Курсовая работа|Педагогика

Развитие социокультурной компетенции с использованием метода проектов (основное общее образование, английский язык)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 37

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

1.1 Понятие метода проекта и его роль в обучении иностранному языку

1.2 Роль метода проектов в развитии социокультурной компетенции учащихся средних классов

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

2.1 Упражнения, направленные на развитие социокультурной компентенции у учащихся средней школы с использованием метода проекта у вас основная в теме, даете 5 классы, разберитесь, какой у вас уровень обучения

2.2 Методические рекомендации по развитию социокультурной компетенции учащихся средней школы

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

В современном мире в связи с процессами глобализации, связанными с тесным взаимодействием людей из разных стран в различных сферах экономики, образования, культуры, науки, международные контакты значительно увеличиваются, следствие этого потребность в коммуникации между учащимися из разных стран возрастает. С неплохим словарным запасом и грамматическими знаниями очень часто школьники не могут понять своих иностранных сверстников. Они знают необходимый минимум фраз для построения эффективной коммуникации, но взаимопонимание отсутствует вследствие низкого уровня сформированности социокультурной компетенции.

Основная цель обучения иностранным языкам направлена на развитие личности учащегося, желающей и способной принимать участие в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. Практический компонент данной предусматривает формирование социокультурной компетенции для удовлетворения их познавательно-коммуникативных потребностей приобщения к культурным ценностям страны изучаемого языка.

В связи с тем наиболее эффективным способом формирования социокультурной компетенции учащихся можно назвать проектную деятельность, благодаря которой могут развиваться творческие возможности, умения самостоятельно получать знания и использовать их для решения практических задач.

Рассмотрение данной проблемы требует изучения понятия «социокультурная компетенция», исследованием сущности которого занимались такие методисты, как Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Л. И. Корнеева, Е. Н. Соловова и др., и понятия «проектная деятельность», сущность которого и особенности использования на уроках английского языка описана в работах Е.С. Полат, И.В. Соловьева, Н.А. Соколовой и др.

Объект исследования – понятие о социокультурной компетенции в лингвистических исследованиях

Предмет исследования - метод проекта как средство развития социокультурной компетенции учащихся средних классов

Цель – рассмотреть особенности развития социокультурной компетенции с использованием метода проектов и разработать упражнения, направленные на развитие социокультурной компетенции у учащихся средней школы с использованием метода проекта

Задачи:

1. дать понятие о методе проектов и его роли в обучении иностранному языку;

2. охарактеризовать особенности использования метода проекта в развитии социокультурной компетенции у учащихся средних классов школы

3. разработать упражнения по английскому языку, направленные на развитие социокультурной компетенции у учащихся средней школы с использованием метода проекта откуда задания?

4. сформулировать методические рекомендации, направленные использованию метода проектов в формировании социокультурной компетенции у учащихся средней школы

Методы исследования:

1) теоретические методы: изучение литературы по теме исследования

2) эмпирические методы: изучение опыта работы

Практическая значимость работы состоит в возможности применения упражнений, направленных на развитие социокультурной компетенции у учащихся, при обучении школьников английскому языку. Выводы и результаты исследования могут применяться в качестве иллюстративного материала в практических и теоретических курсах по теории и методики обучения иностранному языку, альтернативным методикам и др.

Структура работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются цели и задачи исследования, а также его теоретическое и практическое значение, указываются методы анализа.

В первой главе дано общее понятие о методе проектов, об особенностях его использования в развитии социокультурной компетенции у учащихся средних классов школы

Во второй главе представлена практическая реализация опыта работы по развитию социокультурной компетенции с учащихся средних классов с использованием метода проектов.

В заключении подводится итог проведенной работы, формулируются общие выводы исследования.

Теоретическая база исследования: исследования Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, Л. И. Корнеевой, Е.С. Полат, Е.Н. Солововой, И.В. Соловьевой, Н.А. Соколовой в области методики обучения иностранным языкам в школе.

 

ГЛАВА 1 МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

1.1 Понятие метода проекта и его роль в обучении иностранному языку

Одной из широко известных педагогических технологий, применяемых в процессе обучения иностранному языку, является сегодня метод проектов.
Проектная методика — это педагогическая технология, которая предполагает организацию учебной деятельности учащихся в виде самостоятельной учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельности учащихся, осуществляемой ими под руководством учителя.

Проектная методика имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения:

Актуальность и практическая направленность. Проекты обычно связаны с решением реальных проблем или задач, которые имеют значение для учащихся. Это делает обучение более актуальным и мотивирует учащихся к активной познавательной деятельности.

Развитие самостоятельности и творческого мышления. Проектная методика требует от учащихся самостоятельности в планировании, выполнении и презентации проекта. Это способствует развитию творческого мышления и самостоятельности учащихся.

Интеграция знаний и умений. Проектная методика предполагает использование знаний и умений из различных областей. Это способствует интеграции знаний и умений учащихся.

История проектной методики насчитывает более 100 лет.

Первые упоминания о проектной методике можно найти в трудах американских педагогов конца XIX века, таких как Джон Дьюи и Уильям Килпатрик. Они считали, что обучение должно быть основано на реальных жизненных ситуациях и разработали концепцию «проблемного обучения», в рамках которой учащиеся самостоятельно выявляют проблемы и разрабатывают решения. Обучение должно быть активным и интерактивным. Способствовать  развитию у учащихся самостоятельности и ответственности, критического мышления, творческих способностей коммуникативных навыков.

В начале XX века проектная методика стала широко использоваться в американских школах. В 1918 году был основан национальный проект по внедрению проектной методики в образовании, в рамках которого было подготовлено большое количество материалов и рекомендаций для учителей.

