ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.2 Особенности формирования когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
1.3. Технологии формирования когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИе КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Выявление уровня сформированности когнитивных процессов детей
2.2 Формирование когнитивных процессов у детей
2.3. Анализ эффективности проведенной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
На данный момент все больше возрастает актуальность проблемы формирования когнитивных процессов у детей с различными нарушениями речи. Особую актуальность приобретает данная проблема среди психологов, логопедов, и педагогов. Так, все больше и больше появляется таких детей с различными нарушениями речи. Данные нарушения могут возникнуть по разным причинам: тяжелые роды, задержка развития, перенесенные болезни в раннем возрасте. Когнитивная сфера охватывает всю человеческую деятельность и начинает формироваться с первых месяцев жизни, поэтому когнитивные нарушения у детей очень важно выявить как можно раньше. Так, по мнению некоторых исследователей в данной области, задержка одного из компонентов когнитивных процессов (мышления или речи) у ребенка может вызвать задержку всего развития или даже его остановку. Так, по данным Минздрава РФ на 2018 год, распространенность речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в разных регионах нашей страны колеблется от 35,7% от общего числа детей.
Особая роль в формировании когнитивных процессов приходится на 6 -7 лет. Так, именно в этом возрасте дети начинают задавать вопросы, интересуются окружающим миром. Обогащается внутренний мир ребенка, появляются новые чувства, например, нравственные, и эмоции. Кроме того, активно развивается воображение, происходит овладение формами восприятия и мышления, к 7 годам развивается и произвольное внимание. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.
Однако, не многие родители понимают всю важность формирования когнитивных процессов для своего ребенка. Так, некоторые родители считают, что их ребенок рассеянный, поэтому он не такой внимательный. В реальности же причина может скрываться в недостаточном развитии внимания, его мышления у ребенка с нарушениями речи. В случае, когда родители и педагоги знают, что происходят с детьми с нарушениями речи, то им проще работать с этими детьми. Педагоги могут осуществлять коррекционную программу для ребенка, а родители помогать в этом.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: увеличение количества детей с различными нарушениями речи, но недостаточная сформированность знаний родителей и педагогов о формировании когнитивных процессов. Мы в нашей работе рассмотрим формирование когнитивных процессов у детей 6 -7 лет, имеющими речевые нарушения, на примере особенностей мышления и внимания.
Анализ литературы свидетельствует о том, что на сегодняшний день интерес к проблеме формирования когнитивных процессов детей с речевыми нарушениями увеличивается. Немалый вклад в изучение данного явления внесли И.Т. Власенко, Т.Б. Филичева, Г.А. Чиркина, Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо.
Цель исследования: когнитивные процессы у детей 6-7 лет, имеющих речевые нарушения.
Объект исследования: особенности когнитивных процессов у детей 6 – 7 лет, имеющих речевые нарушения
Предмет исследования: процесс разработки технологии формирования когнитивных процессов у детей 6 -7 лет с речевыми нарушениями.
Гипотеза исследования: Формирование когнитивных процессов у детей 6 -7 лет с речевыми нарушениями будет происходить наиболее успешно при соблюдении педагогических условий. А именно:
Проведение комплекса коррекционно – развивающих упражнений.
Использование технологий формирования когнитивных процессов у детей 6 -7 лет с речевыми нарушениями.
Поддержание благоприятного эмоционального климата при проведении системы занятий.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы проблемы формирования когнитивных процессов у детей 6 – 7 лет с речевыми нарушениями.
Выявить особенности мышления и внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Разработать технологию формирования когнитивных процессов, (на примере мышления и внимания) детей 6-7 лет, имеющих нарушения речи
Проверить эффективность проведенной работы.
Методологической основой исследования являлись ведущие принципы – системности, единства теории и практики, а также общепсихологические принципы единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев П. Я. Гальперин), принцип развития (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). А также были использованы принцип единства диагностики и коррекции, принцип учёта психофизического состояния ребенка при определении объёма и характера проводимой с ним работы, принцип психологической комфортности.
Исследование опирается на работы ученых по проблемам возрастных особенностей дошкольников (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), в том числе по проблемам формирования когнитивных процессов детей с речевыми нарушениями (И.Т. Власенко, Т.Б. Филичева, Г.А. Чиркина).
Методы исследования:
Теоретический: анализ литературы по теме исследования, сравнение и обобщение эмпирических и теоретических данных, наблюдение.
Эмпирические: эксперимент.
Диагностические методы: методика «Домик», таблицы Шульте, методика на выявление особенностей мышления «Четвертый лишний».
Статистические методы: методы элементарной математической статистики (процентная доля).
Исследование состояло из нескольких этапов: подготовительного – анализа литературных источников по проблеме исследования, определение целей и задач работы, а также формулировки гипотезы; основного – теоретического и эмпирического исследования, обработки данных; заключительного – анализа результатов исследования.
База исследования: д\с № 1088 при школе ГБОУ 2120 г. Москва. Выборку исследования составили 20 детей 6 -7 лет с различными речевыми нарушениями.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы в практике работы психологов, педагогов. Разработанные нами технологии формирования когнитивных процессов, (на примере мышления и внимания) детей 6-7 лет, имеющих нарушения речи могут быть также использованы логопедами в работе. Кроме того, выявленную систему занятий и упражнений могут использовать родители в целях корректировки некоторых особенностей мышления и внимания детей 6 -7 лет с различными нарушениями речи.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.