ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1 Функциональная грамотность как объект
психолого-педагогических исследований
1.2 Особенности формирования функциональной грамотности
у детей младшего школьного возраста
2 ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
2.1 Приемы формирования математической функциональной грамотности младших школьников
2.2 Подбор заданий для младших школьников на функциональную грамотность по математике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Школа в современных условиях представляет собой значимый аспект в рамках реализации обмена опытом старшего поколения младшему поколению. Школа своего рода создает будущее средствами образовательных программ.
Учитывая особенности и задачи школы, как института общественных отношений, он представляет собой отражающий механизм который влияет на формирование личностных качеств учащихся. Именно благодаря школе происходит культивирование тех качеств, которые в ближайшее время будут наиболее востребованы. Важно подчеркнуть, что школа позволяет создать те категории, которые особенно интересны государственному аппарату и общественному звену. В настоящее время институт школы также занимается поиском путей решения проблем формирования основ финансовой грамотности молодого поколения.
Обучение математике в начальной школе ориентировано на формирование способности мыслить математически, применять и интерпретировать математику для решения задач. Перед педагогическими работниками поставлена весьма серьезная задача - формирование математической грамотности обучающихся.
Математическая грамотность младших школьников как компонент функциональной грамотности включает в себя следующие требования:
- понимание учениками необходимости математических знаний не только для обучения, но и для повседневной жизни;
- потребность и умение применять математические знания в повседневной жизни;
- способность различать математические объекты;
- способность устанавливать математические отношения и зависимости:
- сравнивать и классифицировать математические компоненты.
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе требует использования разнообразных методов и приемов. От практических задач и игровых методов до использования разнообразных технологий. Есть множество способов помочь ученикам развивать свои математические навыки и применять их в повседневной жизни. Это поможет им стать более функционально грамотными и подготовленными к будущим учебным и профессиональным вызовам.
Интеграция математики с другими предметами также может способствовать формированию функциональной грамотности. Например, ученики могут использовать математические навыки при изучении науки, географии или искусства. Это помогает ученикам увидеть, как математика применяется в различных контекстах, и понять ее значение.
Формирование функциональной грамотности также связано с развитием критического мышления. Ученики должны быть способны анализировать и решать проблемы, используя свои математические навыки. Это может включать в себя решение сложных задач, анализ данных и принятие обоснованных решений.
Цель исследования: рассмотреть формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть функциональную грамотность как объект психолого-педагогических исследований;
Выявить особенности формирования функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста;
Проанализировать приемы формирования математической функциональной грамотности младших школьников;
Подобрать задания для младших школьников на функциональную грамотность по математике.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Алферьева-Термсикос, В. Б. Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках дистанционных занятий / В. Б. Алферьева-Термсикос // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1-1(64). С. 88-92.
Арябкина, И. В., Алферьева-Термсикос, В. Б. Креативное мышление младших школьников как составляющая функциональной грамотности / И. В. Арябкина, В. Б. Алферьева-Термсикос // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023. № 1. С. 21-25.
Басюк, В. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В. С. Басюк, Г. С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика: электронный журнал [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-proekt-ministerstva-prosvescheniyamonitoring-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-osnovnye-napravleniya-i.
Берегова, Н. Г. Формирование функциональной грамотности младших школьников / Н. Г. Берегова // Педагогическое обозрение. 2021. № 1(45). С. 24-29.
Боталова, О. Н. Функциональная грамотность на уроках математики / О. Н. Боталова // Современное образование: наука и практика. 2023. № 1(20). С. 47-51.
Бощевская, А. Ю. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования / А. Ю. Бощевская // Наука и школа: электронный журнал [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekstesovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya
Виноградова, Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М. : Вентана-Граф, 2018. 288 с.
Виноградова, Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. 2017. № 3. С. 3-7.
Горынина, К. Э. Сущность и структура понятия «функциональная грамотность» / К. Э. Горынина // Наука и инновации XXI века : Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых. В 4-х томах, Сургут, 02 ноября 2022 года. Том IV. Сургут: Сургутский государственный университет, 2023. С. 54-56.
Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы: Учебное пособие / В. В. Давыдов. М. : Просвещение, 2015.
Ермоленко, В. А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности / В. А. Ермоленко // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 1. С. 166–176
Заббарова, М. Г. Научные подходы к характеристике понятия «математическая функциональная грамотность» / М. Г. Заббарова, Е. А. Гришина // Эпоха науки. 2023. № 34. С. 165-169.
и другие источники