В нашей стране проектная методика начала применяться в 1920-е годы. Ее идеи, представленные в работах Б. В. Игнатьева, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, В.Н. Шульгина, С.Т. Шацкого, активно внедряли в учебно – воспитательный процесс «трудовых школ» [3].

Вновь интерес к проектной методике в нашей стране возник в 1960-е годы и продолжается до сих пор. В настоящее время проектная методика является одним из наиболее популярных методов обучения. Она включена в федеральные образовательные стандарты по всем уровням образования.

Интерес к использованию проектной методики обусловлен развитием идей развивающего обучения, подчеркивающего важность активного и самостоятельного обучения учащихся; появлением новых педагогических и информационных технологий, обеспечивающих большую эффективность и доступность данной методики; подготовкой выпускников, обладающим критическим мышлением и способных самостоятельно решать проблемы и адаптироваться к меняющимся условиям.

В педагогическом словаре метод проектов определяется следующим образом:

Метод проектов - это метод обучения, основанный на решении реальных проблем или задач. В рамках проектной методики учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, проводят исследование, собирают информацию, анализируют полученные данные и разрабатывают решение проблемы.

Очень глубоко проблема проектов рассмотрена в работах Е.С. Полат. В своей работе она рассматривает данный метод как эффективную стратегию обучения, способствующую развитию личности и ключевых навыков учащихся.

Основные идеи Е.С. Полат о проектах можно сформулировать в обобщенном виде следующим образом [12, с. 56]:

1) Проектная деятельность как основа образовательного процесса. Это значит, что метод проектов должен быть не просто отдельным методом, а основой всего образовательного процесса. Он позволяет интегрировать знания из разных дисциплин в решение реальных проблем, развивает критическое мышление, творческие способности и коммуникативные навыки.

2) Классификация проектов.

Е.С. Полат разработала классификацию проектов по различным критериям [11, с. 56]:

- по доминирующей деятельности проекты бывают исследовательскими, творческими, практико-ориентированными),

- с точки зрения предметно-содержательной области проекты подразделяются на монопроекты, межпредметные проекты

- с точки зрения характера координации проекты могут иметь открытый или скрытый характер

- в зависимости от число участников речь может идти об индивидуальных или групповых проектах

- принимая за основу продолжительность проекта он может быть краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным.

Такая подробная классификация проектов позволяет педагогам выбирать наиболее подходящий тип проекта для конкретной ситуации.

3) Этапы проектной работы: 

Е.С. Полат выделяет пять основных этапов проектной работы: выбор темы, планирование, исследование, реализация, презентация. Каждый этап имеет свои особенности и требует от учащихся активного участия и сотрудничества [11, с. 56].

  1. Подготовительный этап проекта.

На этом этапе учитель знакомит учащихся с понятием проекта, его видами, этапами работы над проектом. Учащиеся выбирают тему проекта и определяют его цели и задачи.

При выборе темы проекта необходимо учитывать следующие факторы:

Актуальность темы. Тема проекта должна быть актуальной для учащихся, то есть она должна иметь значение для них.

Доступность темы. Тема проекта должна быть доступной для учащихся, то есть они должны иметь необходимые знания и умения для ее изучения.

1. Ахраменко Е. В. Проект на уроке английского языка // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 404–406.

2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5. - С.56-60        

3. Завальнева М.Д. Проектная технология как целостный организационно-методический комплекс // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение» - 2019. - 304 с.

4. Еремеева О.В. К вопросу о структурном и содержательном наполнении социокультурной компетенции / О.В. Еремеева // Вестник ТГПУ, 2012. - № 2 (117). - С. 25  

5. Коробова М. А. Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации // Молодой ученый. - 2019. - № 35 (273). - С. 125-128.

6. Кочетурова Н. А. Метод проектов в обучении иностранному язык // Материалы Региональной научно-практической конференции «Английский язык в системе Школа - Вуз». - Новосибирск, 2003. - С. 52–59.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272

8. Опанасенко А. А. Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках иностранного языка в современной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 33. - С. 59–62

9. Панкратова О. В. Социокультурная компетенция школьников на уроках английского языка // Pedagogy & Psychology. Theory and Practice. - 2016. - № 5 (7). - C. 27–47.

10. Пикеева, Е. Н. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.Н. Пикеева. // Молодой ученый. - 2014. - № 7 (66). - С. 534-536.

11. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2–3. - С. 56-69

12. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петрова А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: 2004. – 120с.

13. Починок Т.В. Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции // Иностранные языки в школе. - 2011. - №7. – С. 16-19.

14. Прожилова А.В. Проектная методика в преподавании английского языка / А.В. Прожилова, М.П. Сагирова // Инновационные образовательные стратегии в преподавании иностранного языка в школе: материалы городской научно-практической конференции. – Казань, 2014. – С. 65-67

15. Рындина Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Молодой учёный.- 2013. - № 10 (57). - С. 610–612.      

16. Рындина Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций) // Молодой учёный. — 2013. - № 9 (56). - С. 467–469.

17. Сидоренко И. А. Социокультурная компетенция в контексте коммуникативного подхода к преподаванию иностранных языков // Lingua mobilis. - 2012. - № 1(34). - С. 168– 173.

18. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 449 с.

19.  Фатеева И. А.  Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. - 2013. - № 1. - С. 376–378.

20. Формирование социокультурной компетенции средствами иностранного языка: сб. науч. ст. – Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2013. – 221 с

21. Шихваргер Ю. Г. Метод проектов в профессиональном обучении педагогов: монография / Ю. Г. Шихваргер. – Новосибирск: Изд. НГПУ. - 2013. – 142 с.

22. Шишканова В. В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку// Иностранные языки в школе. - 2012. - №2. – С. 75-77.

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское