Введение
§1. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей. Тьюторское сопровождение в МОУ ДО ДДЮ «Алые паруса»
§2. Анализ организации воспитательной работы
§3. Опытно-поисковая работа по организации воспитательной работы
§4. Методические рекомендации по организации воспитательной работы
Заключение
Список использованной литературы
В последнее время дополнительное образование активно развивается как вариативный компонент учебного плана общеобразовательных школ, детских садов и других учреждений образования. Основное назначение учреждений дополнительного образования детей – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Реализовывать это назначение в полной мере позволяют особенности учреждений дополнительного образования, которые отличают их от других типов образовательных учреждений.
Система дополнительного образования для детей – это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующей формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.
Важнейшей функцией дополнительного образования является воспитательная. Воспитание рассматривается в современной учебной литературе как социальное взаимодействие между педагогом и обучаемым, направленное на сознательное овладение социальным и духовным опытом, формирование социально значимых ценностей и социально приемлемого поведения воспитанников. Воспитание – это длительный и непрерывный процесс, результаты которого имеют отсроченный характер и не могут быть жестко заданы заранее.
Цель – изучить систему воспитательной работы учреждения дополнительного образования детей.
Объект – дети.
Предмет - Система воспитательной работы учреждения дополнительного образования детей.
Задачи:
- Изучить особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей. Изучить тьюторское сопровождение на примере МОУ ДО ДДЮ «Алые паруса»;
- Провести анализ организации воспитательной работы в МОУ ДО ДДЮ «Алые паруса»;
- Провести опытно-поисковая работа по организации воспитательной работы в МОУ ДО ДДЮ «Алые паруса»;
- Дать методические рекомендации по организации воспитательной работы.
§1. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей. Тьюторское сопровождение в МОУ ДО ДДЮ «Алые паруса»
Современное воспитание подразумевает управление процессом развития личности через создание благоприятных условий. В этом деле особую значимость имеет система дополнительного образования детей, предоставляющая широкие возможности для эффективного воспитания и социализации подрастающего поколения. Рассматриваемая система объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка, расширяя пространство для выражения творческой и познавательной активности, а также для проявления личностных качеств, которые не всегда находят применение в основном образовании [1].
Современная педагогическая литература рассматривает воспитание как социальное взаимодействие между педагогом и воспитанником, нацеленное на осознанное освоение детьми социального и духовного опыта, формирование у них ценностей и усвоение социально приемлемых норм поведения. Система дополнительного образования играет важную роль в моделировании и реализации разнообразных воспитательных методик. Она позволяет детям развивать свои способности и демонстрировать личностные качества, которые иногда не находят проявления в основном образовании [2].
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 года о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся)[13].
Воспитательная работа – это воспитательная деятельность, направленная на организацию образовательной среды и управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Педагогическая и воспитательная деятельность по большому счету представляют собой идентичные понятия. Такое понимание взаимосвязи между воспитательной работой и преподаванием подчеркивает важность тезиса о единстве воспитания и обучения [5].
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательный компонент в частности нельзя рассматривать как процесс, который закрывает пробелы в семейном воспитании и учебных заведениях разных уровней и типов.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает позитивный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности [6].
И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.
Сухомлинский писал: «Я глубоко убежден, что процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя с воспитанниками - в единстве идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний» [8].
Все это говорит о здоровьесберегающем и здоровьесозидающем образовании учащихся.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
Профессор Л.Г. Татарникова отмечает: «Критерием эффективности жизнедеятельности ребенка является не поведение, а реальное увеличение количества здоровья, приобретенного в процессе развития» [11].
Цель воспитательной работы в организациях дополнительного образования: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально – мобильной, востребованной в современном обществе.