Введение
1. Теоретические аспекты игровых технологий в период обучения грамоте
1.1 Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
1.2 Использование игровых технологий в ходе обучения грамоте
2. Анализ развития универсальных учебных действий в ходе обучения грамоте у младших школьников через игру
2.1. Диагностика развития познавательных способностей у младших школьников
2.2. Педагогические условия использования дидактической игры как средства развития познавательных способностей при обучении грамоте у младших школьников
2.3. Анализ результатов
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм (Огородников Т.И. [13], Кимберг А.Н.[14],Прихожан А.М.[16], Шамова,Т.И [18]). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия использования игры как средства развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в ходе обучения грамоте.
Цель: рассмотреть использование игровых технологий на уроках в период обучения грамоте.
Задачи:
– рассмотреть сущность понятий «игра» и «игровые технологии»;
– раскрыть использование игровых технологий в ходе обучения грамоте;
– провести опытно-экспериментальную работу по развитию универсальных учебных действий в ходе обучения грамоте у младших школьников через игру.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы, теоретическое обобщение результатов экспериментальных исследований, изучение передового опыта, педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом, тестирование, статистические и математические методы обработки информации, эксперимент.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Бабочкин, П.И. Студент как субъект учебно-воспитательного процесса в вузе //Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2012. – № 1.
Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский. – М. : Начальная школа, 2003. – 39 с.
Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский. – М. : Начальная школа, 2008. – 416 с.
Баттерворт, Д.Харрис Принципы психологии развития, - М. 2015. - 187 с.
Берцфаи, Л.В. Актуальные проблемы теории учебной деятельности / Л.В. Берцфаи // Теоретические проблемы развивающего образования: сборник статей / науч. ред. Т.М. Савельева, – Минск: ПКООО «Полибиг», 2012. – С. 147–151.
Григорьев, С.И. Социология жизненных сил и социальной субъектности в контексте поиска новой парадигмы социального мышления. / Теоретические основы подготовки социальных работников, – М. 2012. – с.6
и другие источники