ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Изменение роли учителя начальных классов в современном образовании
1.2. Педагогические функции учителя начальных классов
1.3. Методика формирования учебной мотивации
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС
2.1. Роль и функции учителя начальных классов в повышении учебной мотивации на примере
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что младшем школьном возрасте учитель является для ребенка образцом поведения, суждений и оценок. От педагога в решающей степени зависит принятие учеником своей позиции, мотивация учебной деятельности и самооценка. Иными словами, развитие младших школьников и их будущая успешность зависят от того, насколько сами учителя понимают комплекс задач, стоящих как перед ними, так и перед их учениками.
В настоящее время, в соответствии с концепцией модернизации российского образования, основные усилия учителя начальных классов направлены на формирование у ребенка стремления к учебной деятельности и неудержимой мотивации к обучению. Приобретение знаний и умений невозможно без трудоемкой, вдумчивой ежедневной работы, поэтому так значима работа педагога, направленная на освоение младшими школьниками социальной роли ученика. [10].
Одна из главных задач учителя начальной школы – формирование интереса к учебе. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для новых знаний. Учитель должен научить радоваться открытиям, стимулировать интерес к предмету и развивать познавательный интерес. Особое внимание следует уделять индивидуализации обучения. Поскольку у каждого ребенка свои способности, темпы развития и потребности, задача учителя – создать условия для успешного развития каждого ребенка.
Для учителя важно уметь создавать атмосферу доверия и уважения, в которой каждый ребенок чувствует свою значимость и ценность. Тем самым создаются условия для формирования позитивного отношения к образованию и общению.
Осознание роли учителя начальных классов в формировании знаний, стимулировании интереса к учебе и социализации детей и потребность в четком определении его функций в современном образовании определили тему исследования: роль и функции учителя начальных классов в повышении учебной мотивации.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Шкуркина В.И. и др). Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности
Методологическая база исследования
Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы повлияли на выбор темы исследования.
Объект исследования – процесс формирования учебной мотивации.
Предмет исследования – совокупность приемов, направленных на формирование положительной мотивации к учебной деятельности.
Цель работы – охарактеризовать и проанализировать процесс формирования учебной мотивации учителем начальных классов в современном образовании, описать педагогические приемы, которые будут способствовать формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: выполнить анализ ФГОС НОО, ФРП, ПРОФ. стандандарт и изучить систему приемов и упражнений, способствующих формированию мотивации к учебной деятельности.
Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Изменение роли учителя начальных классов в современном образовании
Роль и ответственность учителя на уроке всегда была одной из главных, но в условиях введения ФГОС НОО эта ответственность значительно возросла. Ранее учитель был основным "коммуникатором" или "источником" информации для учеников. В соответствии с новыми образовательными стандартами роль учителя заключается не в передаче знаний в готовом виде, а в создании условий для самостоятельного приобретения знаний детьми в процессе познавательной и исследовательской деятельности, в ходе работы над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Сегодня обучение рассматривается не как простая передача знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество учителя и ученика в процессе приобретения знаний и решения задач, т.е. деловое сотрудничество. Исходя из этого, меняются задачи учителя:
- Учебный план составляется учителем самостоятельно или группой учителей или специалистов на основе примерных или авторских учебных планов на один учебный год для каждого класса.
- выявление и выбор путей и средств формирования универсальных учебных действий учащихся (анализ учебников, пособий и тетрадей с заданиями, выбор систем заданий),
- разработка (подбор) контрольных материалов, обработка результатов диагностической и обобщающей работы
- выбор и освоение таких методик обучения, как ситуационное обучение, проектные задания, творческие работы, конкурсные выступления, проектные методы обучения и т.д.,
- разработка программы развития и обучения класса ("плана учебной деятельности на учебный год");
- внедрение новых форм накопительной оценки (портфолио) по внеурочной деятельности и т.д.
Видоизменяется урок и конспект урока, сейчас это «технологическая карта учебного занятия», где для каждого этапа, прописываются формируемые УУД, какие планируются результаты. Технологическая карта включает в себя: этапы урока, формируемые универсальные учебные действия, деятельность учителя, деятельность учащихся, рефлексия. Форма технологической карты разрабатывается предметными методическими объединениями школ, в соответствии с ФГОС НОО. Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.
На современном уроке на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметной стандартизации. Проектирование урока начинается с целеполагания - а это преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к результатам обучающихся, на практике это выглядит следующим образом. Учителю необходимо отследить на каком этапе и как просматриваются требования к личностным, предметным, надпредметным результатам, как реализуются условия деятельностного подхода. Реализуется это следующим образом: