В современном образовательном контексте вопросы развития речи детей становятся ключевыми в задачах дошкольной педагогики. Особенно важным этапом в этом процессе является формирование связной монологической речи у детей в возрасте 5-6 лет, когда формируются основы языкового общения и выражения своих мыслей.
Одним из перспективных методов стимуляции развития монологической речи является использование русских народных сказок в контексте пересказа. Сказочный мир, богатый персонажами и сюжетами, предоставляет уникальную возможность не только обогатить словарь, но и развивать навыки логического мышления и выразительности у детей этого возраста.
Актуальность исследования по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет через пересказ русских народных сказок заключается в следующем:
1. Развитие коммуникативных навыков: пересказ сказок требует умения структурировать информацию, использовать логические связи и передавать свои мысли последовательно. Эти навыки являются основой для успешного общения и прогресса ребенка в будущем.
2. Развитие словарного запаса: при пересказе сказок дети сталкиваются с разнообразными словами и выражениями, что способствует расширению их словарного запаса. Это помогает им более точно и богато выражать свод мысли и идеи.
3. Развитие познавательных навыков: русские народные сказки частосодержат моральные уроки и символические элементы. Пересказывая их,дети учатся анализировать текст, развивая свою способность критического мышления и понимания сложных мыслей.
4. Поддержка культурного наследия: русские народные сказкиявляются важной частью культурного наследия и национальнойидентичности. Исследования в данной области способствуют сохранению ипопуляризации этих сказок, а также помогают детям понять и оценить ихкультурное значение.
Таким образом, исследования, связанные с развитием связноймонологической речи у детей 5-6 лет через пересказ русских народныхсказок, имеют практическую значимость для их коммуникативного и культурного развития. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной курсовой работы по теме «Развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством пересказа русских народных сказок».
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи детей 5-6 лет.
Предмет исследования: развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством пересказа русских народных сказок.
Целью курсовой работы является изучение развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством пересказа русских народных сказок.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть литературу по проблеме развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством пересказа русских народных сказок.
2. Проанализировать исследования современных ученых по проблеме развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством пересказа русских народных сказок.
3. Рассмотреть русские народные сказки как средство пересказа у детей 5-6 лет.
4. Разработать методические рекомендации по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством пересказа русских народных сказок.
Методическая разработка: работа будет полезна воспитателям ДОО и родителям детей дошкольного возраста, так как ока предлагает конкретные рекомендации и инструменты для развития связной монологической речи у детей через пересказ русских народных сказок. Она поможет им организовать занятия, которые будут способствовать развитию речи обогащению словарного запаса и развитию коммуникативных навыков детей.
Научная значимость работы заключается в выявлении эффективности использования русских народных сказок как инструмента развития монологической речи у детей данного возраста. Исследование позволяет лучше понять влияние пересказа сказок на формирование лингвистических навыков, развитие воображения и логического мышления детей.
Практическая значимость работы проявляется в том, что результаты исследования предоставляют конкретные рекомендации для педагогов, занимающихся развитием речевых способностей детей. Использование русских народных сказок в методике обучения может быть ценным инструментом для создания более эффективных программ по развитию монологической речи.
Рекомендации по практическому применению результатов исследования включают в себя внедрение сказок в образовательный процесс детского сада, проведение тематических занятий с детьми, акцентированных на пересказе, а также использование дополнительных материалов, визуализации и ролевых игр для улучшения навыков выразительности.
Эффективность предлагаемых мероприятий подчеркивается повышением уровня развития связной монологической речи у детей. Основанные на научных принципах и педагогических методиках подходы, представленные в работе, могут способствовать более успешному процессу обучения и развития детей 5-6 лет, обогащая их языковые, когнитивные и социокультурные навыки.
Структура работы. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1.1. Общая характеристика понятия «монологическая речь»
Монолог – это форма устного связного высказывания, изложения мыслей одним лицом. Термин «монолог» происходит от греческих слов «monos», что переводится как «один» и «logos», что означает «речь». Эти речи используются писателями для выражения мыслей, эмоций или идей персонажа. В зависимости от того, какой тип монолога используется, персонаж может обращаться к себе, другому персонажу или зрителю.
Монолог часто представляет собой озвучивание мыслей персонажа, дающее понимание и раскрывающее детали сюжета истории или ее персонажей. Речь этого персонажа сама по себе может продвинуть историю вперед в зависимости от того, как на нее реагируют другие персонажи, и какие события ею вызваны.
Важно понимать тип монологов и их уникальные свойства. Существует три различных типа монологов, каждый из которых определяется тем, кем монолог произносится. То, кому обращен монолог, также влияет на содержание монолога.
Один из самых известных отрывков в истории литературы – это монолог из шекспировского «Гамлета». В этом культовом монологе, иногда известном как монолог «Быть или не быть», Гамлет размышляет о жизни и смерти, а также о том, слишком ли сложны жизненные невзгоды, чтобы справиться с ними.
Монолог, обращенный персонажем к другому персонажу или зрителям, определяется как драматический диалог. Драматические диалоги длинные и часто не прерываются речью других персонажей. Это наиболее распространенные монологи в кино, поскольку персонажи произносят монологи в основном другим персонажам.
Внутренний монолог – это тип монолога, в котором мысли персонажа выражаются, но не озвучиваются в мире истории. В пьесе это может быть отведено в сторону. В фильме внутренний монолог озвучивается, чтобы зрители могли «увидеть» мысли персонажа [24].
Монологическая речь – одна из форм речи, обращенная к самому себе, одному или группе слушателей, характеризующаяся полнотой, наличием структуры, оформленности грамматики [19, с. 294].
Монологическая речь используется для разных целей:
- для передачи информации;
- для воздействия на слушателей путем убеждения;
- для вызывания или предотвращения какого-либо действия.
Монолог состоит из ряда логически, последовательно связанных предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.
Несмотря на то, что в монологе участвует только один человек, но он всегда к кому-то обращен. Следовательно, именно процесс речи осуществляет выражение мысли. В методике известны три уровня овладения монологической речью: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный уровни. Умение анализировать, рассуждать и принимать решения – важное базовое требование монологической речи. В процессе монологов обучающиеся начинают говорить на определенные темы. Таким образом, у них развивается навык критического мышления, сбора своих мыслей и беспрепятственного их выражения. Обязательно сочетаются 3 навыка: грамматическая грамотность, лексические навыки и умение критически рассуждать.
Однако ученые отмечают, что в процессе обучения монологической речи обучающиеся испытывают определенные трудности, которые выражаются в их различных ошибках. Например, это наглядно проявляется в том, что у ребенка может наблюдаться недостаток словарного запаса, а также неправильное построение предложений.
Кроме того, может наблюдаться неправильное произношение, однообразие синтаксических конструкций. Тем не менее, основной задачей монологической речи является общение.
Коммуникативная цель представлена следующими функциями:
- познавательная (изучение нового материала и понимание новой информации);
- эффективная (ребенок способен более критически рассуждать и убеждать кого-либо в правильности тех или иных взглядов, действий);
- эмоционально-оценочная.
Монологическое высказывание по своей коммуникативной функции может быть следующим:
1) монолог-сообщение;
2) монолог-рассуждение;
3) монолог-повествование
4) монолог-описание.
Монологическое сообщение позволяет просто сообщить некоторую информацию.
Монолог – рассуждение позволяет активировать навыки критического мышления и рассуждать о каком-либо явлении.
Монолог-повествование помогает рассказать историю, активно используя свои коммуникативные навыки.
Монологическое описание помогает развивать творческие способности в процессе описания явления.
С точки зрения языкознания, монолог характеризуется использованием различных видов речевых структур и типов, которые могут сопровождаться употреблением составных и сложных словесных конструкций, с наличием различных стилистических средств, таких как риторические вопросы, параллельные конструкции, повторы и другие.
В детском возрасте обучение монологическому высказыванию начинается с описания (природы, помещения, города, человека), включая элементы повествования; затем детей обучают в основном повествованию, а на продвинутом этапе – повествованию и рассуждению.
Э.И. Пассов предлагает следующую последовательность работы над монологическим высказыванием:
- на первом этапе вырабатывается умение выражать одну законченную мысль, одно высказывание по теме;
- второй этап связан с обучением логическому развертыванию мысли, ее объяснению;
- третий этап характеризуется новыми логическими задачами: формированием умения рассуждать, сравнивать, обобщать и обязательным увеличением количества информации.
Все три этапа связаны с формированием фонетически, грамматически, лексически правильной речи. Упражнения должны отвечать ряду требований: быть выполнимыми по объему, воздействовать на разные виды памяти, восприятия, мышления, быть целенаправленными и мотивированными, активизировать интеллектуальную деятельность обучающихся, быть естественными по содержанию и способу выполнения.
Ключевое место в обучении монологической речи принадлежит пересказу. В свою очередь, пересказ может быть близким к тексту, свободным, выборочным и сплошным (сплошной пересказ для передачи всего содержания текста).
Монологическая речь – это не просто употребление простых слов и словосочетаний, но и логически связанная речь, содержащая конкретную тему и проблему. Чаще всего монолог обращен к кому-то, даже если мы обращаемся к себе. В процессе обучения заметно, что научить монологической речи значительно труднее, чем научить диалогической речи.