Введение
1. Теоретические аспекты изучения этапов формирования методологии системы стратегического управления
1.1. Понятие, объекты и уровни стратегического менеджмента
1.2. Этапы формирования методологии стратегического менеджмента
1.3. Методы стратегического анализа
2. Анализ методов системы стратегического менеджмента организации ООО СЗ «ВЫБОР»
2.1. Общая характеристика организации ООО СЗ «ВЫБОР»
2.2. Анализ методов функционирования организации ООО СЗ «ВЫБОР»
2.3. Анализ методологии управленческого анализа и оценки стратегического потенциала организации
3. Разработка предложений по совершенствованию методологии стратегического управления и формированию стратегии развития ООО СЗ «ВЫБОР»
3.1. Совершенствование методов стратегического менеджмента компании ООО СЗ «ВЫБОР»
Показатели
3.2. Совершенствование методологии анализа направлений стратегического развития организации и методов оценки их эффективности
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Развитие рыночных отношений ставит перед предприятием множество задач, определяющих принципы формирования его экономики. В этих условиях предприятие само разрабатывает концепцию и стратегию своего развития на базе оценки имеющихся ресурсов и анализа рыночной ситуации, определяя основные этапы развития и темпы обновления, обосновывая область деятельности и формы взаимодействия, как с партнерами, так и с конкурентами.
В современных условиях от большинства отечественных предприятий требуются качественно новые решения долгосрочного эффективного развития. Планирование должно позволить адаптировать предприятия к требованиям рынка, в соответствии с целями и задачами предприятия, его внутренними возможностями и условиями внешней среды. В этой связи планирование все больше приобретает стратегический характер. При этом традиционное долгосрочное планирование не теряет своей актуальности, поскольку стратегическое планирование не отрицает традиционное долгосрочное планирование, а вбирает его.
Теоретическим и методологическим аспектам стратегических решений посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Большой вклад в становление и развитие данного раздела науки управления внесли Ф. Абраме, Р. Акофф, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хемел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон и др. Российская экономика имеет глубокие традиции планирования.
Целью исследования – исследовать процесс разработки стратегических решений недиверсифицированных организации и разработать предложения по его совершенствованию.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Исследовать общую характеристику стратегических решений в недиверсифицированных компаниях.
2. Проанализировать роль стратегических решений в рамках стратегического планирования.
3. Проанализировать систему стратегических решений в рамках стратегического планирования деятельности организации.
4. Выявить недостатки системы стратегических решений.
5. Разработать предложения по совершенствованию системы стратегических решений предприятия.
9. Провести экономическую оценку разработанных предложений.
Объект исследования – ООО Специализированный застройщик «ВЫБОР» (Сокращённо - ООО СЗ «ВЫБОР»).
Предмет исследования – исследование процессов формирование системы стратегического менеджмента в компаниях.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных экономистов, посвященные стратегическому развитию, реструктуризации, анализу и развитию методов оздоровления предприятия.
Информационную базу исследования составили статистические и другие информационные источники, экспертные заключения, законодательные акты, нормативно-правовые документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность, специализированные банковские, статистические, официальные и информационные интернет - страницы.
Структура работы определена логикой исследования и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие, объекты и уровни стратегического менеджмента
Будущее любой компании формируется на уровне стратегического управления, все результаты, которые компания получает в ходе своей деятельности, закладываются на этапе стратегического планирования, на основании которого ведется стратегическое управление.
Согласно определению Алексеевой М.М., стратегическое управление – это постановка целей, планирование и движение на годы вперед, когда четко просматривается будущее, когда руководителю ясно, что он хочет получить в перспективе[1].
Как отмечает автор, объектами стратегического управления обычно являются компании, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны компании.
Предметом стратегического управления являются:
- проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями компании,
- проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом компании, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме, проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми[2].
Стратегия представляет собой заранее спланированную реакцию компании на изменение внешней среды, ее модель поведения, созданную для достижения желаемого результата.
Сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности организации, целью которой является поддержание способности организации к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильности внешней среды.
Стратегическое управление на предприятии выражается в выполнении следующих основных функций: планирование стратегии, организация выполнения стратегического плана, координация мероприятий по реализации стратегических задач, мотивация персонала на достижение стратегических результатов, контроль за выполнением стратегических задач, то есть основных функций управления.
Объектами стратегического управления могут быть коммерческая фирма, страна, регион, город, университет, религиозная община, клуб любителей подводного плавания, малое предприятие и т.д.
Субъектом стратегического управления является руководство организации, но это не единственный субъект стратегического управления. Для стратегического управления во многих современных организациях обязательным является участие всего персонала в обсуждении и выработке стратегии их развития. Так, например, сотрудники фирмы участвуют в формировании и реализации стратегии этой фирмы. В университете преподаватели и студенты должны участвовать в формировании и реализации стратегии развития этого университета. На малом предприятии в процесс стратегического управления естественным путем втягиваются все его сотрудники, а не только владельцы и соучредители [3].
Часто в формировании стратегии развития сложных объектов участвуют внешние по отношению к ним заинтересованные лица. Таким образом, в стратегическом управлении всегда присутствует система субъектов этого управления, которая охватывает многих участников, и прежде всего членов самой организации.
Стратегия организации может рассматриваться на разных уровнях. Так, например, для коммерческой корпорации можно выделить:
- корпоративную стратегию, которая определяет, какие виды бизнеса и в какой комбинации будет развивать данная корпорация;
- стратегии бизнеса, которые определяют, каким образом и за счет
- каких факторов будут развиваться отдельные виды бизнеса;
- функциональные стратегии, которые определяют стратегию осуществления тех или иных функций[4].
Любинова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. М.: «Прогресс», 2017. – 205 с.
Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Менеджмент / Под редакцией профессора М. П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 330 с.
Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2016. – 403 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИП «Экоперспектива», 2017. – 498 с.
Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. М.: ЮНИТИ, 2017. – 639 с.
Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент: уч. пособие. – СПб.: Питер 2017. – 128 с.
Уткина Э.А. Стратегическое планирование / под ред. Э.А. Уткина. М.: ЭКМОС. 2016. 440 с.
Борисова Е.В. Генезис развития концепций планирования в России // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1 (23). С. 18-21.
Борисова Е.Р. Основные проблемы развития современной российской экономики // Вест-ник Российского университета кооперации. 2018. № 3 (21). С. 16-18.
Чирков С.В. Стратегическое планирование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета: экономика и управление. 2011.№ 1. С. 46-49.
Петербургский международный эконо ми-ческий форум // ПЭМФ-2019 г. URL: http://www.forumspb.com/ru/2019/sections/62/materials/ 309#day82.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1