению Н.Г. Морозовой, познавательный интерес - это активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру [23, с. 43].

Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства авторов познавательный интерес - это активная избирательная направленность личности к окружающему миру. Процесс его формирования и развития возможен только в деятельности и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов детей в обучении может происходить по двум основным направлениям: отбор соответствующего содержания учебных предметов и собственно организация познавательной деятельности учащихся.

Авторы определяют познавательный интерес с различных позиций, не противореча друг другу, подчеркивая разные грани этого феномена. Чаще всего авторы связывают познавательный интерес с преобладанием положительных эмоций к деятельности, с мотивации к ней, с потребностью познать предметы и явления окружающего мира.

В школе познавательный интерес характеризуется расположенностью ученика к одному или нескольким учебным предметам, с помощью которых он и получает образование. Здесь следует заметить, что психологическую природу интереса составляет совокупность интеллектуальных и эмоциональных процессов жизненно важных для личности. Он также оказывает положительный эффект на протекание психических процессов, таких как: мышление, память, внимание, воображение, -которые приобретают особенную активность под влиянием познавательного интереса.

Познавательный интерес по мнению Г.И. Щукиной можно рассматривать с трех сторон:

  1. Как средство и цель обучения. Учитель использует познавательный интерес наряду с другими приемами развивающего обучения, и старается привлечь ученика неожиданными опытами, новизной фактов, эффектными сравнениями. Новое должно выступать на фоне уже известного ранее материала. Предмет должен быть только отчасти новым, а отчасти знаком. Обаяние учителя сыграет здесь свою роль. Важными аспектами также являются занимательность, игровые процессы и наглядные приемы.
  2. Как один из важнейших мотивов обучения. Когда познавательный интерес является мотивом, ученик подсознательно отбирает интересные для него уроки. Его не нужно заставлять идти в школу, он сам осознает необходимость получения знаний, и активное участие в процессе познания является его собственным желанием.
  3. Как свойство личности. Это свойство также называют любознательностью, пытливостью ума. Ученики озадачивают учителя стремлением знать все, что так или иначе относится к теме урока, заваливают его вопросами. Это происходит тогда, когда познавательный интерес становится достаточно устойчивым и занимает доминирующую позицию среди других мотивов. Уже будучи взрослым, человек будет продолжать выискивать что-то новое в каждой прочитанной книге или каждом прожитом дне, потому что этот «поиск» станет его неотъемлемой частью, прочно закрепится в одном ряду с самыми важными полезным и привычками [47, с. 15]

Всего 48 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское