ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Сущность понятия внимание в психолого-педагогической литературе. Виды и свойства внимания
1.2. Особенности развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе (ЗПР)
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Описание организации и методики исследования
2.2. Результаты диагностики произвольного внимания младших школьников с ЗПР
2.3. Разработка рекомендаций педагогам по развитию произвольного внимания младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблеме внимания в психологии и педагогике посвящено значительное число исследований в связи с ее важностью и сложностью. Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, поэтому проблема изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии так актуальна. Несмотря на отсутствие во внимании собственного особенного содержания в ходе его проявления в других процессах, оно специфически связывает деятельность и образ. В связи с изменением внимания изменяется ясность и отчетливость содержания познавательной деятельности ребенка.
Внимание представляет собой одно из важнейших условий, которое обеспечивает успешное усвоение ребенком с проблемами в развитии доступного для него объема знаний, умений и установления контакта с взрослым. Если внимание отсутствует или нарушено, то ребенок не может действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию.
В произвольном внимании детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии, видится одно из главных условий, позволяющих организовать успешный учебно-воспитательный процесс.
Вопросам развития внимания у старших младших школьников посвятили свои исследования Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Д.И. Узнадзе, Т.В. Петухова, А.А. Люблинская, Т.В. Ендовицкая, В.В. Ночевкина, Е.П. Соколова, Е.Д. Хомская, В.Д. Небылицына.
В специальной психологии есть значительное число исследований, в которых изучаются отдельные психические функции детей, имеющих задержку психического развития. В работах В.И. Лубовского говорится о недостаточной сформированности произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, дефицитарности основных свойств внимания, к которым относится концентрация, объем, распределение.
Однако, в настоящее время отсутствуют значительные теоретико-экспериментальные психологические исследования, посвященные разработке проблемы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста лет с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и недостаточной методической разработанностью методического материала, направленного на развитие произвольного внимания с учетом особенностей детей с задержкой психического развития.
Цель исследования − изучить особенности развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения.
Объект исследования − процесс развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования − психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия внимание в психолого-педагогической литературе, проанализировать виды и свойства внимания;
2) выявить особенности развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе (ЗПР);
3) провести эмпирическое исследование развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения;
4) разработать рекомендации педагогам по развитию произвольного внимания младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения.
Методы исследования:
теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение (анализ полученных данных);
эмпирические (констатирующий этап психолого-педагогического эксперимента), тестирование;
методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 4» г. Воронежа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей 7 лет с задержкой психического развития.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Сущность понятия внимание в психолого-педагогической литературе. Виды и свойства внимания
В каждый момент жизни на человека воздействует множество объектов. Однако не все они одинаково отображаются человеком. Одни предметы и явления, которые непосредственно связаны с ним, осознаются ясно и четко, другие - отступают на задний план, а третьи в данный момент вообще не существуют. Осознание среды носит избирательный характер. Это явление не случайное, а закономерное, потому что человек осознает те объекты, к которым он внимателен. Деятельность мозга человека организована таким образом, что она бывает направлена на определенные объекты, на них сосредотачивается, в результате чего повышается ее эффективность.
Внимание - форма психической деятельности человека, проявляющаяся в направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах, которые имеют постоянное или ситуативное значение [3, c. 71].
Согласно Н.Ф. Добрынину, внимание - это процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности задач, стоящих перед субъектом [12, с. 518].
Согласно П.Я. Гальперина, внимание - это форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивает их отчетливое отражение [8, с. 65].
Существуют и другие определения, общая сущность которых также сводится к тому, что внимание объясняется как определенное психическое свойство человека, которое обеспечивает для него выборочное поступление информации.
Внимание самo по себе не является познавательным процессом, оно обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение [16, c. 105].
Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания [9, c. 96]:
- Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.
- Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.
- Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.
- Регулирование и контроль протекания деятельности.
Существует несколько видов и основных свойства внимания, необходимых к рассмотрению.
Так, в современной психологической науке выделяют следующие классификации видов внимания.
1) По характеру образования и по приемам выполнения выделяют два основных вида внимания [23, c. 118]:
- непроизвольное (пассивное, рефлекторное, вынужденное) внимание;
- произвольное внимание (активное, волевое, преднамеренное);
- послепроизвольное внимание.
Появление и сохранение непроизвольного внимания не зависит от осознанных намерений и целей человека, оно связано с рефлекторными установками. Возникновение такого внимания связано с физическими, психофизиологическими и психическими факторами [13, c. 40].
Основными причинами его возникновения являются [13, c. 42-44]:
а) Качества раздражителей и их новизна для субъекта. Новизной может служить появление когда-то отсутствовавшего раздражителя, изменение физических свойств действующих раздражителей, уменьшение и остановка их действий, а также перемещение раздражителей в пространстве.
б) Как правило, все самое оригинальное, новое и вызывает внимание. Именно те раздражители, которые имеют одно объединяющее их свойство – новизну способны привлечь внимание, так как реакция на них не снижена за счет привыкания.
в) Также внимание привлекают такие сильные раздражители, как, например, громкие звуки, яркий свет и едкий запах. При этом немаловажное значение имеет соотношение раздражителя по силе с другими активными в этот момент раздражителями. Многое зависит и от имеющегося между ними контраста.
г) Непроизвольное внимание вызывают также раздражители, которые соответствуют особым и значимым потребностям человека. Значительное место приобретает и интерес в возникновении непроизвольного внимания, ведь именно то, что особенное увлекательно, интересно и эмоционально насыщенно способно вызвать долгое и сильное сосредоточение.
д) Также непроизвольное внимание связано с общей направленностью индивида. Например, человек, который интересуется театром, быстрее обратит свое внимание на театральную афишу, нежели чем на объявление о предстоящей баскетбольной игре. Непроизвольное внимание возникает без особых волевых усилий со стороны субъекта, а также не требует определенных усилий для удержания и сосредоточивания внимания на каком-либо объекте.
Таким образом, непроизвольное внимание является наипростейшим видом внимания, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
П. Я. Гальперин в своих работах утверждает, что «непроизвольное внимание – это тоже контроль, но контроль, который следует не объективированной схеме осуществления, а который следует или ярким, бросающимся в глаза, свойствам самого объекта, или личному опыту субъекта, что может и не соответствовать объективным задачам в данном случае» [9, c. 22].
Следующим, вторым, видом внимания в данной классификации является: произвольное внимание. При произвольном внимании сосредоточение происходит на самом слабом раздражители, в этом случае человек вынужден бороться с различного рода отвлечениями, то есть с наиболее сильными раздражителями, чтобы в центре сознания было то, на чем нужно сосредоточиться [23, c. 119].
Андрущенко, Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет [Текст] / Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 96 с.
Бабкина, Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2014. – № 5. – С. 40-45.
Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов [Текст] / Л.П.Баданина. – М. : Флинта: МПСИ, 2017. – 214 с.
Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР [Текст] / Л.Н. Блинова. – М. : Энас, 2017. – 136
Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю.Борякова. – М. : 2013. – 127 с.
Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст]: практикум : учеб. пособие / Б. С. Волков. – М.: Эксмо, 2010. – 269 с.
Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию [Текст] / Л.С. Выготский / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2015. – С.467-505.
Гальперин, П.Я. К проблеме внимания [Текст] / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию. – М. : Просвещение, 2016. – 461 с.
Гальперин, П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения [Текст] / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: АРТ, 2010. – 196 с.
Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития [Текст] / Л.А. Данилова. – СПб. : Питер, 2017. – 204 с.
Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Г.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Академия, 2013. – 177 с.
Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Психология внимания : хрестоматия / ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Москва : ЧеРо, 2015. – С. 518-533.
Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание [Текст] / Н.Ф. Добрынин. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 118 с.
Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. – СПб. : Питер, 2012. – 248 с.
Иденбаум, Е.Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях [Текст] / Е.Л. Иденбаум, А.А. Гостар // Дефектология. – 2016. – №5. – С. 4-10.
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2015. – 291 с.
Маркова, Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР [Текст] / Л.С. Маркова. – М.: Академия, 2012. –252 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, – 2014. – 495 с.
Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М. : Гуманит – Владос, 2017. – Кн. З : Психодиагностика. – 640 с.
Осипова, А.А., Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 104с.
Произвольное внимание [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
Психология развития детских возрастов: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст [Текст] / отв. редактор: Д.А. Донцов // Коллективная монография. – М.: ООО Литео, 2015. – 174 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 176 с.
Шамарина, Е.В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Шамарина // Коррекционная педагогика. – 2017. – № 4. – С. 26-33.
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М. : Гарадарики, 2013. – 348 с.
Якуничева, О.Н. Психология. Упражнения, развивающие память, внимание, мышление: учебное пособие [Текст] / О.Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. – СПб.: Лань, 2015. – 48 с.