Курсовая работа|Логопедия

Формирование когнитивных процессов у детей 6-7 лет, имеющих речевые нарушения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 46

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1.2 Особенности формирования когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

1.3. Технологии формирования когнитивных процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИе КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

2.1 Выявление уровня сформированности когнитивных процессов детей

2.2 Формирование когнитивных процессов у детей

2.3. Анализ эффективности проведенной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

На данный момент все больше возрастает актуальность проблемы формирования когнитивных процессов у детей с различными нарушениями речи. Особую актуальность приобретает данная проблема среди психологов, логопедов, и педагогов. Так, все больше и больше появляется таких детей с различными нарушениями речи. Данные нарушения могут возникнуть по разным причинам: тяжелые роды, задержка развития, перенесенные болезни в раннем возрасте. Когнитивная сфера охватывает всю человеческую деятельность и начинает формироваться с первых месяцев жизни, поэтому когнитивные нарушения у детей очень важно выявить как можно раньше. Так, по мнению некоторых исследователей в данной области, задержка одного из компонентов когнитивных процессов (мышления или речи) у ребенка может вызвать задержку всего развития или даже его остановку. Так, по данным Минздрава РФ на 2018 год, распространенность речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в разных регионах нашей страны колеблется от 35,7% от общего числа детей.

Особая роль в формировании когнитивных процессов приходится на 6 -7 лет. Так, именно в этом возрасте дети начинают задавать вопросы, интересуются окружающим миром. Обогащается внутренний мир ребенка, появляются новые чувства, например, нравственные, и эмоции. Кроме того, активно развивается воображение, происходит овладение формами восприятия и мышления, к 7 годам развивается и произвольное внимание. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Однако, не многие родители понимают всю важность формирования когнитивных процессов для своего ребенка. Так, некоторые родители считают, что их ребенок рассеянный, поэтому он не такой внимательный. В реальности же причина может скрываться в недостаточном развитии внимания, его мышления у ребенка с нарушениями речи. В случае, когда родители и педагоги знают, что происходят с детьми с нарушениями речи, то им проще работать с этими детьми. Педагоги могут осуществлять коррекционную программу для ребенка, а родители помогать в этом.

Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: увеличение количества детей с различными нарушениями речи, но недостаточная сформированность знаний родителей и педагогов о формировании когнитивных процессов. Мы в нашей работе рассмотрим формирование когнитивных процессов у детей 6 -7 лет, имеющими речевые нарушения, на примере особенностей мышления и внимания.

Анализ литературы свидетельствует о том, что на сегодняшний день интерес к проблеме формирования когнитивных процессов детей с речевыми нарушениями увеличивается. Немалый вклад в изучение данного явления внесли И.Т. Власенко, Т.Б. Филичева, Г.А. Чиркина, Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо.

Цель исследования: когнитивные процессы у детей 6-7 лет, имеющих речевые нарушения.

Объект исследования: особенности когнитивных процессов у детей 6 – 7 лет, имеющих речевые нарушения

Предмет исследования: процесс разработки технологии формирования когнитивных процессов у детей 6 -7 лет с речевыми нарушениями.

Гипотеза исследования: Формирование когнитивных процессов у детей 6 -7 лет с речевыми нарушениями будет происходить наиболее успешно при соблюдении педагогических условий. А именно:

Проведение комплекса коррекционно – развивающих упражнений.

Использование технологий формирования когнитивных процессов у детей 6 -7 лет с речевыми нарушениями.

Поддержание благоприятного эмоционального климата при проведении системы занятий.

Задачи исследования:

Изучить теоретические основы проблемы формирования когнитивных процессов у детей 6 – 7 лет с речевыми нарушениями.

Выявить особенности мышления и внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Разработать технологию формирования когнитивных процессов, (на примере мышления и внимания) детей 6-7 лет, имеющих нарушения речи

Проверить эффективность проведенной работы.

Методологической основой исследования являлись ведущие принципы – системности, единства теории и практики, а также общепсихологические принципы единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев П. Я. Гальперин), принцип развития (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). А также были использованы принцип единства диагностики и коррекции, принцип учёта психофизического состояния ребенка при определении объёма и характера проводимой с ним работы, принцип психологической комфортности.

Исследование опирается на работы ученых по проблемам возрастных особенностей дошкольников (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), в том числе по проблемам формирования когнитивных процессов детей с речевыми нарушениями (И.Т. Власенко, Т.Б. Филичева, Г.А. Чиркина).

Методы исследования:

Теоретический: анализ литературы по теме исследования, сравнение и обобщение эмпирических и теоретических данных, наблюдение.

Эмпирические: эксперимент.

Диагностические методы: методика «Домик», таблицы Шульте, методика на выявление особенностей мышления «Четвертый лишний».

Статистические методы: методы элементарной математической статистики (процентная доля).

Исследование состояло из нескольких этапов: подготовительного – анализа литературных источников по проблеме исследования, определение целей и задач работы, а также формулировки гипотезы; основного – теоретического и эмпирического исследования, обработки данных; заключительного – анализа результатов исследования.

База исследования: д\с № 1088 при школе ГБОУ 2120 г. Москва. Выборку исследования составили 20 детей 6 -7 лет с различными речевыми нарушениями.

Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы в практике работы психологов, педагогов. Разработанные нами технологии формирования когнитивных процессов, (на примере мышления и внимания) детей 6-7 лет, имеющих нарушения речи могут быть также использованы логопедами в работе. Кроме того, выявленную систему занятий и упражнений могут использовать родители в целях корректировки некоторых особенностей мышления и внимания детей 6 -7 лет с различными нарушениями речи.

Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.

  1. Акaтoв Л. И. Социальная реабилитация детей c ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов выcш. yчeб. зaвeдeний. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 368 c.
  2. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания школьника. - Л.: АПН РСФСР, 2016, С.86
  3. Богомолова, А. Нарушение произношеня у детей. Пособие для логопедов. - М.: Просвещение; Издание 2-е, перераб., 2018. - 208 c.
  4. Большой психологический словарь / авт.-сост. и общ. ред.: Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прейм-Еврознак, 2007.
  5. Бондаренко, Т. А. Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Бондаренко, Н. А. Бородина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 334-338. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47163/ (дата обращения: 22.12.2020).
  6. Власенко, И.Т. Особенности словесно-логического мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 2010.- 183 с.
  7. Волкова Н. Внимание детей во время занятий// Дошкольное воспитание. 2001.- №12.- С. 6-9.
  8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
  9. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2008, С.500
  10. Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 2007.
  11. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание: учеб. Пособие для учителя. – М.: Педагогика, 2010. – 162 с.
  12. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.
  13. «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» / Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. - М: АРКТИ, 2003 -32 с.
  14. Минскин, Е. М. От игры к знаниям.- Москва: Просвещение, 2017. 192 с.
  15. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.- М.: Просвещение,2011.
  16. Назарова Н.М. Специальная педагогика/ М.,ACADEMA, 2000.
  17. Немов Р.С. Психология/ Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  18. Назарова Н.М. Специальная педагогика/ / М.,ACADEMA, 2020.
  19. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  20. Поддьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. – М.: Педагогика, 2007. – 200 с.

и другие источники

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское