Введение
Глава 1. Теоретические основы учебно-исследовательской деятельности младшего школьника
1.1 Учебно-исследовательская деятельность: понятие и особенности
1.2 Развитие исследовательских умений младшего школьника в процессе обучения окружающему миру
1.3 Развитие исследовательских умений младшего школьника в ходе проектной деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2. Содержание и результаты опытно-практической работы по развитию исследовательских умений младшего школьника
2.1 Определение первичного уровня развития исследовательских умений у младших школьников
2.2 Организация учебно-исследовательской деятельности по развитию у младших школьников исследовательских умений в процессе обучения окружающему миру в начальной школе
2.3. Анализ результатов опытно-педагогической работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
В современных условиях возрос интерес к личности, обладающей навыками исследовательского характера, способной к самореализации, созданию нового продукта или творческому преобразованию уже имеющихся знаний.
Роль учителя в формировании положительного отношения к изменяющемуся миру и развитии активного познавательного отношения к действительности состоит в том, что ему необходимо работать с методами обучения, обоснование которых лежит в деятельностном подходе. В качестве одного из таких методов можно выделить исследовательскую деятельность учащихся.
Создание условий для развития исследовательских умений у младших школьников можно выделить как одну из важнейших задач обучения в начальной школе. Ценность исследовательского отношения трудно переоценить: открытие и реализацию своих способностей, и возможность достойно существовать в мире можно достичь через поиск новой информации, знаний, новых способов мышления и поведения и т.д., что реализуется на этапе исследовательской деятельности. Исходя их этого, актуальным становится вопрос о том, как создать для младших школьников с разными способностями и уровнями познавательного развития такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у них исследовательского отношения к окружающему миру, самому себе, становлению исследовательской позиции.
В психолого-педагогических трудах отечественных педагогов, таких как Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др., а также зарубежных (А.Дистервег, Дж.Дьюи, Я.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) можно найти вопросы по организации исследовательской деятельности младших школьников. В отечественной психологии существует богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей: изучением занимались П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Н.Ф.Талызина и т.д. А.М.Матюшкин, И.А.Зимняя подчёркивали значимость исследовательской деятельности в начальной школе; А.И. Савенков описывал психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности.
Опираясь на вышеуказанные научные труды, педагоги, применяющие в своей работе инновационные методы, в практике обучения используют возможности исследовательской деятельности младших школьников. Однако, при значительной теоретической разработанности, в педагогике проблема организации исследовательской деятельности младших школьников остается актуальной. Практический материал, включающий в себя конкретные методики развития исследовательских умений младшего школьника, представлен незначительно. Этот факт обусловил выбор темы выпускной квалификационной работы.
Проблема исследования: выявление условий эффективного развития исследовательских умений младшего школьника в процессе обучения окружающему миру в начальной школе.
Цель исследования: определить условия эффективного развития исследовательских умений младшего школьника в процессе обучения окружающему миру в начальной школе.
Объект исследования: развитие исследовательских умений младшего школьника.
Предмет исследования: развитие исследовательских умений младшего школьника в процессе обучения окружающему миру в начальной школе.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть понятие и особенности учебно-исследовательской деятельности;
Изучить вопросы развития исследовательских умений младшего школьника в процессе обучения окружающему миру;
Определить особенности развития исследовательских умений младшего школьника в ходе проектной деятельности;
Провести опытно-практическую работу по развитию исследовательских умений младшего школьника и сделать выводы.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого- педагогической литературы; практические: обработка, анализ и обобщение полученных экспериментальных данных;
Эмпирические: педагогический эксперимент.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.