Введение
Глава 1. Теоретические основы смешанного обучения
1.1 Предпосылки разработки модели смешанного обучения в условиях цифровизации иноязычного образования
1.2. Смешанное обучение: сущность, классификация
Глава 2. Методика развития речевой компетенции обучающихся в рамках модели смешанного обучения
2.1 Возможности развития речевой компетенции младших школьников на основе смешанного обучения
2.2. Технология развития у школьников умений говорения посредством смешанного обучения
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования обусловлена исключительной важностью развития речевой компетенции как умения осуществлять межкультурное общение в различных форматах на основе цифровых технологий в рамках смешанного обучения в условиях глобализации всех сфер человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Доступность обучения в данном контексте имеет первостепенное значение в том числе в связи с возможностями, предоставляемыми информационными технологиями. Концепция современного образования воплощена в новых стандартах образования, а именно в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Современная система образования ориентирована в большей степени не на содержание образования, а на результаты деятельности и требования к этим результатам. Использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые позволят сформировать умение у учащихся самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы и делать вывод. Педагог призван решать проблемы, связанные с развитием у учащихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития, что предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Одним из наиболее эффективных подходов в решении целей начального образования является системно-деятельностный подход. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной практической деятельности. Задача педагога заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать практическую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы занятия и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает учащихся к поиску возможностей других решений и развитию ситуации на новом уровне.
Модель смешанного обучения обладает определенной степенью гибкости в отношении средств обучения, однако использование подобной модели также может оказывать значительное влияние на содержание обучения, субъектно-субъектные отношения учителя и обучающихся, интенсивность учебного процесса.
Цель исследования: рассмотреть возможности реализации технологии смешанного обучения на уроках иностранного языка в начальных классах.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть предпосылки разработки модели смешанного обучения в условиях цифровизации иноязычного образования;
Изучить сущность и классификацию смешанного обучения;
Определить возможности развития речевой компетенции младших школьников на основе смешанного обучения;
Проанализировать технологию развития у школьников умений говорения посредством виртуальной экскурсии.
Объект исследования: смешанное обучение.
Предмет исследования: применение технологии смешанного обучения на уроках иностранного языка в начальной школе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы смешанного обучения
1.1 Предпосылки разработки модели смешанного обучения в условиях цифровизации иноязычного образования
В наше время сеть Интернет стала одной из форм человеческой культуры и важнейшей частью социального взаимодействия.
Такие понятия как «информатизация» и «компьютеризация» сегодня заменяются понятием «цифровизация». Цифровизация, по определению О. Н. Томюк и М. А. Дьячковой – «это современный эффективный общемировой тренд развития экономики и общества, основанный на преобразовании информации в цифровую форму, что приводит к повышению эффективности экономики, улучшению качества жизни человека (мобильность, доступность, комфортность)»[1].
Данное явление не обходит стороной и сферу образования. Колоссальное нарастание объемов, общедоступность и скорость получения и обмена знаниями также изменили стиль познания современного человека. Мы являемся свидетелями образовательного перехода: от передачи знания к формированию и непрерывному обновлению компетенций, от непрерывного образования к непрерывному личностному развитию человека на протяжении всей жизни (его ценностно-смысловой сферы, отношений с миром и другими людьми, понимания трендов развития общества и технологий, готовности к этим переменам), от образования для всех к персонализированному образованию для каждого с учетом возможностей, способностей и интересов обучающихся. Все это создало предпосылки наступления новой эпохи – эпохи цифрового образования, стремительно формирующейся на наших глазах.
Таким образом можно сказать, что одним из самых приоритетных направлений образовательной политики страны является цифровизация общего образования. Данное направление развивается через понимание значимости цифровых ресурсов в обеспечении непрерывности, доступности и качества образования. Такие платформы как Coursera, SkillShare, KhanAcademy, Edx, Универсариум, Лекториум и т.д. не только могут конкурировать с традиционной формой обучения, они также вызывают необходимость изменения и адаптирования существующих форм и методов учебно-воспитательной деятельности, а также организации образовательного процесса.
Факторами, порождающими потребность в построении цифрового образовательного процесса профессионального образования и обучения, выступают три тенденции, характеризующие становление цифрового общества:
- цифровая экономика и порождаемые ею новые требования к кадрам;
- новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней;
- цифровое поколение (новое поколения обучающихся, имеющее особые социально-психологические характеристики)[2].
Согласно И.В. Роберт[3] для применения средств ИКТ в образовательной сфере, необходима реализация их возможностей, что в свою очередь предполагает достижение следующих педагогических целей:
- Развитие личности обучающихся, их подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации;
- Реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества;
- Интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования.
Из всего вышесказанного можно заключить, что целесообразность использования цифровых технологий в обучении основывается на их дидактических свойствах и функциях в учебном процессе и на наличии методических разработок для данного сервиса. Здесь также необходимо отметить, что дидактические возможности ИКТ играют одну из основных ролей для развития процесса интеллектуализации деятельности субъектов обучения.
Подобный процесс обладает не только необходимыми характеристиками для поддержки интеграционных тенденций процесса познания предметных областей, но также достаточными свойствами для сочетания подобных закономерностей с социальной, информационной и даже экологической средами. По словам М.С. Медведевой[4], именно данное сочетание при взаимодействии с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения обеспечивает синергизм педагогического воздействия.
Clayton M. Christensen, Michael B. Horn, and Heather Staker. Is K12 Blended Learning Disruptive? An introduction of the theory of Hybrids. The Clayton Christensen Institute, 2013
Friesen N. Defining Blended Learning [Электронный ресурс] / N. Friesen, 2012. - Режим доступа: https://www.normfriesen.info/papers/Defining_Blended_Learning_NF.pdf
Marsh D. Blended Learning, Creating Learning Opportunities for Language Learners. - New York: Cambridge University Press, 2012
Андреева Н.В. Практика смешанного обучения: история одного эксперимента // Психологическая наука и образование. 2018
Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди, 2016
Андреева, Н. В. Педагогика эффективного смешанного обучения/ Н. В. Андреева // Современная зарубежная психология. - 2020.- Том 9.- № 3. - C. 8—20.
Блинов, В. И. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 5. - С. 44-64.
Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие / М.А. Бовтенко. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2005
Горохова, Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности / Ю. В. Горохова, И. В. Горохова // Молодой ученый. - 2017. - № 3 (137). - С. 540-54.
Даутова, О. Б. Массовый формат смешанного обучения как движение к цифровой трансформации образования / О. Б. Даутова, Е. Ю. Игнатьева, О. Н. Шилова // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - Вып. 3 (31).
Демьяненко Н.В. Смешанное обучение как эффективная форма работы со студентами технического профиля при изучении английского языка (на примере физико-технического института ТПУ) / Н.В. Демьяненко, Я.В. Ермакова // Приволжский научный вестник. - 2014. - №12-1. - С. 119-126
Долгова Т.В. 1. Смешанное обучение – инновация XXI века // Информационно-публицистический образовательный журнал. 2017. № 5. С. 2–8
Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык): автореф. дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.02 / М.Г. Евдокимова. – М, 2007
Куркан, Н. В. Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования / Н. В. Куркан. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 488-491.
Кучманова, Е. Г. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода / Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова. // Актуальные вопросы современной педагогики — 2015 - Уфа - С. 10-13.
Любомирская Н. В. Научная статья по теме «Методические рекомендации по введению моделей смешанного обучения в практику организации учебного процесса», 2019.
Манукян Л.А. Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения / Л.А Манукян // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2018. - №12. - С. 212-217
Медведева, М. С. Формирование готовности будущего учителя к работе в условиях смешанного обучения : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / М.С. Медведева. – Нижний Новгород, 2015
Панич Н.В. Смешанное обучение: анализ трактовок понятия / Н.В. Панич, Г.И. Рубцов // Отечественная и зарубежная педагогика, - М.: - 2016. - №5(32). - С. 102-108
Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат [и др.] 3-е изд. – М.: Юрайт, 2020.
Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика: учеб. пособие; Московский гос. лингвистический ун-т / Р.К. Потапова - Изд. 6-е. Москва: ЛЕНАНД, 2016
Решетникова В. Смешанное обучение в языковом классе / В. Решетникова // West-east. - 2019. - №1. - С. 143-147
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернеттехнологий : учебно-методическое пособие. - М.: Глосса-Пресс, 2010. -
Троицкая Т.Б. Проблемы организации смешанного обучения (blended learning) в преподавании немецкого языка // Вековая история как фундамент дальнейшего развития (100-летнему юбилею РГУ имени С. А. Есенина посвящается) : материалы научно-практической конференции преподавателей РГУ имени С. А. Есенина по итогам 2014/15 учебного года / отв. ред. М. Н. Махмудов ; Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. 2015. С. 471–475
Утёмов В.В. Межпредметная технология смешанного обучения в школьном образовании / В.В. Утёмов, П.В. Горев // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2018. - №4. - С. 1-11