ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЯМ
1.1 ВЫДАЮЩИЕСЯ ПЕДАГОГИ, ИЗУЧАВШИЕ ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ
1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ
1.3 ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЯМ
ГЛАВА 2. УРОК ПО ТЕМЕ «БАШКИРСКАЯ РОСПИСЬ»
2.1 ПЛАН УРОКА
2.2 ХОД УРОКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время в педагогике существует множество принципов, которые направлены на улучшение обучения: повышение усвояемости материала при снижении затраченных на это ресурсов.
Основными принципами в педагогике считаются:
доступность;
последовательности;
активности;
адаптивности;
вариативности;
наглядности.
Последний из них активно используется в современной педагогике. На данный момент принцип наглядности активно используется при обучении различным вещам за счёт его широких возможностей. Так, например, его можно использовать при обучении русскому языку, используя схемы, демонстрирующие основы грамматики. Или же в математике: можно использовать различные таблицы, схемы для объяснения простейших тем или для улучшения запоминания более сложных формул, используемых в дальнейшем для расчётов.
Также принцип наглядности можно использовать и при обучении различным технологиям. Так, например, можно использовать его при обучении компьютерным технологиям, кулинарии, швейному делу и так далее.
В данной работе будет рассмотрено применение принципа наглядности при обучении различным технологиям.
Актуальность: в настоящий момент принцип наглядности применяется повсеместно и считается одним из главных принципов в педагогике, который позволяет повысить качество обучения учеников, при этом снижая время, затраченное на обучение.
Цель: описать применение принципов наглядности в обучении технологиям.
Задачи:
описать историю развития принципа наглядности;
дать характеристику преимущества и недостаткам данного принципа;
описать примеры применения принципа наглядности при обучении технологиям;
написать план урока, где будет использоваться принцип наглядности;
сделать выводы.
Объект исследования: обучение технологиям.
Предмет исследования: принцип наглядности в обучении технологиям.
Гипотеза исследования: при обучении технологиям можно использовать принцип наглядности, и это увеличит усвояемость материала, а также снизит время на его изучения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЯМ
1.1 ВЫДАЮЩИЕСЯ ПЕДАГОГИ, ИЗУЧАВШИЕ ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ
Принцип наглядности – это принцип обучения в педагогике, подразумевающий под собой демонстрирование педагогом конкретных образов, через которые обучающиеся воспринимают предложенный материал.
Принцип наглядности считается одним из древнейших принципов педагогики: известны случаи его применения во множестве древних стран. Например, в Древней Греции он применялся при обучении изобразительному искусству, когда ученики смотрели на то, как работает учитель, и повторяли за ним создание картин или скульптур. В Древнем Китае с помощью принципа наглядности происходило обучение боевым искусствам, что значительно упрощало процесс обучения: множество учеников смотрело на учителя и повторяло за ним необходимые движения. В Византии принцип наглядности использовался для обучения торговому делу: ученики наблюдали за своими преподавателями, как те разговаривают с покупателями, выкладывают товар на прилавках и т.д [8, с.68-70].
Педагоги тех лет активно применяли принцип наглядности, считая, что таким образом можно охватить большое количество учеников, экономя время обучения. С ними во многом соглашаются современные педагоги, изучающие данный принцип в настоящее время.
Активным изучением принципа наглядности и описанием его преимуществ и недостатков в разное время занимались разные педагоги. Они искали обоснование его использованию, считая, что данный принцип поможет улучшить обучение, качественно улучшив знания обучающихся и повысив их уровень понимания полученных знаний. Исследования этих педагогов до сих пор остаются актуальными и обращают на себя внимание исследователей педагогики, как в России, так и за рубежом.
Множество зарубежных педагогов внесли свой вклад в развитие принципа наглядности в педагогике, популяризовав его. Среди них был:
- Я.А. Коменский (1592-1670);
- И.Г. Песталотцци (1746-1827);
- И. Ф. Гербарт (1776-1841);
- Ф.А. В. Дистервег (1790-1866) и т.д.
Ян Амос Коменский – выдающийся педагог и мыслитель своего времени, которого можно считать основоположником педагогики как самостоятельной дисциплины. Он изучал методы педагогики, которые в последствие применял при обучении своих учеников, написал множество важных трудов по педагогики, долгое время использовавшихся при обучении школьников и студентов. В числе этих трудов есть следующие работы: «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Материнская школа», «Пансофическая школа» и т.д. Его немаловажным достижением было выделение основных принципов обучения, на данный момент называющихся дидактическими принципами обучения, которыми до сих пор пользуются во множестве учебных заведениях.
Ян Амос выделял следующие принципы дидактического обучения:
- принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками;
- принцип сознательности и активности;
- принцип постепенности и систематичности знаний;
- принцип наглядности.
По мнения Ян Амоса Каменского принцип наглядности был золотым правилом обучения чему-либо, без него не могло пройти ни одно успешное обучение. Мыслитель считал, что при обучении учеников необходимо, чтобы использовать наблюдение за изучаемыми процессами, с целью повышения качества и количества знаний при помощи зрительного восприятия. Как было указано ранее, данные предположения поддерживали педагоги древних времён, однако они на время были забыты, а после возвращены как основной принцип обучения именно Яном Амосом.
По мнению Яна Амоса, принцип наглядности можно использовать через следующие средства:
- наблюдение за реальными предметами;
- использование моделей предметов и процессов, если невозможно наблюдать их в естественной среде;
- изображение явления или предмета.
Иоганн Генрих Песталоцци, один из крупнейших швейцарских педагогов, который занимался преподаванием в гимназии. Он был убеждённым последователем идей Ян Амоса Каменского, и активно использовал его принципы. Он связывал его идеи с собственными выделенными «физико-механическими» законами.
К ним он относил:
- закон постепенности и последовательности;
- закон психической самобытности;
- закон связности;
- закон совместных ощущений;
- закон причинности.
Иоганн Генрих считал, что принцип наглядности необходим в обучении, и только он может в полной мере помочь обучающемуся получить необходимое количество знаний. Также, по его мнению, использование данного принципа задействует необходимые виды восприятия информации учеником, благодаря чему он лучше понимает то, что пытается донести до него педагог. Иоганн Генрих предлагал использовать принцип наглядности в педагогике повсеместно, видя в этом большие перспективы.
Иоганн Фридрих Гербарт, немецкий мыслитель и педагог, считал, что использование принципа наглядности благотворно сказывается на способности детей запоминать и в дальнейшем использовать материал. Данный педагог предполагал, что обучение должно быть строгим и не допускающим поблажек, как раз в такой системе принцип наглядности смотрится очень органично.
Иоганн Фридрих предпочитал использовать наглядный материал при обучении. Он призывал использовать различные диаграммы, графики, таблицы, считая, что они помогают ученикам лучше усваивать материал. Данные примеры использования принципа наглядности широко используются в современных реалиях, пройдя большую проверку временем и разными педагогическими школами и самими педагогами.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, выдающийся немецкий педагог, развивавший идеи индивидуальности каждого ученика, и призывавший в первую очередь воспитывать в учениках людей.
Фридрих Адольф Вильгельм развивал идеи Ян Амоса Каменского, найдя для них психологическое обоснование. Он считал, что детям, прежде всего, должен быть понятен и доступен излагаемый материал, а для этого хорошо подходит принцип наглядности, обеспечивающий упрощённое восприятие знаний [4, с. 64-67].
Учебники:
Субочева, М. Л. Теория и методика обучения технологии с практикумом, учебно-методическое пособие / М. Л. Субочева, Е. А. Вахтомина, И. П. Сапего, И. В. Максимкина. – Москва : МПГУ, 2018. – 176 с.
Статьи:
Алексеева, А. А. Реализация принципа наглядности на уроках в начальной школе в условиях smart-среды / А. А. Алексеева // Региональное образование и культура: история, современность, перспективы : материалы ХІХ Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Белгородчины, Старый Оскол, 14 сентября 2018 года / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Старооскольский филиал. – Старый Оскол: РОСА, 2018. – С. 230-233.
Гайфутдинов, А. М. Наглядность как принцип обучения в истории Отечественной педагогики / А. М. Гайфутдинов, Т. В. Гайфутдинова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2018. – Т. 9, № 1-1. – С. 108-118. – DOI 10.12731/2218-7405-2018-1-108-118.
Гусейнов, А. З. Развитие принципа наглядности в истории педагогики / А. З. Гусейнов, Г. Д. Турчин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2007. – Т. 7, № 1. – С. 64-67.
Ельцов, А. В. О реализации принципа наглядности в обучении в условиях цифровизации образования / А. В. Ельцов, Л. Ф. Ельцова, М. Н. Махмудов // Человеческий капитал. – 2019. – № S12-2(132). – С. 147-153.
Ермилина, Т. Компьютерное моделирование в начальной школе / Т. Ермилина // Инновационные и традиционные технологии обучения и развития обучающихся средствами математики и информатики : материалы исследовательской работы студентов-бакалавров и учителей общеобразовательной школы. – Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2020. – С. 22-24.
Зырянова, С. А. Реализация принципа наглядности в обучении техническим дисциплинам с использованием информационно-коммуникационных технологий / С. А. Зырянова, О. А. Филимонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 11. – С. 65–72.
Исаева, М. А. Наглядность как основной дидактический принцип: историческая ретроспектива / М. А. Исаева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сборник статей по материалам XCV студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 12 ноября 2020 года. Том 11 (95). – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская академическая книга», 2020. – С. 68-72.
Предикаты принципа наглядности и качество их реализации в современной педагогике / К. Д. Чермит, А. Б. Бгуашев, К. И. Бузаров, Б. М. Берсиров // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2014. – № 4(146). – С. 90-95.
Пташкина, Г. М. Реализация принципа наглядности на уроках технологии / Г. М. Пташкина, Е. С. Трубина // Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 25–26 марта 2021 года / Под редакцией В.А. Степанова, О.В. Кузнецовой. Том Выпуск 2. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2021. – С. 112-115.
Соколова, О. С. Методика обучения учащихся работе с пищевыми продуктами в системе технологической подготовки / О. С. Соколова, В. А. Селезнев // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : сборник статей, Нижневартовск, 02–03 апреля 2019 года / Ответственный редактор Погонышев Д.А.. Том Часть 6. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – С. 370-374.
Янченко, О. В. Развитие принципа наглядности в истории педагогики / О. В. Янченко // Вопросы педагогики. – 2023. – № 4-1. – С. 108-111.