ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ УРОКОВ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Разработка содержания уроков на тему «Отечественная война 1812 года» с использованием художественных произведений
2.2 Варианты заданий по курсу всеобщей истории с использованием художественных произведений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Так, в обобщающих работах А. А. Вагина , В. В. Шогана рассматриваются вопросы, связанные с использованием художественной литературы на уроках истории, они дают классификацию печатных средств обучения, перечисляют признаки, по которым их можно различать, приводят примеры для обеих групп произведений. Методист П. И. Паршаченко выделяет признаки, которые помогут при отборе литературы для уроков истории по тем, или иным темам.
Из современных изданий следует отметить обобщающую работу М. Т. Студеникина . В ней автор очень подробно освещает вопросы использования художественных произведений в обучении истории. В частности, в работе содержится информация о классификации произведений: исторические источники и историческая беллетристика. Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова в своей работе сосредотачивают особое внимание на рассмотрении приемов развития познавательных возможностей учащихся в обучении истории, а так же предлагают несколько специфических приемов работы на уроке, в частности с использованием художественного произведения.
Таким образом, актуальность работы обусловлена важностью художественной литературы для познания истории школьниками.
Цель работы: работы: выяснить возможности использования художественной литературы в обучении истории и разработать урок с использованием художественной литературы.
Задачи:
1) выявить образовательный потенциал художественной литературы на уроках истории;
2) охарактеризовать приемы обучения при использовании художественной литературы в обучении истории;
3) разработать содержание уроков на тему «Отечественная война 1812 года» с использованием художественных произведений;
4) разработать задания по истории (7 класс) с использованием художественных произведений.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 9.
2. Басни И. А. Крылова об Отечественной войне 1812 года [Электронный ресурс]. URL: http: // literatura5.narod.ru/krulov_vojna_1812.html (дата обращения: 10.03.2018).
3. Беляев Ю. За отчизну раны святы / Ю. Беляев // И славили отчизну меч и слово. М.: Современник, 1987. 686 с.
4. Боголюбов Л. Н. Методика преподавания в школе. М.: Владос, 2002. 304 с.
5. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. М.: Просвещение, 1972. 434 с.
6. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока [Электронный ресурс] / А. А. Вагин. URL: https://www.twirpx.com/file/1865062/ (дата обращения: 10.03.2018).
7. Вяземский Е. Е. Теория и методика преподавания истории. М.: Владос, 2004. 384 с.
8. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 1999. 175 с.
9. Глинка Ф. Н. Военная песнь [Электронный ресурс] / Ф. Н. Глинка. URL: http://www.warstar.info/1812/glinka_voennaja_pesn.html (дата обращения: 10.03.2018).
10. Дергачева Н. С. Использование художественной литературы на уроках истории в средней школе / Н. С. Дергачева // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26 ноября 2015 г. / Е. Е. Вяземский [и др.]. М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. С. 72-76.
11. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории. М.: Владос, 2000. 126 с.
12. Крылов И. А. Волк на псарне [Электронный ресурс] / И. А. Крылов. URL: http://verses.skvalex.com/verse/6385.html (дата обращения: 10.03.2018).
13. Крылов И. А. Ворона и курица [Электронный ресурс] / И. А. Крылов. URL: http://poetrylibrary.ru/stixiya/kogda-smolenskij-knyaz.html (дата обращения: 10.03.2018).
14. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Издание второе, исправленное. М.: МГАУ, 2002. 120 с.
15. Нефедов С. А. История Нового времени. Эпоха Возрождения. М.: Владос, 1996. 420 с.
16. Паршаченко П. И. Художественная литература на уроках истории / П. И. Паршаченко // Преподавание истории в школе. 1992. № 5-6. С. 16-19.
17. Рыжаков М. В. Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования. Том 1. Часть 1: Гуманитарное образование до середины ХХ века. М.: СПб.: Нестор-История, 2014. 128 с.
18. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
19. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студенкин. М.: Владос, 2000. 240 с.
20. Цирульников А. М. Новая и Новейшая история. Большая серия знаний. М.: Просвещение, 2005. 128 с.
21. Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования / В. В. Шоган. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 475 с.