Курсовая работа|Конфликтология

Связь уровня эмпатии личности и стратегии поведения в конфликте

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 48

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ ЛИЧНОСТИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

1.1 Эмпатия как психологический феномен

1.2 Характеристика стратегий поведения в конфликте

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ ЛИЧНОСТИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

2.1. Организация и методы исследования

2.2.Анализ и интерпретация полученных данных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Актуальность исследования. Эмпатия основана на интуиции и эмоциональной отзывчивости, но рациональное восприятие другого человека играет важную роль. Эмпатией можно назвать способность выражать свое понимание эмоционального состояния или точки зрения собеседника, не прибегая к конкретным вопросам. Позитивное отношение к другому человеку не исключает негативной реакции субъекта на то, что чувствует и переживает в данный момент его партнер по общению. Кроме того, испытывая сочувствие к другому, субъект может оставаться эмоционально нейтральным.

Эмпатия - один из механизмов регуляции межличностных конфликтов. Межличностный конфликт-это форма межгрупповых и межличностных отношений, порожденная внутренними противоречиями и противоречиями со средой и выражающаяся в субъективных явлениях взаимного восприятия людей, принятия и возложения ответственности за возникновение и разрешение конфликтной ситуации. Эмпатия выступает как состояние, определяющее выбор действий в конфликтной ситуации и тем самым определяющее развитие конфликта. Рефлексивно-эмпатическая позиция участников конфликта обеспечивает децентрализацию в отношениях, что позволяет смотреть на конфликтные ситуации, не сосредоточиваясь только на собственных взглядах. Эмпатия рассматривается как механизм, с помощью которого формируется вера в ценность другого человека, готовность относиться к нему положительно. Таким образом, эмпатия играет важную роль в конфликтных взаимодействиях и является механизмом управления конфликтами.

Отражение переживаний, чувств, эмоций в психике другого человека связано с феноменом эмпатии. Анализ исследований проблемы эмпатии позволяет выделить ряд направлений и подходов к определению ее содержания, функций и структуры.

Проблема исследования: необходимость установления взаимосвязи эмпатии и конфликтности.

Цель исследования: изучить связь между уровнем эмпатии и стратегией поведения в конфликте.

Объект исследования: эмпатические личностные способности.

Предмет исследования: связь уровня эмпатии и стратегии конфликтного поведения.

Гипотеза исследования: предполагается, что существует связь между уровнем эмпатии и конфликтной стратегией поведения, а именно: высокий уровень эмпатии способствует выбору конструктивных стратегий поведения в конфликте (компромисс, сотрудничество), низкий уровень эмпатии является основой выбора деструктивных стратегий поведения в конфликте (избегание, адаптация, соперничество).

Задачи исследования:

1. Рассмотреть эмпатию как психологический феномен;

2. Дать характеристику стратегиям поведения в конфликте;

3. Провести эмпирическое исследование на выявление взаимосвязи уровня эмпатии и конфликтности;

4. Проанализировать результаты исследования и выявить взаимосвязь между уровнем эмпатии и стратегией поведения в конфликте;

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, опрос, эмпирические методы исследования, методы количественного анализа данных.

Методики исследования:

Диагностика уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко).

Тест на поведение в конфликтной ситуации, TKI (Томас-Килманн).

Метод ранговой корреляции Кендалла.

База и выборка исследования: НИУ «БелГУ», педагогический институт, факультет психологии. В исследовании приняли участие студенты второго курса факультета психологии.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ ЛИЧНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

1.1. Эмпатия как психологический феномен

 Эмпатия, сопереживание и альтруистические мотивы всегда были предметом морально-этических рассуждений и психологических исследованиях. Эта проблема изучается с XVII века, когда философская мысль начала расцветать. Вообще изучением подобных проблем тогда занимались некоторые отрасли философии, такие как этика и эстетика, а понятие «эмпатия» впервые ввел Э. Титченер в 1909 году, обобщивший в термин философские теории того времени.

Автор перевел немецкое слово "einfuhlung" -  «чувствовать», которое в эстетике описывало процесс постижения произведений искусства, объектов природы, склонность наблюдателя отождествлять себя с наблюдаемым объектом, являющимся причиной переживания красоты.

Е. С. Гончаренко предложил следующее определение феномена эмпатии: «под эмпатией мы подразумеваем сложное многоуровневое личностное образование, структура которого представляет собой совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик личности, заключающихся в понимании эмоционального состояния, проникновении в чувства другого» [7].

Первое направление основано на подходах авторов, придерживающихся чисто эмоциональной интерпретации феномена эмпатии (Т. Липпс, А. Шопенгауэр, Г.Салливен, М. Шелер, и др.).

При определении эмпатии представителей второго направления общей точкой является отождествление с партнером-аффективным, когнитивным или на уровне социального поведения (Д. Мид, С. Маркус и П. Даймонд).

Представители третьего направления дополняют представление об аффективно-познавательной природе эмпатии введением элемента коммуникации (Майерс К.Д, Петровский В. П. Роджерс К.,  Стрелкова Л.В., Юсупов И.М,).

Четвертое направление в изучении эмпатии, члены которого вводят термин «конгруэнтная эмпатия»  (Е.Н. Козлова, JI.B. Веденеева, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.) и выражает полную способность всегда проявлять эмпатическое понимание партнера в речи или действии. Гибкость перехода от состояния понимания партнера к выражению своих реальных чувств, в том числе негативных, без потери общего положительного принятия партнера.

По мере того как индивид все больше осознает себя, свою уникальность, он становится более чувствительным и способным принимать уникальность и индивидуальность других. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из главных признаков (Э. Фромм, А. Адлер, Д. Келли, А. Маслоу)

Процесс межличностных отношений невозможен без внутреннего конфликта, который предстает как неизбежная составляющая коммуникативных межличностных отношений.

О. Симонова, отмечает: «сегодня наблюдается резкое увеличение аффективных, тревожных и депрессивных расстройств. Как отмечают многие исследователи, именно эмоциональная сфера становится наиболее патогенной областью в современной культуре из-за потери внутреннего равновесия, характерного для психического здоровья человека» [15].

Состояние тревоги и тревожности, эти психологические схемы внутриличностного конфликта имеющие и внешнее проявление в виде межличностных конфликтов.

Достижение максимальной внутренней согласованности имеет решающее значение для развития личности (З.И. Рябикина, Ф.Е. Василюк, Б.С. Братусь, В.П. Бедерханова ).[6]

Н.Эпштейн  и А. Меграбян считают эмпатию главным личностным детерминантом помогающего поведения.

Эмпатия может быть фактором, останавливающим внутриличностные и межличностные конфликты. Изучение роли эмпатии в регуляции поведения, психологической совместимости людей в совместной деятельности, а именно в связи с внутренним конфликтом - одна из мало изученных психологических проблем. Изучение этого отношения особенно актуально в отношении ранней зрелости [23].

Б. Г. Ананьев по вопросу возрастной категоризации сказал: «не менее сложно объективное определение «начала» личности, субъекта и гетерохронности всех этих состояний человеческого становления, определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно эти трудности привели в современной психологической литературе к замене понятия «зрелость» понятием «взрослость», чтобы избежать многих осложнений, которые иногда считаются непреодолимыми» [6, 3].

А. В. Пищелко: «доминирующая внутренняя эмоциональная жизнь оказывает влияние на предпочтение конфликтному типу поведения» [9, с.3].

Исходя из анализа теории и практики, следует предположить, что эмпатия может быть фактором, ослабляющим беспокойство и тревожность, как внутриличностные, так и межличностные конфликты. Однако изучение роли эмпатии в регуляции поведения, психологической совместимости людей в совместной деятельности, в том числе в отношении внутренних конфликтов, является одной из мало изученных психологических проблем [27].

Вопрос о эмпатии как способности человека к сопереживанию, состраданию, способности поставить себя на место другого широко изучался зарубежными и отечественными психологами, такими как - И.М. Юсупов,  К. Роджерс ,З. Фрейд, Т. Липпс и др.

В контексте большого теоретического и практического значения особенно проблематичен, как отмечает Т. Д. Карягина, высокий уровень неоднозначности, неопределенности понятия эмпатии, ее типов, механизмов и т.д.[7].

В последние годы зарубежная и отечественная психология вызвала растущий интерес к проблеме эмпатии. В нашей стране, по мнению автора, рост числа исследований эмпатии носит преимущественно количественный характер, вероятно, вызванный оживлением научных процессов в целом после кризиса 90 - х годов.

Первое понятие эмпатии сформулировал немецкий психолог Теодор Липпс в 1885 году. Автор рассматривал эмпатию как особый психический акт, при котором человек воспринимает объект и проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом положительные или отрицательные эстетические переживания.

Категория эмпатии занимает важное место в концептуальном аппарате психоанализа. Кроме того, эмпатия является центральной категорией ряда других областей консультирования и психотерапии: например, она основана на личностно-ориентированном подходе к психотерапии [21].

Эмпатия помогает клиенту установить контакт с терапевтом и укрепить доверие к терапевтическим отношениям. Автор также отмечает, что эмпатия способствует развитию самопринятия клиента, преодолению чувства неполноценности, отчужденности, повышению уверенности в себе. Наконец, эмпатия способствует процессам обработки информации клиентом путем облегчения и поиска решений его переживаний.

Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2011. – 551 с.

Белкин А.С. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, И.С. Зимина. – Екатеринбург: "ГЛАГОЛЪ", 2007. – 96 с.

Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности: учеб. пособие / Л.И. Божович, под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: АСТ, 2010. – 322 с.

Бойко Е.И. Время реакций человека. – М., 1964. – 254с.

Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (Исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопросы психологии. 1975. №2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41211179 (дата обращения: 08.12.2020).

Гарипова А.В. Уровень эмпатических способностей личности, как условие оптимизации межличностных конфликтов в студенческой группе // Форум молодёжной науки. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-empaticheskih-sposobnostey-lichnosti-kak-uslovie-optimizatsii-mezhlichnostnyh-konfliktov-v-studencheskoy-gruppe (дата обращения: 08.12.2020).

Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. №4. С. – 61-68.

Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / И.В. Дубровина. – М.: Издат. центр "Академия", 2010. – 368 с.

Всего 30 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конфликтология
2017 год 49 стр.
Курсовая Управление конфликтами в организации
Svetlana
Курсовая работа Конфликтология
2017 год 66 стр.
Курсовая Управление конфликтами на примере организации
Telesammit
Курсовая работа Конфликтология
2013 год 54 стр.
Курсовая Механизм урегулирования конфликта
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское