ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования у младших школьников умений и навыков построения описания
1.1 Описание как функционально-смысловой тип текста
1.2 Текстовая работа на уроках русского языка в аспекте формирования у младших школьников умений и навыков построения описания
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников умений и навыков построения описания
2.1Организация и проведение констатирующего эксперимента
2.2 Методические рекомендации к работе по формированию у младших школьников умений и навыков построения описания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Знание человеком функционально-смысловых типов речи актуально на сегодняшний день. Типы речи необходимы для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой. Особо значимо умение общаться и понимать других людей. Работа над описательным функционально-смысловым типом текста весьма актуальна в связи с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов, поскольку в них обозначены такие метапредметные результаты, как умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, композиционно-структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного функционального типа речи.
Цельисследования– выявление и апробация приемов работы по формированию у младших школьников умений и навыков построения описания
Объект исследования –формирование у младших школьников умений и навыков построения описания.
Предмет исследования – приемы работы над описательным функционально-смысловым типом текста на уроках русского языка в аспекте решения задач по развитию речи.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если в процессе работы над описательным типом текста вести работу над уяснением существенных признаков таких текстов, то это будет способствовать развитию описательных навыков у младших школьников.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику описанию как функционально-смысловому типу текста;
рассмотреть текстовую работу на уроках по русскому языку в аспекте формирования у младших школьников умений и навыков построения описания;
провести опытно-экспериментальное обучение, направленное на формирование у младших школьников навыков описания.
Методологической основой исследования являются основные положения трудов А. Н. Кожиной, М. Р. Львова, О.М. Казарцевой, Т.А. Ладыженской, Г.Я. Солганика и др.
Методы исследования: анализ лингвистической, методической, учебной литературы.Эксперимент.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе ОГКОУ Школа №19, г. Ульяновска; количество участников эксперимента – 10 учащихся младших классов.
Теоретическая значимостьисследования состоит в разработкерекомендаций по формированию у младших школьников умений и навыков построения описания.
Практическая значимость исследования: разработанные задания по формированию у младших школьников умения описательных навыков при построении текста.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Антамошкина, З.С. Формы работы с текстом // Психология, социология и педагогика. [Электронный ресурс]. – 2014. – №2 – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2842
Бакулина, Г.А. О работе над изложением на уроках русского языка/ Г.А. Бакулина // Начальная школа. – 2011. – №6. С. 6 – 9
Головкина, С.Х. Лингвистический анализ текста / С.Х. Головкина С.Н. Смольников. – Вологд, 2006. –60с.
Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А. Ипполитова. – Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2015. – 448 с.
Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. – Москва : Флинта, Наука, 2003. – 496 с.
Коган, П. С. Теория словесности. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rudiplom.ru/lectures/stilistika-teksta/1088.
Кожевникова, Л.С. Урок по развитию речи / Л.С. Кожевникова // Начальная школа. – 2011. – №7. – С. 18 – 20
Кудряшова, М.Г. Приемы педагогической техники в начальной школе / М.Г. Кудряшова // Начальная школа. – 2011. – №12. С. 4 – 7
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Просвещение, 1974. – 255 с.
и другие источники